Uralistica

Кризис национальны организаций, и международного представительства Финно-угорских народов РФ.

По поводу кризиса марийских организаций и в первую очередь "Мер каҥаш", Вы можете подробно ознакомиться  из статей Юрия Ерофеева - исполнительного директора московского землячества Марий на сайте Finnugor. ru , просто забив имя автора в поисковик. (здесь отдельно более ранняя статья http://www.finugor.ru/news/kuda-smotrit-upravlenie-minyusta-rf-po-m...l). Однако наибольший степени вопрос о пользе существования этой организации, ребром поставило вот это Интернет голосование http://www.finugor.ru/news/vsemariyskiy-sovet-mer-kangash-pokazal-n...

Овновные претензии выдвигаемые к этой организации очень хорошо показывают причины этого кризиса:

1. Закрытый характер и не желание информировать кого-либо о свое детальности.

2. Тусовочность, основная деятельности состоит в имитации деятельности, в виде всевозможных, съездов, выборов себя любимых в представители марийского народа, на международных конференциях. Заслушивания докладов как у нас все хорошо, особенно с "дружбой народов".

3. "Корманность" организация находится полностью "в кармане" Маркеллова при этом ничто сумняшеся, всячески ищет повода ему угодить. По поводу кукловодов от власти, Ерофеев уже достаточно красочно все описал, поэтому не буду узурпировать его бренд.

Заметим здесь что у "Мер каҥаш" есть все таки свой сайт, но его куцесть поражает (http://mer-kanash.ru/). За январь только одна новость, за декабрь прошлого года две одна из которых поздравление с новым годом нынешнего оньыжа Анатолия Иванова. Видимо писать не о чем, да не кому, под всеми не авторскими статьями стоит имя только одного человека - Эльвира Куклина, видимо больше там никого нет. 

Все бы нечего если бы эти проблемы возникли недавно. Но о них говорят уже много лет (http://mariuver.com/2012/12/29/mer-kangash-sektu/), при этом руководство этих организаций попросту плюет на всякую критику, их и так не плохо кормят. На фоне этого создание "Общероссийской культурной автономии мари" ничего не меняет. Это очередная организация, во главе с очередным депутатом Гос. Думы РФ. Ларисой Яковлевой (бывшей кстати когда-то Оньыжа). Это новая организация напоминает не более чем тусовку, обделенных при очередном разделе пирога. Что видно уже их ее учредителей " ее учредили региональные национально-культурные автономии марийцев Удмуртской Республики и Ленинградской области." (http://mariuver.com/2015/12/12/ros-kult-avt/).

Конечно всю эту полемику можно списать на готовящейся X-й съезд марийцев, и особо на VII конгресс финно-угорских народов в Лахти. Подобная полемика часто возникает на волне предвыборных компаний, и обостряет трения между различными национальными организациями. Нечто подобное мы видели в Карелии в ноябре-декабре. Где главы бывшего, ныне не существующего "Карельского конгресса" Анатолий Григорьев идет на открытую жесткую конфронтацию со всеми и вся. Что очевидно связано с предстоящим "Съездом карел", который в добавок оставляет за собой право формировать карельскую делегацию, для Всемирного конгресса.

Однако когда речь заходит о ПФО это объяснение не подходит. Здесь уже заранее назначены организации которые будут представлять свои народы в Лахти. От Марицев это "Мер каҥаш", от удмуртов "Удмурт Кенеш", от "мордвы" МРОО мордовского народа. И никто из вне не пролезет!

Теперь посмотрим как обстоит дело у других. И начнем с "Удмурт Кенеш", относительно которого уже давно идет внутри удмуртский спор: "Пациент сорее жив, чем мертв, или скорее мертв, чем жив?" Ответ будет парадоксальный: 

"Кенеш мёртв, но все в него верят. Тем и жив. 
Основной нерв работы организации связан с проведением своих конференций, съездов и самое главное Выборов! 
Одна из задач Кенеша сдерживание "неправильной" с точки зрения властей активности удмуртов. 
Можно сказать в Удмуртии как и во всей России власти порождают конфликты и разделения внутри нацорганизаций. Власти грубо вмешиваются в деятельность нацорганизаций. Президент Волков сидел если не на всех, то на многих съездах Кенеша и говорил за кого голосовать, сидящие в зале делегаты - муниципальные работники принимали это как указание, без обсуждений. Такова политика партии в данный момент." Действительно начиная с 2008 мы видим в президиуме Всеудмуртских съездов почти сплошь одних представителей руководства УР а также депутатов местного и федерального уровня. Что даже не скрывалось, а напротив преподносилось как достижение (Удмурт Кенеш 20 лет. Ижевск 2011. С. 65-66). Таким образом факт слияния, а точнее, полного подчинения этой нацорганизации властям налицо.

В Информационной политикой вроде как по лучше даже функционирует сайт (http://udmkenesh.ru/)и на нем публикуются некоторые новости, хотя в 2014 г. он был на гране закрытия, по причине неуплаты за хостинг. Впрочем предлагаемые там новости (кроме новогоднего обращения И. Семенова) никак не отражают деятельность организации, о сообщают о республиканских событиях (хотя организация межрегиональная), которые в можете найти на любом новостном портале Удмуртской республики. " Так что можно говорить о "отсутствии информационной политики как следствии системной работы и организационной недоразвитости организации... просто писать некому и не о чем."

Таким образом перед нами очередная организация обладающая все теми же признаками что и "Всемарийский совет" - карманность, Тусовочность, отсутствие деятельности, отсутствие информации о ней. Впрочем два последние пункта представлены в отношение "Удмурт Кенеш" в меньшей степени чем в отношение "Марий Мер каҥаш". Это вселяет надежду, что этой организацией еще не все потеряно, и что ее еще можно спасти. И путь к этому спасению лежит посредством полной деполитизации. Эта идея была отчетливо высказана еще 20 сентября 1990 г. в Декларации о государственном суверенитете Удмуртской республики (ныне не действующей): "В Удмуртской Республике не допускается совмещение должностей руководителей органов государственной власти и управления с любой другой должностью в государственных организациях, политических партиях и общественных организациях." Здесь четко прописан принцип о недопустимости, совмещения должностей в органах государственного управления и общественных организаций. Именно этот принцип и нужно будет возобновить, примирительно к "Удмурт Кенеш", четко прописать в уставе этой нацорганизации о недопустимости совмещения деятельности в руководстве организации и органах государственного управления и политических партиях. Почему политические партии? ""Пётр Бобров: 5 декабря была сорвана конференция Удмурт Кенеша Ленинского района Ижевска. Бессовестные, позорные руководители, решили провести конференцию по своему. Пригласив на конференцию незнающих удмуртского языка, никакого отношения не имеющих к Удмурт Кенешу,которые стали диктовать свои условия проведения конференции. Хохряков В П , Шубин ЛЛ , Ныров ВА , Александрова ЕК по всей вероятности знали о провокации. И кто же они после этого!? Народ должен об этом знать.

"Илья Викторов: Единая Россия через районную администрацию отправила на конференцию " Удмурт Кенеш" по телефонограммам порядка 70 человек, из них от силы 5 человек удмуртов, 9 татар, остальные-русские. Эти люди никогда не имели никакого отношения к Кенешу. Когда это выявилось, конференция сорвалась." Конференция в конечном счете состоялась в Зоопарке. О ее результатах сведений не имею. 

Здесь имеет место быть и внутренняя борьба за власть, за что конференцию УК по индустриальному району Ижевска и назвали цирком (http://udmurtmilady.blogspot.ru/2015/12/blog-post_17.html). Но превалирует подковерная возня и коридорные терки. Именно такова политика нынешнего президента "Удмурт Кенеш" Семенова. Хотя если бы он решал вопросы удмуртов более открыто а не методом терок в Администрации, можно было бы рассчитывать на успех в ряде вопросов. Единственно не соглашусь с удмуртской блогершой ссылка на которую была переведена выше. Первокурсников наоборот надо водит на конференции "Удмурт Кенеш", чтобы они видели во что он превратился.

Конечно на фоне этого как всегда благополучно выглядит "мордва", у нее нет никакого противостояния различных нацорганизаций или внутри них. Поскольку МРОО "Мордовского народа" (ранее МОД) узурпировало себя право быть единственным "легитимным представительством мордовского народа" . Это отсутствие всяких конфликтов отнюдь не должно радовать, оно лишь симптом отсутствия всякой национальной деятельности. Вот из этой статьи в "Эрзянь Правде" мы узнаем что за 2015 г. они провели пять заседаний одно из которых в Саратовской области, устроили спортивные состязания, и лагерь, и под конец года посетили этноёлку в Саранске (http://www.erziapr.ru/index.php/culture-and-religion/2013-2015-12-2...). В общем здорово потусовались. Правда забыли упомянуть что во время саратовского заседания, они наотрез отказались встречаться с местной не одобренной свыше общественностью эрзи саратовской области. А представитель АФУН по Саратовской области Чатуров Федор Павлович, просто игнорит местных эрзян, и вообще отказывается признавать их наличие в этой области. Если бы не потешившей призыв Лузгина всем валять валенки. Об их Ардатовском заседание тоже бы пожалуй никто бы не узнал. Впрочем и так знают не многие. 

Если в отношение "Удмурт Кенеш" мы имеем дело с вопросом о жизни и смерти, то здесь с бытием и не бытием. Если по вопросу о "Мер каҥаш" только 45 % ответили, что ничего о нем не слышали (http://www.finugor.ru/news/vsemariyskiy-sovet-mer-kangash-pokazal-n...), то МРОО "Мордовского народа" - организация призрак о которой никто ничего не знает.

Вот небольшая цитата но красочная, из немного устаревшего социологического исследования Финно-угорские народы России:вчера, сегодня завтра. / ред. А. К. Конюхов. Сыктывкар 2008. "Интересная ситуация сложилась в Мордовии. Здесь из 1123 респондентов 799 (71 %), якобы что-то слышали о подобных организациях, 659 (58, 7%), что-то сказали о них, хотя припомнить названия, смогли из этих 659 опрошенных лишь 6,4% модвинов и 5,1% представителей других национальностей (имеется ввиду проживающих в Республике Мордовия). Причем, соответственно 4,8% и 4,9% назвали "Мастораву", прекратившее существование в  1990-х годах, 1,2% и 0,2% -Поволжский финно-угорский центр, 0,4% и 0% газету "Эрзянь мастор", актив, которой можно назвать организацией лишь с натяжкой. Современную ведущую организацию "Межрегиональное общественное движение мордовского (мокша и эрзя) народа" (на том момент оно было МОД), не назвал никто из мордвы и прочих респондентов. Основная масса "знающих" называла в качестве организаций газеты, ансамбли и даже производственные объединения, в наименование которых слышится слово "мордовский". Например, "Мордовспирт", "Мордовцемент" и тому подобные."

Учитывая статистическую погрешность рейтинг узнаваемости этой организации равен 0,3%. Это уже не закрытость, в полная "конспирация". По собственному опыту могу отметить, что с 2008 г в этом вопросе ничего не изменилось. Учитывая интересную специфику информационной политики этой организации других результатов ожидать и не приходится (http://www.mordvarf.ru/). Из моего собственного не столь обширного мини-исследования, среди знакомых из РМ и эрзи и мокши (мокша правда был только один) из других регионов (21 человек), об это организации знает только один человек. А кто ее руководитель не знает вообще никто. Впрочем все свято уверены, что если такая организация существует, то ее руководителем, несомненно должен быть Петр Тултаев. А "Съезды мордовского народа", о которых периодически сообщают республиканские СМИ устраиваются руководством Республики Мордовия. Впрочем такой вывод не сложно сделать, если обратиться к речи главы Мордовии Волкова, на прошлогоднем таком съезде (2014 г.), где красной нитью проходила идея, что цель съезда работать на благо руководства РМ.

Но что самое интересное, что эта НУЛЕВАЯ в прямом смысле слова организация представляет эрзянский мокшанский народы на Международных Конгрессах Финно-угорских народов. 

Поэтому предстоящему конгрессу в Лахти, чтобы достичь конструктивной работы, следует первым делом поставить под вопрос легитимность мордовской делегации, а также марийской и удмуртской, которые будут представлены соответствующими "карманными" организациями, которые ни коим образом не являются представительствами своими народов и их интересов.

P.S. Автор выражает благодарность Алексею Шкляеву и Сергею Бехтереву, чьи материалы по информационной политике были частично использованы в данной статье.

 

Просмотров: 659

Комментарий

Вы должны быть участником Uralistica, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Uralistica

Комментарий от: Daniil Zaitsev, Январь 28, 2016 в 8:27pm

Дубляж официальной фольклоризаци.

Не согласен. Потому что эта деятельность не отменяет а скорее подводит к вопросу о " реальной борьбе за расширение использования языка в общественной сфере (в первую очередь обучение на родном языке)"

Даниил, есть ли какие-нибудь материалы о деятельности этого епископа

В сети не особо много чего можно найти о его деятельности в этом направление. Впрочем можете написать ему и узнать лично. Они там в Ардатове не особо обременены бюрократией, это даже не Саранск)

Электронная почта: ardatovnikol@yandex.ru

Управляющий Ардатовской епархией-епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин

 Моя информация может быть устаревшей потому, что имел с ним дало по вопросам переводов Библии еще когда он еще не был епископом. Он уже тогда двигал идею перевода богослужебных текстов, и введения их в обиход. На сколько знаю они ввели эрзянское богослужение в Чукалах (не знаю в какой мере), где настоятелем звезда Мордовской эстрады Евгений Самаркин.

Комментарий от: Василий, Январь 28, 2016 в 7:04pm

Да,очень удобная сетевая деятельность. Дубляж официальной фольклоризации. Как говориться, необходимо,полезно, но супернедостаточно, что почти равнозначно участию в  фольклоризации языка. Фольклоризация языка, это подмена реальной борьбы за расширение использования языка в общественной сфере (в первую очередь обучение на родном языке) совершенно недостаточной для спасения языка активностью (фольк.ансамбли, музеи, одежда, костюмы, музыка, танцы, нац.кухня-бдюда, резьба по дереву,общественные курсы изучения языка который некому изучать и т.п.). Главное безопасно. Не нужно требовать от властей выполнения конституционных обязанностей по обеспечению функционирования языка в обществе. Ладно хотя бы все это под вывеской единения эрзи и мокши. Но нет! Реальной пользы для языка ноль, а пропаганда раздельности эрзи и мокши налицо.

Единственное, что достойно внимания это попытки расширить использование языка в церкви. Даниил, есть ли какие-нибудь материалы о деятельности этого епископа? 

Комментарий от: Daniil Zaitsev, Январь 28, 2016 в 4:30pm

Василий Учитывая, что национальное движение в РФ, чтобы остаться в рамках законодательного правого поля, должно ограничивать свою деятельность культурными я языковыми вопросами. То как часть эрзянского национального движения можно рассматривать любое движение в этом направление том числе и сетевое. Та группа во главе с Андреем Петровым (Андю Петрянем), которая занимается развитием эрзянской википедии, вполне может рассматриваться как элемент "эрзянского национального движения". Как часть этого движения может рассматриваться и культуртрегерская инициатива Ольги и Константина Богдановых (https://vk.com/eriy_kel), особенно в той части, которая касается разработки эрзянской терминологии. И даже деятельность Спирикной и группы Oyme которые сейчас пиарят эрзянский фолк перед лондонской публикой, и епископа Ардатовского Вениамина (Кирилова), который протаскивает эрзянский язык в церковь. То есть любая деятельность в этом направление может рассматриваться как часть национального движения. У удмуртов точно такая же ситуация, только там больше имен и проектов, и деятельность более активна. И они сделали реально больше чем "Удмурт Кенеш", который в прошлом году провел пять тусовок в рамках укрепления "Дружбы народов" 

Комментарий от: Василий, Январь 28, 2016 в 12:18pm

Вы,Даниил, так много написали, что похоже сами запутались, и так и не смогли членораздельно сообщить, кого же Вы имели ввиду под словосочетанием "эрзянское национальное движение". Похоже Вам остается, по примеру Максима, обвинить меня в полемическом задоре и заречься "встревать в споры" со мною. Хотя, возможно, я забегаю вперед со своим прогнозом. Жду ответа, как соловей лета! 

Комментарий от: Daniil Zaitsev, Январь 27, 2016 в 12:48am

Василий По поводу же старой темы "эрзяканцев" и "мордвинизаторов". То здесь следует заметить, что общемордовское национальное движение возможно только как движение политическое, а это запрещено законодательством РФ. Когда же задачи нац. движений сводятся к вопросам культуры и языка, и особенно языка(!), то эрзянское и мокшанское движения по неволи будут действовать порознь, здесь у них очень мало общих точек соприкосновения. Ну если вы конечно не являетесь сторонником единого мордовского языка, и всю культурную деятельность не сводите к костюмированным праздничным представлениям.

Комментарий от: Daniil Zaitsev, Январь 27, 2016 в 12:33am

Василий Между тем именно национальные организации и составляют национальное движение. 


В данном месте, либо вы забегаете далеко вперед, либо ваш взгляд являются уж через чур архаическим, в лучших традициях марксизма в самой худшей его застойной форме. О том что только партия пролетариата может выражать интересы пролетариата, сам он на это не способен. Но если уж возвращаться к классике марксизма, то рабочее движение формируется само по себе стихийно начиная с момента появления самого рабочего класса. Когда он достигает достаточной зрелости чтобы централизованно отстаивать свои интересы появляться профсоюзы, а когда выходит на политический уровень то и различные рабочие (ком., соц. ) партии.

Поэтому предпосылка Максима о независимости национального движения от наличия национальных организаций как раз верна, покуда речь не заходит об экономических и  политических аспектах. движение может обходится без организации. То что ризойдные разброссаннные сообщества более годятся для осуществления конкретных проектов прекрасно показали Линукс коммунити. 

Применительно к нашей теме условием возникновения национального движения является сам факт наличия нации. Поскольку в нашем случае речи не идет ни о политических интересах (национальные партии запрещены Конституцией РФ), ни даже об экономических как у татар (см. предыдущей комментарий Максима). Вопрос ставится только культурно-языковом аспекте.

Ныне существующие организации также стоят на этой позиции.

***«Всемарийский Совет - Мер Каҥаш» - общественное движение, объединение. Направление деятельности: сохранение и развитие марийской культуры.

Удму́рт кене́ш (удм. Удмуртский совет) — национально-культурное объединение, одна из наиболее длительно действующих удмуртских этнически ориентированных общественных организаций (с 1991 г.). Руководство ассоциации находится в городе Ижевске.

Межрегиональное общественное движение мордовского (мокшанского и эрзянского) народа. Цели деятельности: Сохранение мордовского языка, содействию паритетного двуязычия.

Для выполнения этих задач ныне существующие организации не эффективны. Кроме того, Вы действительно правы все три перечисленные выше организации также ряд других "вполне сознательно артикулирует антинациональные цели и задачи и пытается оболванить и сплотить вокруг них массы, то независимо от массовости эти организации являются антинациональным, реакционным движением." Поэтому если вспомнить опрос о "Мер каҥаш": «Есть ли польза марийскому народу от Всемарийского Совета?» то вторым по популярности ответом стал стал "нет пользы", а комментариях не двусмысленно намекалось что скорее один вред.

Но именно ваша "правильная методология" движение=организация и присела к той ситуации которую мы имеем. Есть национальные организации, созданные и поддерживаемые властями сверху, которые выдают себя за национальное движение. Которого либо нет, либо оно не тождественно этим организациям. Это кстати старо как мир, еще Михаэль Агрикола, в полемике с папской церковью отмечал, что паписты создали в Финляндии церковную организацию, котрая собирала десятину, при этом совершенно не заботились о просвещении народа "светом веры". Иными словами церковь была, а христианства не было.

Поэтому предпосылка Максима о независимости национального движения от наличия национальных организаций как раз верна, покуда речь не заходит об экономических и  политических аспектах. движение может обходится без организации. Более того имеющиеся псевдонациональные организации могут выполнят роль штейтбрехеров, провокаторов, которые как раз давят это движение. То что ризойдные разброссаннные сообщества более годятся для осуществления конкретных проектов прекрасно показали Линукс коммунити. Применительно к теме культуры и языка - Сколько удмуртских мультфильмов было снято при содействии "Удмурт Кенеш"? - Ни одного, все мультфильмы были сняты энтузиастами, а также сообществом zemos_udmurt_veme по системе краутфайдинга, пара при участии эстонских фондов. То есть движение по сохранению и развитию национальной культуры и языка есть, но нацорганизация к нему отношения не имеет.

Комментарий от: Василий, Январь 26, 2016 в 6:46pm

"Вы уж извините, напрасно я затеял Вам отвечать. Я уже давно оценил Ваш полемический задор и зарекся встревать в споры с Вами. Поэтому следующие Ваши реплики я буду игнорировать. Спорьте с кем-нибудь другим."

И это правильная позиция. Действительно напрасно! А то в полемическом задоре я уже обратил внимание на серьезные противоречия в Вашем последнем сообщении. Но так как Ваш дизайнерский опыт подсказал Вам правильную позицию, то  реплик больше не будет и игнорировать их не придется.Оставляю последнее Ваше сообщение без комментариев!   

Комментарий от: Maxim Ryabchikov, Январь 26, 2016 в 4:56pm

"Вероятно, Вы используете не вполне адекватную методологию оценки сущности национального движения."

Давайте воспользуемся Вашей, правильной, адекватной методологией оценки:
Если есть эрзянская национальная организация, которая принципиально не желает быть мордовско-эрзянской, то значит есть эрзянское национальное движение, а значит и эрзянская нация.
Будьте честными, это Ваша правильная, адекватная методика.

"Если же национальная организация вполне сознательно артикулирует антинациональные цели"

Как это национальная организация, а цели антинациональные? Тогда и организация антинациональная?
Если есть антинациональная организация, значит, в соответствии с Вашей, правильной, адекватной методологией оценки, она возглавляет антинациональное движение некой антинации. Это Вы предлагаете жестко приравнять национальную организацию к национальному движению!
Ну это, как Вы выразились, "по ту сторону добра и зла!"

Давайте все таки согласимся с тем, что организация не всегда представляет и возглавляет национальное движение. Иногда бывает так, что организация есть, а движения нет. И наоборот, не любое национальное движение имеет официальную структуру, её представляющуюю и возглавляющую. Бывает так, что стихийное движение выдвигает своих лидеров. Но до этого момента движение остается стихийным и без организации.

Да и организации бывают не обязательно национальными, хоть таковыми и называются: "Серебристые эльфы", к примеру. Они считают себя нацией.
Бывает, что у одного и того же национального движения несколько национальных организаций. И такое бывает. Бывает, что эти организации враждуют. Лидеры могут конфликтовать. Но это не значит, что каждой организации соответствует свое национальное движение, а значит и нация.

Да, именно это - "представление  о каких-то двух различных, самостоятельных компонентах вступающих во взаимодействие" является предпосылкой моего рассуждения.

"Между тем именно национальные организации и составляют национальное движение"

Полное отождествление национальной организации и национального движения, как Вы предлагаете, может привести к курьёзам, которые я привел выше.

Вы уж извините, напрасно я затеял Вам отвечать. Я уже давно оценил Ваш полемический задор и зарекся встревать в споры с Вами. Поэтому следующие Ваши реплики я буду игнорировать. Спорьте с кем-нибудь другим.

Комментарий от: Василий, Январь 26, 2016 в 9:29am

"Мы это и обсуждаем, что национальные организации возглавляют то, чего, по существу, нет."
Вероятно, Вы используете не вполне адекватную методологию оценки сущности национального движения. В предпосылке Вашего рассуждения содержится представление  о каких-то двух различных, самостоятельных компонентах вступающих во взаимодействие. Якобы есть национальное движение и есть национальные организации. Последние возглавляют первое. Если первого нет в природе,то национальные организации, сами по себе, национальным движением не являются.

Между тем именно национальные организации и составляют национальное движение. Они могут быть многочисленными(массовыми) и сильными. А могут быть малочисленными и слабыми. И в том и в другом случае сущностью национального движения является правильное осознание, артикуляция и отстаивание главных национальных интересов. Если же национальная организация вполне сознательно артикулирует антинациональные цели и задачи и пытается оболванить и сплотить вокруг них массы, то независимо от массовости эти организации являются антинациональным, реакционным движением. То есть национального движения нет в природе.

С этой точки зрения мордовские национальные организации трудно назвать национальным движением. Тем более неприменимо это определение к так называемым "эрзянским" организациям. Они вообще представляют из себя что -то невообразимое. Как говориться -по ту сторону добра и зла! 

Комментарий от: Maxim Ryabchikov, Январь 25, 2016 в 4:22pm

Мы это и обсуждаем, что национальные организации возглавляют то, чего, по существу, нет.

Пусъёс

© 2017   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования