Uralistica

Крах идеологии создания модных продуктов

Самые проницательные люди в финно-угорском движении нулевых видели рецепт популяризации национальной культуры в создании "модных" продуктов.

Сегодня нужно признать, что эта идея исчерпала свой спасительный потенциал, дав лишь временные локальные вспышки интереса к некоторым продуктам. Кроме того, эта идея привела к закреплению рыночной логики в сознании некоторых активистов, которым кажется, что бороться нужно только за "модное и перспективное".

Проблема в том, что модным и перспективным объявляется вторично заимствованное из Москвы. И вот мы получили удмуртский инди-рок, удмуртов в стильных очках и со стильными причёсками, даже статьи в духе BuzzFeed на удмуртском языке, но к спасению не приблизились. Главная же проблема случилась в том, что создание модных артефактов абсолютно вытеснило на обочину борьбу за институты - поэтому сейчас мы имеем пустеющее поле, на котором раз в 3 года возникают продукты на год-два.

Просмотров: 1125

Комментарий

Вы должны быть участником Uralistica, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Uralistica

Комментарий от: Maxim Ryabchikov, Январь 28, 2015 в 5:04pm

"как ты видишь, это утверждение исторического характера: я констатирую исторически свершившийся ход событий."

Если два события произошли в одно время или одно за другим, то это совсем не означает, что эти события связаны или одно является следствием другого.

Комментарий от: Ortem, Январь 28, 2015 в 4:52pm

А ты писал: "создание модных артефактов абсолютно вытеснило на обочину борьбу за институты"

Я не считаю, что одно как то мешает другому.

как ты видишь, это утверждение исторического характера: я констатирую исторически свершившийся ход событий. Так получились, что стали делать одно, отказавшись от другого. А может, этот переход - следствие перемен более высокого уровня.

Мой подход заключается в том, чтобы работу по созданию модных продуктов не делать самоцелью, а сделать производной от общей линии нациестроительства, которая состоит в создании и развитии институтов и укреплении чувства сообщества.

Комментарий от: Maxim Ryabchikov, Январь 28, 2015 в 4:49pm

"Согласен, именно для этого я выступил с критикой этого распространённого подхода и связанного с ним подмен типа "мода" вместо институтов"

Я не понял, ты соглашаешься, но я то утверждал противоположное твоему подходу:

"Мода" и "школа" лежат в разных плоскостях, не нужно идти на поводу у идеологов так называемого "русского мира". Связывать эти два понятия или противопоставлять их  - это жить в рамках установленных их идеологами правил. Зачем?

А ты писал: "создание модных артефактов абсолютно вытеснило на обочину борьбу за институты"

Я не считаю, что одно как то мешает другому.

Комментарий от: Ortem, Январь 28, 2015 в 4:14pm

На мой взгляд это идеология государства и внешнего по отношению к удмуртам общества. Это именно идеология, а не научная концепция. К моде это отношения не имеет. Слово "мода" и "престиж" используются для того, чтобы оправдать отсутствие удмуртской школы.

Я не считаю, что мы должны играть на этом поле. Наоборот. Мы должны разобрать всю эту кривую концепцию на составляющие, проанализировать ее и доказать несостоятельность.

"Мода" и "школа" лежат в разных плоскостях, не нужно идти на поводу у идеологов так называемого "русского мира".

Согласен, именно для этого я выступил с критикой этого распространённого подхода и связанного с ним подмен типа "мода" вместо институтов

Комментарий от: Maxim Ryabchikov, Январь 28, 2015 в 4:13pm

"На мой взгляд, упомянутые мной утверждения это всё следствия идеологии создания модных продуктов."

На мой взгляд это идеология государства и внешнего по отношению к удмуртам общества. Это именно идеология, а не научная концепция. К моде это отношения не имеет. Слово "мода" и "престиж" используются для того, чтобы оправдать отсутствие удмуртской школы.

Я не считаю, что мы должны играть на этом поле. Наоборот. Мы должны разобрать всю эту кривую концепцию на составляющие, проанализировать ее и доказать несостоятельность.

"Мода" и "школа" лежат в разных плоскостях, не нужно идти на поводу у идеологов так называемого "русского мира". Связывать эти два понятия или противопоставлять их  - это жить в рамках установленных их идеологами правил. Зачем?

Комментарий от: Ortem, Январь 28, 2015 в 4:01pm

"ты оспариваешь применимость этого примера к обсуждаемой теме?"

Этот пример точно не про моду и не про противопоставление "создания модных артефактов" и "создания институтов".

Согласен. На мой взгляд, упомянутые мной утверждения это всё следствия идеологии создания модных продуктов. Эта идеология понуждает так мыслить.

Комментарий от: Maxim Ryabchikov, Январь 28, 2015 в 3:58pm

"ты оспариваешь применимость этого примера к обсуждаемой теме?"

Этот пример точно не про моду и не про противопоставление "создания модных артефактов" и "создания институтов".

В общественном сознании происходит странное сравнение причин почему нет удмуртской школы, но есть русская.
Одно судят по критериям престижности и моды, другое по критериям эффективности существования единого государства.

Это все равно что сравнивать зеленое с горячим.

Но я не считаю, что мы должны в своих рассуждениях подчиняться этим иезуитским правилам.

Комментарий от: Ortem, Январь 28, 2015 в 3:28pm

Я не вижу в этом вопроса моды.

ты оспариваешь применимость этого примера к обсуждаемой теме?

Но при чем тут мода? При чем тут удмуртский инди-рок? Он не помогает и не мешает решить эту проблему.

Действительно, идеология внешнего интереса не предполагает глубокого погружения в тему: предмет интереса всегда ограничен, локален, временен. Она как бы антиинституциональна. Внешний интерес оживляют не для того, чтобы человек входил в удмуртское общество и стал активным пользователем удмуртского языка. Эта идеология внешнего интереса исходит из СМЕРТИ сообщества и невозможности прокладки его институтов как состоявшегося факта.

"Да, удмуртлык мёртв, общество размывается, давайте радоваться последним его артефактам!"

Комментарий от: Maxim Ryabchikov, Январь 28, 2015 в 3:13pm

"заставить невозможно, можно только создать такой интерес, который приведет к тому, что люди САМИ выучат удмуртский"

Я не вижу в этом вопроса моды. Здесь происходит подмена и ассимитричность принципов существования языков. Русский язык обязателен к изучению. Это факт. Хотя здесь русские националисты будут утверждать обратное - что это просто необходимо, что это выбор самих людей, что это вход в мир. Ни одно из этих утверждений неверно.

А для удмуртского "добровольность" ставится во главу угла. Если вдруг человек ДОБРОВОЛЬНО захочет пройти всю школьную программу по-удмуртски, то сразу выяснится, что это НЕВОЗМОЖНО В ПРИНЦИПЕ.
Но при чем тут мода? При чем тут удмуртский инди-рок? Он не помогает и не мешает решить эту проблему.

Вопрос существования удмуртской школы - это вопрос существования института "удмуртская национальная школа". Но будем реалистами, решить его сейчас невозможно. Нужна пошаговая стратегия.

Я уверен, что если бы все нулевые годы удмуртские активисты занимались бы только этим, то удмуртской национальной школы сейчас все равно не было бы.

Комментарий от: Ortem, Январь 28, 2015 в 2:58pm

И возвращаясь к теме, а почему "модный" продукт мешает создавать институты? Где здесь противоречие? Почему либо либо?

во-первых, так произошло исторически. Забросили институты, стали создавать модные продукты. К тому же вся риторика нулевых предполагала это, и в некотором смысле противопоставляла "интерес к национальному, потому что это ярко" и причастность к национальному через институты.

Показательны события прошлого года: когда мы начали бороться за введение всеобщего изучения удмуртского языка в школах республики, были весьма известные публичные фигуры, выступившие с позицией типа: заставить невозможно, можно только создать такой интерес, который приведет к тому, что люди САМИ выучат удмуртский.

"САМИ")))))

В общем, это официальная идеология Министерства национальной политики в 2000-х. Она транслировалась всем удмуртским активистам. мы все ее наследники, и говорим на этом языке "любви", "интереса", "моды", "заставлять" и "насильно".

во-вторых, излишняя нацеленность на внешний интерес и внешнее подтверждение своей классности ("ладно, раз вы сделали инди-рок на удмуртском языке, который можно слушать, тогда живит" - "спасибо! ура! мы признаны!") сбили ориентиры некоторым деятелям: началось мышление не от народа, а от внешней аудитории.

© 2022   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования