Uralistica

Перепись населения в Словакии: венгерский вопрос

В Словакии приближается дата проведения переписи населения - 21 мая 2011 года.

 

Активизировались венгры, представляющие наиболее значительное меньшинство на территории государства. Их, согласно прошлой переписи, насчитывается порядка 500 тысяч - почти 10% от общего населения.

Численность венгров не только влияет на финансовые вложения со стороны государства, точнее двуз государств, в образование, СМИ и тд, но венгры Словакии - это неотчуждаемый элемент венгерской идентичности. И единой венгерской нации без границ, базирующейся на этничности. 

Нередко слышала от венгров утверждение или намек на "выдуманность" словаков как отдельной этнической группы, мол, это все те же венгры. Или у каждого живущего в Братиславе кто-то из бабушек точно был венгерской и тп

Забавными показались картинки, нацеленные на активизацию венгерского населения Словакии для участия в переписи под лозунгом "Mindenki számit!"/ "Значение имеет каждый".

Итак, вот они!

 

 

Первая картинка - предлагается отдать явное предпочтение венгерскому языку как языку матери

 

 

 

Вопрос: "Ваша конфессиональная принадлежность"

Как же без рунического письма и шаманов. При этом ряд исследователей готовы поспорить о руническом письме как символе единения венгров, ибо остатки рунического письма сохранились в Трансильвании среди секеев - часть из которых себя к венграм вовсе и не относит. К тому же в настоящий момент руническое письмо широко используется националистически настроенными венграми именно с целью объединения нации. Опять-таки не гражданской.  

 

 

"Национальность"?

Вот поди и разберись - венгр это или нечто монгольско-тюркское

 

 

Возможно, что венграм кажется излишним и неэффективным методом использовать современные символы венгерскости, могущие дать толчок отнести себя к венграм. Допустим, кубик-рубик.

 

Ну на десерт еще и ролик

Просмотров: 1076

Комментарий

Вы должны быть участником Uralistica, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Uralistica

Комментарий от: Pochash Chupin, Май 23, 2011 в 11:48am
венгры, словаки и румыны братья друг другу? ну вот совсем так не думаю
Комментарий от: Mykola Nikolnikov, Май 22, 2011 в 4:56pm
800-1000 были года великой миграцыи Венгров в Европу (ну то ёсть от Уралов в современную Славакию, Румынию и Венгрию). А разве ети народи не дружат или хотябы не смешывлись за етот период... чесно говаря они (как и было сказоно) братьйя, по крови и предкам. Все другойе ето просто политика, а сама жизнь не миняетса, и патриатзм всегда выживает.
Комментарий от: Maxim Ryabchikov, Апрель 22, 2011 в 9:07am
А при чем тут венгры в Словакии?
Комментарий от: Карташов Сергей, Апрель 22, 2011 в 1:31am

В конференц-зале министерства финансов РМ состоялось подведение предварительных итогов прошедшей переписной компании 2010 года. Цифры переписи населения, носящие предварительный характер, уже появлялись в прессе, и в российской, и в местной. Новые данные, касающиеся численности, размещения, возрастно-половой структуры, состояния в браке, образования, национального состава и владения языками, гражданства, источников средств к существованию, экономической активности, числа и состава домохозяйства, будут подведены и опубликованы в течение 2012-2013 годов. Тогда мы и узнаем: сколько в нашей республике, да и вообще по стране, проживает мордвы, сколько русских, татар и других народностей. А на прошедшем мероприятии разговор шел большей частью о работе переписной комиссии, о полученных результатах.

Председатель комиссии по подготовке и проведению переписи населения -2010 в нашей республике - заместитель Председателя Правительства – министр финансов РМ Николай Петрушкин очень высоко оценил проделанную работу. Слаженные действия всех структур, задействованных в переписной деятельности, позволили справиться с поставленной задачей без особых сложностей. Не возникало никаких вопросов, которые не решались бы сразу, на месте. Участникам переписной кампании необходимую помощь оказывали руководители различных органов местной власти, муниципальных образований и сельских поселений, сотрудники внутренних дел, миграционной службы. Хотя, как отметил Николай Владимирович, подготовка к переписи проходила в непростых условиях: еще ощутимы были последствия глобального финансового кризиса, дали о себе знать жара прошлогоднего лета, пожары, полыхавшие в лесах Мордовии. В преддверии подготовки переписной кампании шло немало разговоров о возможном переносе проведения выборов на 2012 или 2013 годы в связи с тяжелым экономическим положением страны. Но постановлением Правительства России время проведения выборов было закреплено за 2010 годом. И регионы, в том числе и Мордовия, провели Вторую перепись новой России на отлично.

Руководитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РМ Ия Парамонова рассказала о тех, кто помогал ее службе в этой нелегкой работе. На сей раз, по ее словам, особую активность проявили студенты, ставшие переписчиками. С жителями республики не возникало никаких непредвиденных ситуаций, большинство встречали переписчиков доброжелательно, охотно отвечали на вопросы. Некоторые, не дожидаясь визитеров, сами приходили на переписной пункт, оставляли свои данные. И совсем малый процент составили местные жители, отказавшиеся от участия в переписи. Ия Владимировна рассказала о большой важности прошедшего мероприятия. Помимо финансовой поддержки республики, производящейся из расчета проживающегося населения, формирования межбюджетных отношений, перепись нередко является толчком к ряду позитивных перемен. По итогам переписи 2002 года были разработаны ряд национальных приоритетных проектов, которые в последствии получили большое развитие в сферах здравоохранения, образования, агропромышленного комплекса и в строительстве комфортного и доступного жилья для граждан страны. Нынешняя перепись послужит также направлением для определенных преобразований в жизни России.

Комментарий от: Maxim Ryabchikov, Апрель 21, 2011 в 4:08pm

Мы тут смешали две темы: принципы нациестроительства - гражданская нация или этнонация и тему символов нации: древних и современных.

 

Если венгры считают членами своей нации всех венгров, независимо от страны проживания, то они выберут символы подтверждающие именно это, не важно древние или современные. Можно понять недовольство венгров Трианонским договором. Очень много венгров осталось за пределами Венгрии, но нигде из отторгнутых территорий венгры не были доминирующей по численности группой.

Вторая мировая война родилась из недовольства немцев Версальским договором. Недовольство рождает реваншизм. Это серьезный мобилизационный ресурс.

В споре за землю наиважнейшим аргументом может служить древность государственности и факт владения землей в древности. Отсюда и апеляции к древней истории. Все логично.

Комментарий от: Oli, Апрель 21, 2011 в 3:51pm

Да, и еще такой момент. 

Граждане Венгрии готовы рьяно бить в грудь, кричать о правах своих этнических собратьев в соседних странах, но как только зарубежные венгры  переезжают в национальное государство, так некогда негодующий венгр забывает о своем родстве и отмежевывается от своего сородича.

Зарубежные венгры  воспринимаются как часть единой венгерской нации только в том случае, если проживают на соседних территориях. Как только внешний венгр оказывается поблизости отношение «внутренних» венгров кардинально меняется – общество не принимает граждан Румынии, Словакии..

 

 

Комментарий от: Oli, Апрель 21, 2011 в 3:06pm

Да, согласна, что без исторических символов в деле пробуждения спящей идентичности или  с целью консолидации нации никак не обойтись. 

Но ведь можно ограничиться некими временными рамками, кои в принципе-то имеют значение.

 

Венгры по-прежнему живут "иллюзорной мечтой" о великой Венгрии, утратившей свои территориальные контуры в 1920 году. А сама венгерская нация в ее сегодняшнем понимании сформировалась в середине 19 века. Но где герои становления нации? Где Петёфи, Кошшут и Сеченьи? почему их нет среди тех героев, которые бы тоже могли стать символами нации, пусть даже на плакатах переписной кампании? 

и в принципе они были героями той же великой Венгрии. Но почему-то венгры предпочитают Святого Иштвана и дохристианских героев. 

Тем самым они углубляются вплоть до момента обретения родины в 9 веке и далее. Такой возврат назад, возможно, позволяет венграм еще более "расширить" границы своей нации - включить группу чанго,  мадьярское происхождение которых остается спорным, да и, по одной из версий, эта группа отделилась от венгров еще в 12-13 вв. то есть не участвовала в становлении венгерской нации.

Чем хорош этот исторический крен венгров? 

Кстати, на днях были приняты поправки к Конституции - теперь Конституция Венгрии будет начинаться со слов гимна - "Боже, благослови мадьяр" - то бишь не словаков, живущих в Венгрии, а венгров Словакии. 

Да, официальное название государства тоже сменили с Венгерской Республики на Венгрия. К тому же в преамбуле закона упоминалась СВятая Корона - символ Венгерского королевства. 

Венгрия пока живет идеалом мадьярской нации без границ, а не идеями гражданской венгерской нации

 

Комментарий от: Maxim Ryabchikov, Апрель 21, 2011 в 11:30am

Немцы обожают Карла Великого (это их общий с французами герой). Не вся Германия входила в империю Карла Великого, но в пограничных областях люди готовы до хрипоты доказывать, что их маленький городок все-таки входил в эту империю. Это невероятно престижно. А Аахен просто этим кормится, толпы немецких туристов туда ездят в основном из-за Карла.

Кстати, фигура Карла Великого - один из аргументов дальнейшей интеграции Франции и Германии. Есть идея углубить интеграцию ядра Евросоюза в границах именно его империи.

 

Я плохо знаю ситуацию в Венгрии, но насколько современные символы вообще могут быть символами нации?

Концерн Даймлер, Сименс - символы Германии, но насколько это важно, для укрепления национального самосознания?

Вино, мода Франции, архитектура - насколько они создают нацию?

Это достижения корпораций, профессиональных сообществ, но не нации.

 

Я думаю, что важнее выдающиеся личности и общенациональные свершения.

Нобелевским лауреатом будут гордиться все, научным открытием тоже, полетом первого человека в космос, победой в войне - безусловно.

Даже самая гениальная игрушка-головоломка на это не тянет.

Художник может стать символом нации, дизайнер, фотограф никогда.

Писатель может стать символом нации, переводчик, редактор нет. И даже журналист вряд ли.

Политик - да, менеджер, администратор - нет.

В этом есть несправедливость, но есть престижные области, а есть вспомогательные. В реальности они не менее важны, чем основные, но престиж не тот. И идентичность на этом не построишь.

Комментарий от: Ortem, Апрель 21, 2011 в 10:16am

просто у венгров идея древности их нации гиперболизируется, у них проблема с современными символами нации.

во Франции нет культа Карла Великого или короля Хлодвига, а у венгров герои средневековой и древней истории по-прежнему остро актуальны, такое впечатление, что у венгров есть перекос в сторону исторического самосознания и некоторая нехватка современных символов, которыми можно привлечь тех, кого не воодушевляют славные воины прошлого

Комментарий от: Maxim Ryabchikov, Апрель 21, 2011 в 9:23am

Любая нация строится на древности истории и языка. Если ее нет - то ее изобретают.

Есть очень обоснованная версия, что слово о Полку Игореве - подделка именно с этой целью.

Древность дает основание для самого факта считать себя нацией. Важны не просто достижения, но достижения в далеком прошлом.

Кубик Рубика может быть лишь вспомогательным средством поддержания идентичности, но только на современных достижениях идентичности не построишь.

У венгров все еще есть проблемы с идентичностью?

Пусъёс

© 2019   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования