Uralistica

"Похороните меня стоя" или забытые тайны мордовских погостов

«Похороните меня стоя»

Знания русского народа об этносах: эрзе, мокше и полностью исчезнувших мордве-терюханах, - издревле проживавших на территории Нижегородского края, достаточно ограничены. В частности, интересен самый древний из ритуалов – мордовский погребальный обряд. И хотя в настоящее время точная семантика и смысл его по больше мере утрачены навсегда, о нем наш сегодняшний рассказ.


На кладбище не гуляй –мертвец за пятку схватит


У всех финно-угорских народов отношение к кладбищу, погребальным и поминальным обрядам было всегда значимым. Смерть представлялась переходом в иной мир. Именно поэтому кладбища у поволжских финнов – мордвы, так же как и у марийцев, пользовались особым почитанием. На их территории, в частности, нельзя было косить сено, собирать ягоды и грибы, рубить деревья на дрова. К тому же те из живых, кто не оказывал своевременного почтения умершим предкам и не просил у них должного совета, могли накликать на себя беду: считалось, что усопшие родственники могли не только помогать живым, но и наказывать их, насылать различные напасти.

Во время решения общественных или семейных споров, стихийных бедствий, болезни члена родового коллектива, а также при начинании какого-либо семейного или родового дела, включая общественные моления и свадьбы, живые родственники обращались к умершим предкам, советовались с ними, просили их о помощи. По архаичным верованиям мордвы, умершие, живущие в тоначинь веле (в потусторонней деревне), могли не только общаться со своими живыми сородичами, но и влиять на природные явления, способствовать хорошему урожаю, а также общаться с добрыми и злыми силами – мифологическими существами – с целью побуждения последних влиять на судьбы людей. В частности, в селе Суроватиха Дальнеконстантиновского района в конце XIX – начале ХХ века обращения живых к умершим предкам было обязательным среди терюшевской мордвы.

Вы не поверите, но иногда мордва просила совета уснув на могиле. Чтобы задобрить умерших предков, эрзянин или мокшанин шел ночью на кладбище, взяв с собой жертвенную трапезу (хлеб и соль). Придя на место, он ложился ничком на могилу отца или деда и старался заснуть, дабы увидеть сон. Таким образом, он надеялся получить от предков совет насчeт поведения в той или иной тяжелой или необычной ситуации, а также узнать их мнение относительно успеха планируемого дела. Старики всегда старались поступать согласно этим рекомендациям.

Оказалось, что среди умерших на эрзянских кладбищах даже выбирались духи-охранители погостов. Первый раз об этом сообщил в начале XX века мордовский этнограф Макар Евсевьевич Евсевьев, которым было записано предание, что во время основания нового кладбища первого покойника мордва хоронила стоя и с посохом в руках. После чего его дух становился хозяином этого погоста. Духа этого мордва называла Калмонь кирди - покровитель, хозяин кладбища (могилы), или Калмо-ава – мать кладбища. И вот большая удача, именно об этом уникальном, не сохранившемся до наших дней обряде поведала мне пожилая эрзянка-знахарка из села Акузово Зоя Семеновна Сорокина 1933 г.р. Она рассказала так:

«У нас раньше хоронили покойника: первый раз в могилу как заведут и хоронят стоя, и чтобы была стара дева или мужик безродный. Нужно, чтобы они были чистыми перед богом. И у нас (на кладбище в Акузово -- Авт.) похоронены оба: и дева, и мужик. Вот я каждый день родителей вспоминаю значит: помяни, господи, Адама и Еву, царя Давида, девицу Наталью и Тимофея; то есть, похоронена девица Наталья и Тимофей. Это так старики говорили, что на кладбище они старшие покойники – хранители кладбища. Давно их похоронили – бог знат сколько лет прошло. Родители мои умерли – по восемьдесят с лишним лет им было; они ещё про них говорили. Может, и двести лет назад, а может -- более. Обоих, девицу Наталью и Тимофея – похоронили стоя. Места их ушь не найдешь – так только их вспоминаем. А уходим с кладбища, мы им говорим: прощайте, родителы праведные, званые приходите, незваные не приходите»(говор сохранен).

Кстати, нечто подобное из своих детских воспоминаний мне рассказал нижегородский историк Александр Луканов. Оказывается, в селе Ундол Владимирской области есть часть кладбища, где раньше дети боялись гулять. Старожилы рассказывали, что "там нерусские похоронены – стоя". И если человек мимо пойдет, его эти мертвецы за пятку схватят. А вместо крестов там раньше столбики стояли, а ныне только холмики остались. А еще говорили, что в старину в окрестностях Ундола мордовские семьи жили.

Закапывали курицу и зайчатину

Что касается погребального обряда, то еще в середине XIX века в Нижегородской губернии в гробы мордва клала обычный погребальный инвентарь – вещи и украшения, которые по их верованиям обязательны покойному и ранее умершим предкам на «том свете». Мужчине - моток лыка с кочедыком для плетения лаптей, палку – обороняться от загробных собак, а также нож, огниво и трубку с табаком. Женщинам - пеньку, веретено, гребень, нитки и швейные принадлежности. Умершим детям - игрушки, сладости, чашку с ложкой. В гробы некоторых умерших также помещали продукты – лепешки, яйца, вино, деньги. А при раскопках мордовского могильника середины XVIII века в селе Ревезень Перевозского района Нижегородской области была обнаружена деревянная коробочка с остатками скорлупы четырех печеных яиц.

Будучи язычниками по убеждению, хотя уже и крещеная, мордва считала, что их усопшие «на том свете» точно так же нуждаются в еде и питье для поддержания тамошней, загробной жизни, как нуждались в жизни земной. Именно поэтому, по мнению русских православных священников, обычаи «кормления» покойников на практике выливались в освященные традицией коллективные гульбища. Так, например, считал священник С. Троицкий, описывавший в середине XIX века мокшанские обряды в некоем селе юга Нижегородской губернии. Он сообщал о молянах в родительскую субботу, со стороны напоминавшее народный праздник или сельское гулянье. В это время все жители деревень шли навещать умерших родственников, взяв с собою говядину, хлеб, вино и пиво. Курильщики прихватывали с собою табак и трубку. После исправления уставной православной литии на могилах, священников угощали вином и пивом и вежливо выпроваживали их с кладбища – после чего начинался языческий разгул. Как только все без остатка съедено и выпито, пьяная толпа разбредалась – кто мог двигаться – по домам. Далее православный священник писал, что его недавно крещеная паства в своих суевериях доходила до того, что делала в могильных насыпях родственников отверстия, в которые лили пиво и вино, приговаривая при том: «погуляйте, теперь, батюшки вы наши, с нами».

Эрзянская архаичная мета, вырезанная на могильном кресте.
Фото Дмитрия Доронина

Для сравнения приведем обряд, увиденный у православной мордвы в XIX веке в Инсаре (город в Республике Мордовия). Там после христианского погребения умершего, родственники и близкие покойного делали в могильной насыпи ямку и клали в нее табак, куриную ногу, зайца и другие съестные припасы, обильно поливая все это пивом и вином. Затем один из родственников или знакомых в длинной белой рубахе вступал с покойным в магический диалог: «Каково тебе на том свете?» – спрашивал он мертвого, и через несколько минут передавал присутствовавшим, будто бы покойник отвечал ему, что в загробном мире хорошо и что у него есть и табак, и курица, и заяц, и пиво, и вино.

Во время совершения у мордвы Нижегородской губернии первого поминовения над могилой закалывали для покойного мужчины лошадь, а для женщины – корову. Часть мяса этих жертвенных животных присутствующие съедали прямо на кладбище (в Акузове, Жданове Сергачского района и прочих мордовских селах и по сей день стоят длинные общинно-поминальные столы, в августовское время загруженные горками яблок и стаканчиками с медом). Остальное уносили домой для жертвы домовому духу. А в глубокую старину мордва вешала на надмогильные столбы или на сучья кладбищенских деревьев шкуры убитого жертвенного скота.

 

Катались с курганов

Говорят, что примерно раз в 50 лет у нижегородской мордвы-эрзи существовал обряд магического восстановления обрушившихся и оплывших могильных курганных насыпей – маров. В этот день мордовское население не занималось сельскохозяйственными работами, а совершало ритуальные языческие моления и резало жертвенный скот.

Собранные экспедицией музея истфака нижегородского госуниверситета им. Лобачевского данные из частично мордовских сел Большой Макателем и Хозино Первомайского района нашей области свидетельствуют еще об одной загадке. Оказывается, вплоть до XX века, нижегородская мордва-эрзя чтила своих столетия назад усопших предков, захороненных под марами (курганами). В Семик женщины в национальной одежде взбирались на вершины этих насыпей, ложились на бок и скатывались вниз. Якобы, это устанавливало контакты между мирами живых и мертвых, а также помогало исцелиться или предохраниться от всевозможных болезней.

Известный нижегородский филолог и этнолог Николай Морохин приводит данные о следующем обряде из той же местности, который проводился до 1930 годов. В середине лета местные эрзянки устраивали праздник "бабан-каша" (бабья каша) в урочище Калмазырь у древних курганов – месте захоронения мордовских воинов. Старые женщины варили кашу, которой кормили своих внуков. После этого мальчики ползали по траве, «чтобы скорее стали мужчинами и быть сильными». Считалось что при контакте со сдобренной плотью предков землей, дети и подростки магическим образом перенимали силу древних воинов. Когда в 1930 годы курганы распахали тракторами, этот обычай пресекся сам собой.

Во время экспедиции все в то же эрзянское село Акузово Сергачского района Нижегородской области, на кладбище, мы обнаружили более десятка различных мет в виде сложных геометрических фигур. Меты эти оказались с угловыми соединениями черт, что свидетельствует о том, что первоначально они предназначались для высечения топором, которым затруднительно производить плавные линии, а значит, эти меты берут свое начало от бортных знамен. Меты на кладбищенских крестах архаичнее, чем на бытовых предметах – они могли быть родовыми, фамильными или семейными идентификационными знаками – нечто вроде доморощенных геральдических фигур. Полностью отсутствуют меты в виде кириллических букв, ведь в глубокую старину мордва была почти поголовно неграмотной.

 

В колодах или в срубе

Есть сведения, что могилы у мордвы в глубокую старину делали наподобие погреба со срубом и крышей. Внутрь клали палочку – мерку от гроба – и некоторые хозяйственные принадлежности. Подобные наземные захоронения существовали у старообрядческих начетчиков и отшельников в лесах Заволжья:«могилы эти не подземные, т.е. не врыты в землю, но гроб ставится сверх земли, обкладывается по сторонам четырьмя толстыми кряжами и вместе с ними засыпается землёю». Срубы-домовины (домики мёртвых) наблюдатели позапрошлого века отмечали у костромских и нижегородских старообрядцев. В конце XIX – начале XX века вместо насыпей могилки иногда обустраивали деревянным обрубом из брёвен, сделанным по длине могилы. Такой в виде удлиненного колодца сруб был сверху открытым, изображая из себя ограду могилы. В иных случаях его покрывала плоская или двускатная кровля, на которую также ставили крестик.

Достаточно рано на могилах мордва вместо языческих срубов стала ставить православные кресты. Этнографы XIX века сообщали, что на кресты нередко приколачивали обрубки слег с изображением все той же родовой меты, или снабжали крест развилкой на вершине – для удобства развешивания шкур жертвенных животных.

Что же касается гробов, то до XVIII века мордва делала их из двух половинок расколотого древесного ствола, то есть в колодах. Следы их археологи часто прослеживают в виде древесного тлена. В более далекие времена покойников клали на подстилку из луба или заворачивали в бересту. Исследователи отмечали, что хоронить в гробах мордва начала под влиянием православных соседей лишь в начале XIX века. Мордовские гробы повторяли собою форму колод – и делались с окошечком в крышке или же с символическим обозначением окошечка зарубками или надрезами на плоскости гробовой крышки.

В настоящее время в мордовских населенных пунктах могилы копают гораздо глубже, чем у их соседей-русских. А сельское население в Лукояновском, Сергачском и Пильнинском районах с готовностью подтверждает этот тезис, подшучивая, что, дескать «у горожан в городе прикапывают по колено». До сих пор в мордовских селах юга Нижегородской области захоронение осуществляется исключительно заинтересованными лицами – родственниками и близкими усопшего, и никаких штатных могильщиков. Огромные, тяжелые деревянные кресты тоже сооружают своими силами. 

Дмитрий Карабельников, краевед
Первое фото: Дмитрия Доронина

Просмотров: 1949

Комментарий

Вы должны быть участником Uralistica, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Uralistica

Комментарий от: Maxim Ryabchikov, Июль 17, 2015 в 3:00pm

Что касается образования и грамотности...
До первой трети XX века что русские крестьяне, что эрзянские, что марийские были почти поголовно неграмотны. Разницы в культурном и технологическом развитии не было никакой или почти никакой.

Но есть и другая сторона медали. У русских было довольно значительное городское население, с развитым ремесленным производством. К примеру, марийское городское население отсутствовало начисто. И не по нашей вине. Мари было запрещено селиться в городах.
Поэтому ремесленная прослойка отсутствовала. Аналогично с рабочими на фабриках. В основном это были русские рабочие. А там какая-никакая техническая грамотность требовалась.

И самое главное то, что русские пользовались письмом. Летописи писали во многих русских городах. Это не их изобретение, и не так много было людей, которые владели письмом, но тем не менее. Были грамотные монахи, часть дворянства.
В XVIII веке Петр I начал активно развивать образование, инженерное дело, промышленность, но всё исключительно русское.
Налоги в казну платили все народы, а образование и науку развивали русскую.

Поэтому русские, конечно, имели преимущество. Не народ в целом, а образованная прослойка, которую они сумели нарастить, кстати довольно поздно по сравнению с другими европейскими народами. И во многом благодаря импорту образования, знаний, письменности, технологий из Европы.


Что касается легенд о самих себе.
Все народы сочиняют о себе легенды. В принципе в этом нет ничего страшного. Главное не перегибать палку.

Те же русские живут верой в "загадочную и широкую русскую душу". Чем не легенда?
Чем не легенда о Ледовом побоище? Оно было, но история явно раздутая. Раздули её после фильма об Александре Невском.

Чем не легенда о святом равноапостольном князе Владимире? По многочисленным свиделельствам он был многоженцем и тем не менее святой. И не очень понятно какое он имеет отношение к Москве...

А еще есть легенды о Варяге, 28 панфиловцах и тому подобное. Я уже молчу о Чудинове с Задорновым и древних русо-ариях.

Немного приукрашать свое прошлое можно, жизнь не наука. Главное не увлекаться.
Наука должна оставаться наукой, а голливудский или эзенштейновский фильм может не быть строго научным. Имеет право.
Другое дело, что многие "знают" историю по фильмам. Издержки цивилизации.

Комментарий от: Erush Vezhai, Июль 14, 2015 в 6:35pm

" ранжир, он чем то обоснован?" Всё тем же, Maxim, он везде в РФ, даже на эрзянском "Велень Озкс" без ранжира никак. На заднике плаката он хорошо выражен. Чтобы эрзяне "не забывали", кто главный на эрзянском празднике...:)(

Комментарий от: Maxim Ryabchikov, Июль 14, 2015 в 4:42pm

"Знания русского народа об этносах: эрзе, мокше и полностью исчезнувших мордве-терюханах, - издревле проживавших на территории Нижегородского края, достаточно ограничены."

А при чем тут вообще русские? Знания немцев или китайцев о эрзя больше?
Эрзян должно заботить, что именно русские о них знают? Очень странно. Почему вообще на всё нужно смотреть глазами русских?


Русские, конечно, народ, а эрзя и мокша - этносы. Интересный ранжир, он чем то обоснован?

Комментарий от: PaoL, Июнь 24, 2015 в 8:23pm

Дискуссия была заключена вокруг узкой темы: исторического познания нашей истории, каким образом оно осуществляется. Не более. Переход на личностные оценки выходит за рамки данной дискуссии. 
Лиядо кортамотне те кортамос а совить, ансяк эрямопингень чаркодемадо.

Комментарий от: Erush Vezhai, Июнь 24, 2015 в 3:49pm
"эрзянская историография(основной частью которой являются ссылки) пока не совершенна, фактология слаба и внимание больше уделяется гипотезам, нежели фактам."

Это Вы, Паол, с Д.Корабельниковым спорите?

Если со мной, то я нигде не утверждал то, о чём Вы утвердительно пишете.

Те специалисты, к которым я Вам предложил обратиться, тоже.

Паол, Вы сами назвали себя занимающимся "анализом". До "сарказма" я не дошел, по-моему. А вот до иронии, да. Она, надеюсь, не навредит ни Вам, ни мне.

Но Ваш "анализ" в этой теме интересен. Анализируете уж больно однобоко. Не ЭТУ статью. Не ТЕКСТ статьи. Не позицию АВТОРА статьи.... Не заметили? Это троллинг?

Очень похоже на увод от темы.

Я не специалист в темах, которые поднимаете Вы. И не аналитик. Но я теперь обязательно буду обращать внимание на тексты и авторов относительно Пургасовой Руси (кстати, в старину не писали с прописной буквы вообще, так?)

И ещё. Упоминая Пургасову Русь, РУССКИЕ летописцы вряд ли думали, что будут предполагать под "русью" так называемые Вами( но не названные!) "представители шаткого национализма с элементами мифологии" (Вы так и не осмелились назвать имена, так "шариком" прокатились), так и "сознательные этноцентристы с реалистичным взглядом на действительность." (Это, надо полагать - Вы).




Будет время, поищу публикации на эту тему и, надеюсь, мы с Вами поговорим на эту тему отдельно, чтобы не продолжать троллинг статьи Д. Корабельникова. Постараюсь сопоставить Ваш "анализ" с тем, что удастся найти.


А остальное, Паол, снова общие "шары", весьма отдаленные от темы. Всё дальше и дальше... Немцы, итальянцы.... Не сомневаюсь в Вашей широкой эрудиции. Но мы в КОНКРЕТНОЙ теме.


Мои предложения по дискуссии по названным книгам остаются в силе. Если Вы, конечно, в этом видите интерес иной, кроме сторонней "аналитики".

Если возьмётесь за это, то чем могу, помогу в организации. И сам выскажу своё мнение о них. Было бы очень хорошо провести такие дискуссии вместе с авторами.

Мне представляется, что нам, эрзе, необходимы и книги, и исследования по истрии Эрзя народа, по его культуре.

Буду рад, если Вы от "аналитики" (7 лет!) перейдёте и к исследованиям и к ПУБЛИКАЦИЯМ СВОИХ трудов по эрзянской тематике. Не пора ли?

Только хотелось бы, чтобы Вы не увлеклись поиском новых "шатких националистов". \

Это уже было. Это будет тупик.

Вам надо идти вперед. Если зациклиться на этом даже в простейшей дискуссии, то и для Вас, для Вашей позиции "сознательного этноцентризма" найдёт такой - ИЗМ! И это тупик. А не дискуссия.





Мезе меревлинь эрзякс теть, цёра. Превеят. Ансяк мезес преветь путат? Ансяк "аналитикас"? Косояк тевсэ а неяват, косо эрявить эрзянь кедть ды прят. Эли манявинь? Тон Инекужонь Топавткурос кочказь ломанят. Каршо эзить ульне. Мекс ВЕСТЬКАК кодамояк тевс кедеть-виеть а путат? Тевтопавтомакуронть ютавтнемас а сакшнат. А ютко теть....

Те монень зярс а чарькодеви. Тонсь, эсь мельсэть алтыть важодеме. Косо важодемат?

Эли совить ансяк мельганок "ваныцякс"? Сестэ - те ульнесь маньчемакс - эрзятнень икеле важодемадо алтамот?

Вана истят а шожда кевкстемат улить превсэм.

А содан, кепсить, арась, кедеть монь кис. Монь каршо кедть арасельть, лецтнян.

Сестэ мекс а лездат тень эрзянь тевтнень ветямо? Монень весе эрзянь тевтне арази кепедевить лездыцявтомо?

А кемат монень? Тонь тевесь. Иля кеме. Кармавтомот мон а карман. Сестэ мекс монь каршо валот эзик ёвта? Ёвтавлить лия лем, лия ломань улевель прявтокс. А ней ансяк янксят, келя, вай, од эрзятнень ютксо икеле молицят (лидер) арасть...

Важодть, вешнек, кастак! Сор тикшекс сынь, икелев тердицятне, а касыть. Эли теде тонь преветь марто а содат?

Учан кевкстемам коряс каршо валот. Бути эрямо коеть ули ве ёндо ваныцякс улемс, сестэ коеть чарькодеви...


Ульть шумбра, ялгай. Мелеть ванозь, Эрюш лелясь.
Комментарий от: PaoL, Июнь 24, 2015 в 12:52pm

1.Какое отношение эти ссылки имеют к обсуждению статьи Д. Корабельникова? 

Причины появления ссылок заключаются в необходимости показать  то, что эрзянская историография(основной частью которой являются ссылки) пока не совершенна, фактология слаба и внимание больше уделяется гипотезам, нежели фактам. Для того чтобы не быть голословным и были приведены ссылки и некоторые положения из них. Каким образом это стало относится к данной статье видно из наших комментариев.

2. КЕМ "эти труды "преподносятся как ГЛАВНЫЕ ИСТОЧНИКИ эрзянской истории?

А просто других, именно эрзянских массовых печатных источников об общей эрзянской истории не существует. В то же время эти источники уже влияют на восприятие эрзянской истории. Взять хотя бы именование эрзянского прото-государства "Пургасовой Русью".  В то же время на самом деле русские летописцы именовали его "Пургасовой волостью", а не "русью".
"Русью" именовали некое сословие или этнос, наряду с "мордвой"(эрзянами) в войске Пургаза, учувствовавший в столкновении с про-владимирскими половцами Пуреша, но потерпевший поражение, с последующим отступлением эрзянского войска Пургаза из битвы.(Описывается в Лаврентьевской летописи)

"Книги А. Шаронова и И. Эрзяйкина я думаю, могут быть обсуждены, но не "осуждены". это - ПЕРВЫЕ пробы, на мой взгляд с серьёзными вопросами к ним, первые пробы и попытки написать что-то по эрзянской проблеме."
 

 Само их появление ни в коем разе не осуждено. Речь идёт о конструктивной критике тех моментов, формирующих искажённый взгляд на эрзянскую историю. Причём порой русифицирующий взгляд. Эрзя НЕ участвовала в призвании Рюрика и создании Руси, эрзянское княжество не именовалось Русью, меря, русь, эрзя это не одно и то же(пока..), "эрзяно-мерянский" язык НЕ составлял основу русского языка и многое другое.
 
Или же напишите рецензию. Отправьте авторам. Опубликуйте свою рецензию на эти книги. 7 лет "анализа"! Справитесь.

Не смотря на сарказм про "7 лет анализа", в действительности позиция авторов осознанная. Рецензии и  обсуждения не поменяют точку зрения авторов(убеждён, что в процессе написания, было не мало обсуждений, которые ни на что не повлияли, в то же время мифология взяла верх). Поэтому считаю достаточным поделиться мнением на Уралистике.

"представителей шаткого национализма с элементами мифологии" (Вы так и не осмелились назвать имена, так "шариком" прокатились), так и для "сознательного этноцентризма с реалистичным взглядом на действительность." (Это, надо полагать - Вы).

мифологичный национализм и реалистичный этноцентризм это не "я" или "кто-то", это не люди, это виды, стороны идеологии, системы взглядов на прошлое, настоящее и будущее этноса. Да в истории были моменты когда целые нации, большие нации, например немцы, венгры, итальянцы, русские предпочитали миф нежели реалистичность.(миф всегда заманчивее, миф о неком великом идеализированном прошлом). Но потом происходило тяжёлое прозрение и возвращались вновь к реалистичному взгляду на прошлое, настоящее и будущее.

Комментарий от: Erush Vezhai, Июнь 23, 2015 в 7:03pm

Ссылки: "Эрзя и русь в фокусе русского неславянина", "Эрзя, Меря, Русь в историографии России" (А.М. Шаронов), "Краткая история эрзя народа"(И.Ф. Эрзяйкин).(там есть всё) Эти труды преподносятся, как главные источники эрзянской истории...Увы." 

Опять "шары", Паол, что недопустимо для серьёзного "аналитика".

Два вопроса, Паол:  

1.Какое отношение эти ссылки имеют к обсуждению статьи Д. Корабельникова? 

2. КЕМ "эти труды "преподносятся как ГЛАВНЫЕ ИСТОЧНИКИ эрзянской истории?

Вами?

Теми специалистами, к которым я предложил Вам и Корабельникову обратиться по ВОПРОСУ "поголовной безграмотности мордвы"? 

Снова "шары" с притягиванием за уши, Паол. Ближе к теме бы желательно...  7-летний опыт "анализа", надеюсь поможет Вам в этом.

Не сомневаюсь, что указанные Вами источники, обладают массой моментов с которыми и Вы, и я, и другие, кто их ЧИТАЛ, могут не соглашаться, опровергать и т.д. Но речь в моих постах в этой теме шла о СПЕЦИАЛИСТАХ, которые МОГЛИ БЫ помочь и Вам и Д. Корабельникову в любимом Вами "анализе" погребальных обрядов Эрзи и Мокши. А Вы вместе с "другом" стали троллить и тему, и моё предложение с прохождением "шарами" по ВСЕМ, кто под руку попадётся... А "там есть всё" - это вообще не критика, не аргумент и даже не "анализ".

Книги А. Шаронова и И. Эрзяйкина я думаю, могут быть обсуждены, но не "осуждены". это - ПЕРВЫЕ пробы, на мой взгляд с серьёзными вопросами к ним, первые пробы и попытки написать что-то по эрзянской проблеме.

Для этого нужна была авторам НЕЗАВИСИМОСТЬ и СМЕЛОСТЬ. Как удалось им раскрыть задуманное в зависимости от их профессионализма - это вопрос для обсуждения а не "заглазных" ярлыков.

И обсуждение лучше делать с авторами, так как они, чансть Инешкипазонтень, живы здоровы. Пригласите их к себе вместе с эрзянами Нижегордской области, сделайте обсуждение, дискуссию. А не за глаза. Или же напишите рецензию. Отправьте авторам. Опубликуйте свою рецензию на эти книги. 7 лет "анализа"! Справитесь. Это будет полезно как для "представителей шаткого национализма с элементами мифологии" (Вы так и не осмелились назвать имена, так "шариком" прокатились), так и для "сознательного этноцентризма с реалистичным взглядом на действительность." (Это, надо полагать - Вы).

Комментарий от: Erush Vezhai, Июнь 23, 2015 в 6:23pm

"Что касается статьи Карабельникова, то это не более чем русская журналистская статья, целью которой является не столько научное познание, сколько временное повышение рейтинга за счёт привлечения читателя необычной информацией, её цель - завлечь информацией. Вот и всё. " Лавшосто. Аволь домкасто. Ды ялатеке паро. Эряволь сёрмадомс : "дезинформацией".

Комментарий от: PaoL, Июнь 23, 2015 в 4:33pm

Ну или другая аналогия - Маннергейм

Уже "фашисты" пошли в аналогии! прогресс). Друг товарища гетмана Скоропадского, союзник Гитлера.)) вот так кульбиты у черемиса))
Так украинские "фашисты" тоже за старую власть в Крыму и против нынешней понаехавшей шахтёрско-трактористской хунты, против создаваемого проекта "новороссия". Сплошные Мамичи-Бердеи, прям как бандера, боровшийся против новой власти коммуняк)))

Паол, уважаемый. Цитаты и ссылки ОБЯЗАТЕЛЬНЫ

Ссылки: "Эрзя и русь в фокусе русского неславянина", "Эрзя, Меря, Русь в историографии России" (А.М. Шаронов), "Краткая история эрзя народа"(И.Ф. Эрзяйкин).(там есть всё) Эти труды преподносятся, как главные источники эрзянской истории...Увы.

 Мон сыненст седе кемевлинь
Эрзятнень кевстемедест нулгодят.... Вай.... Ванан, а виськс...

Это компетенция не веры, это компетенция фактологии. Фактология не терпит эмоциональной оценки и эстетического понимания, ей требуется системный анализ и логика. Если мы хотим, чтобы наша история более походила на науку, нежели на сказку или религиозный трактат. Кевкстемат уже арасть, весе икеле невтезь источниктне ловнозь, вейкеяк факт "письменность"-де, ды "русь это эрзя"-де, "петр первый это эрзя"-де эзть муеве. Весе гиппотезат, невтезь кода фактт. Кодат каршо валт кевстемадомейле крамить, содан.
Что касается статьи Карабельникова, то это не более чем русская журналистская статья, целью которой является не столько научное познание, сколько временное повышение рейтинга за счёт привлечения читателя необычной информацией, её цель - завлечь информацией. Вот и всё.

Комментарий от: cheremis, Июнь 23, 2015 в 2:51am

Ну или другая аналогия - Маннергейм (держащий на своём столике портрет Николая 2) .

Пусъёс

© 2019   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования