Uralistica

Похожие-непохожие ханты и ненцы

В предыдущем блоге я писала о том, как отличать хантов (и обских угров вообще) от ненцев по их одежде. Но этнические отличия не остановляются только в одежде. Они есть во всех сферах. И я хочу их немного затронуть.

Я просто хочу показать на примере отличий между хантов и ненцев культурное разнообразие в Сибири, особенно касательно Севера. Многие люди думают о народов из севера Сибири как о чем-то почти цельном, они думают, что разница между малыми народами Севера не существенные. Но пример различий между хантами и ненцами покажет, что это совсем не так. Различия между ненцами и хантами есть, они видны уже по одежде. И я покажу еще другие различия, включая духовные.

Язык.

Первая разница между хантами и ненцами, конечно, есть язык. Ненцы говорят на самодийском языке, а ханты - на угорском. Самодийские и угорские языки разошлись пару тысячей лет назад. Теперь есть споры между лингвистов по поводу того, к какой языковой ветви угорские языки ближе - к финнско-воложско-пермским или самодийским. Традиционно угорские языки числятся ближе к финнско-воложско-пермским (почему есть термин финно-угорские языки), но сейчас некоторые лингвисты, особенно из Финляндии, находят в угорских и самодийских языках общие инновации, которые могли возникнуть только во время совместной развитии. С другой стороны, словарный запас в угорских языках куда ближе к финнско-воложско-пермским языкам, чем к самодийским языкам. В итоге говорители угорских языков, а особенно обско-угорских, находят куда больше похожих слов в коми или удмуртском, нежели ненецском языке. Конечно, вы сами можете представить себе, что ханты и ненцы не понимают речь друг-друга. Эти два языка не похожи ни по словарной запасе, ни по звучении.

Музыка.

Я представлю цитату, которая, наверное, вас удивлет:

"У народов ханты и манси, сумевших сохранить свои традиции, а вместе с ними и музыкальные инструменты, которых было почти 27 видов, музыкальные инструменты просто музыкальными и не были. Каждый инструмент был связан с определённым ритуалом, с тотемом и говорил предков, которые после смерти превращались в священных зверей - горностая, росомаху, соболя, бобра, медведя, чтобы потом по истечении какого-то времени снова стать людьми. У ханты и манси широкое распространение имели такие щипковые струнные музыкальные инструменты как семиструнная арфа ("лебедь"), тумран (варган), нарс-юх, кугель-юх, нерыпь, нин-юх, лютня и многие другие. Наличие в народном инструментарии струнных щипковых инструментов всегда свидетельствует о высокой культуре народа, проделавшего нелёгкий путь от простых ударных и шумовых инструментов к более сложным - струнным и многострунным. У северных селькупов и ненцев, в отличие от ханты и манси, был всего один единственный музыкальный инструмент - это шаманский бубен (пензер)."

http://gublibrary.ru/pub/mus_instr/musinstr.htm

Возможно, у ненцев когда-то были струнные щипковые или смычковые итд. музыкальные инструменты, но сведения о них не сохранились. И самы ненцы почему-то их не сохранили. Или же у них таких инструментов вообще никогда не было? Это все есть в большом контрасте с хантами и манси, у которых множества разных музыкальных инструментов.

Я покажу фотографии хантыйских инструментов. Предупреждаю, что могу путатся в названиях (нахожу мало убедительной информации). Но они правильны по крайней мере в отношении к группам музыкальных инструментов.

Нарс-юх или наркис-юх (щипковый струнный инструмент) и нэмэн-юх (смычковый инструмент):

Кугель-юх (смычковый инструмент) и тороп-юх или тоор-сапт-юх ("журавль" арфа - щипковый струнный инструмент):

А это тумран:

Теперь познакомимся со звуком обско-угорских инструментов.

Мансийский санквылтап (по сути то то же что хантыйский нарс-юх): http://www.youtube.com/watch?v=P3u9xdXO-28

Хантыйский тумран: http://www.youtube.com/watch?v=PDqC42oR9oo

Тороп-юх или тоор-сапт-юх (в исполнении финского музыканта, я, к сожалению, не нашла другие видео в инернете об этом инструменте): http://www.youtube.com/watch?v=31vJMWZHKoY

У обских угров были еще куча других инструментов. Даю место цитату:

"Имелись также духовые и шумовые музыкальные инструменты: дудки, свистки, пищалки; а также ударные – бубен – символ музыки, олицетворение мужского начала, а также волшебный посредник между людьми и духами."

http://priuralye.ucoz.ru/publ/3-1-0-34

Кстати, о шаманском бубне (хант. – куйп, койм, пэнзяр) говоря. Есть мнения, что такое бубно среди обских угров появился недавно. Дам цитату:

"Характерная особенность хантыйских и мансийских бубнов – отсутствие богатой семантики большинства частей бубна. Отсутствие в большинстве случаев подвесок в полости бубна или их семантики (в том случае, когда подвески имеются), разная форма обечайки (от круга до эллипса), разнообразие правил изготовления, хранения, наследования привели исследователей к мнению, что шаманизм в целом у обских угров находился в стадии формирования. Исследователи К.Ф. Карьялайнен и В.Н.Чернецов допускают мысль, что в сравнительно недавнем прошлом бубен не являлся сакральным инструментом, и что его сакрализация явилась результатом чуждого (круга саяно-алтайских народов) влияния. Отмечается также отсутствие у обско-угорских шаманов особого ритуального костюма, что соответствует простоте в изготовлении и использовании бубна. В специальной литературе описаны разные бубны. Среди хантыйских бубнов имеются экземпляры эвенко-якутсктго варианта среднесибического типа, саяно-алтайского варианта южно-сибического типа."

http://lib2.znate.ru/docs/index-302701.html


У ненцев бубен (нен. - пензер, пендер, пендерко) по всей видимости является единственным музыкальным инструментом.

Сравнение ненецских и обско-угорских бубен:

"У ненцев и обских угров, обладателей западносибирского типа бубна, распространен ненецкий термин для бубна - пензер, пендер, Лишь у южных манси и хантов имеется свой термин-коем, коип, что в буквальном переводе обозначает "орудие пения". Следовательно, можно предположить, что обские угры бубен заимствовали от северных самодийских племен. Так как обские угры населяли таежную полосу, то рукоять получила у них форму естественной развилки дерева, в то время как у ненцев рукоять сложная. Ненецкие бубны не имеют вполне устойчивых особенностей; их рукояти различались."

http://www.sati.archaeology.nsc.ru/ethno/index.html?n=16&p=30

Я не нашла более подробную информацию о путей формирования ненецских бубен, но выглядет, что бубен среди ненцев существовал более долгое время чем среди обских угров. Не зря один из названий бубна у хантов (пэнзяр) заимствован от ненцев.

А теперь хочу обратить внимание на то, что сегодня почему-то часто подчеркивается обско-угорский бубен. Посмотрите на эти фотографии музыкальных ансамбль, которые более-менее представляют обско-угорскую музыку. Бубны, бубны...

Мне кажется, многие люди сегодня пытаются типизировать обско-угорскую музыку как "сибирскую", и вот почему многие обращают такое внимание к бубнам. Но факты традиционной обско-угорской культуры говорят о том, что бубны у обских угров появились сравнительно недавно. При этом бубен был не единственным инструментом, который исользовался обско-угорскими шаманами. В этих народах шаманы также играли на, например, нарс-юхе в сакральных целях.

Современное обширное использование бубен в обско-угорской музыке пример того, как срабатывает на людей стереотип "цельной Сибирской культуры".

Насчет ненцев широкое использование бубнов более понятно, так как традиция использования бубнов в ненецской культуре имеет более глубокие корни, и при этом бубен является единственным фиксированным ненецким музыкальным инструментом.

Танцы.

Опять здесь появляется удивительная разница между ненцами и хантами. У хантов и манси есть различные традиоционные танцы. А у ненцев их нет! Опять трудно сказать, почему у ненцев нет традиционных танцев - то ли они почему-то не сохранились и не документированы, то ли их вообще не было среди ненцев.

Я сама в начале отказывалась поверить, что у ненцев нет традиционных танцев. Ведь они сохранились у других самодийских народов, например, нганасанов. Правда, нганасанские танцы были другие чем обско-угорские.

Чтобы вы мне поверили, что отсутствие традиционных танец среди ненцев не является моей выдумкой, представлю вам цитату из одного источника:

"... ненцы среди других малых народностей Севера отличались тем, у них НЕ БЫЛО ТАНЦЕВ. Как такое может быть? ЧУМработница не поленилась и проконсультировалась по этому поводу с сотрудниками Ненецкого краеведческого музея. И Елена Меньшакова, директор музея, и Лариса Талевеа, научный сотрудник музея, подтвердили, что так оно и есть. А если точнее, нет источников, в которых бы упоминались или описывались танцы. Ненцы пели, рассказывали сказания (сюдбабц и ярабц), делали определенные движения при ритуальных обрядах, но НЕ ТАНЦЕВАЛИ! Ученицы Юлии Александровны предположили, что ненцы обходились без танцев из-за особенностей темперамента, заведенных правил поведения. А, может, не нашлось исследователя, который бы нашел, описал и рассказал об этом жанре народного ненецкого творчества?"

http://www.chumoteka.ru/2011/03/5.html

Несмотря на то, что у ненцев не было или не сохранилось традиционных танцев, у них все-таки есть современные хореографные ансамбли такие как "Хаяр". Цитата про танцев из ненецких хореографных ансамблей:

"Вы, наверное, уже догадались, что движения ненецких танцев – это сборная солянка из корякских, чукотских и других национальных танцев."

http://www.chumoteka.ru/2011/03/5.html

 

Ненецкий хореографический ансамбль "Хаяр" танцует:

http://www.youtube.com/watch?v=mXF7L3rCza8

К сравнению обско-угорские более-менее традиционные танцев:

http://www.youtube.com/watch?v=SHv1663h1bw

http://www.youtube.com/watch?v=sLC-yOjU9SE&feature=related

http://www.youtube.com/watch?v=HrTijdOJm44

Кладбища.

Есть такая поговорка "если хочешь узнать все о культуре народа или страны, посещай кладбище". Это неплохо относится к самодийцам и обским уграм. У них традиции похоронения разные. И кладбища разные.

Цитата о различий традиций похоронения и кладбищ между хантами и ненцами:

"Ханты крещеные, а ненцы - нет. Поэтому над хантыйской могилой ставят крестик или птичку, а в ненецких наземных погребениях на шест вешается колокольчик или цепочка. С их помощью покойник извещается о приходе на поминки родственников, и таким образом осуществляется связь с Нижним миром.

Для ханта плохо, когда с покойным кладут много вещей, а для ненца - когда в гробу есть пустое место. Его старались заполнить полностью, чтобы не вызвать чью-нибудь смерть. У хантов существовали кладбища с неглубокими захоронениями, а для ненцев характерны наземные захоронения в гробах-колодах, на высоких сухих ярах, которые служили еще и указателями дороги. Следует отметить, что у ненцев, в отличие от хантов, не соблюдается родовой принцип расположения захоронений; человека хоронят в той местности, где он умер."

Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/hantyysko-nenetskie-kulturnye-hara...

У обских угров кладбища состоят из домовика, на половину врытой в землю, и креста (или птицы):

У ненцев кладбища состоят из деревянного надземного ящика. Часто прилагается цепь или колокольчик. Также могут быть приложены нарты.

Обско-угорские кладбища больше напоминают старинные финнско-пермские кладбища.

Вот например, старинные кладбища с домовиками из Карелии, они там были использованы еще до второй мировой войны.

Suojärvi:

Suistamo, 1935:

Кладбища с домовиками в прошлом вообще были рапространены в ареалах, которые были обжитые финно-угорскими народами или их русскоязычными потомками:

Домики мертвых (домовины): 1 - Солотча (Рязань), 2 - Север (Белое море), 3 - Карелия, 4 - Лехтинский р-н, хутор Рию-Варнка (Финляндия) // Славянская энциклопедия: Киевская Русь - Московия. - М., 2003. - Том 1. - С.370.

Наличие могильных домовиков у обских угров, в отличии от самодийских народов, может указывать на то, что этногенез обских-угров где-то имеет общие корни с финнско-пермскими народами, отличающиеся от самодийских.

Социопсихология и отношение к окружному миру.

Тут есть некоторые большие разницы между хантами и ненцами. 

"Большой интерес представляют различия двух народов, коренящиеся в подсознании и вызванные разностью этнопсихологических установок. Черты психологического портрета хантов и ненцев во многом носят взаимопротивоположньш характер (речь идет лишь об определенной ориентации культур, а не об абсолютной полярности). Так, хантам более присущи коллективизм; конформность, как регулятор поведения в группе; стыд в качестве механизма социального контроля и консервативное стремление жить по установленным правилам (следствием чего является значительная регламентированность различных сторонжизни человека). У ненцев человек обладает большим уровнем индивидуальной свободы и самостоятельности; социальный контроль

над действиями человека происходит прежде всего на основе вины (личной ответственности) ; важной характеристикой является потенциальная готовность к переменам."


Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/traditsionnaya-ekologicheskaya-kultura-han...

"В целом у хантов сильнее выражена тенденция уподобления себя другим существам. Что касается животного мира, то здесь налицо и легкое превращение человека

в зверя при прохождении под согнутым деревом, и перерождение в медведя после смерти, иве сь комплекс тотемистических представлений-то, что еще раз подчеркивает мысль о единстве всего живого. Обращает на себя внимание странная, на первый взгляд, особенность: проявление в ряде случаев открытого сочувствия, если не сказать сентиментальности, по отношению к добываемым животным.

В ненецком варианте человек более отдален от животных, нет выраженных свидетельств кровного родства, происхождения человека от животных, животные не сливаются с человеком в одно сообщество - ях, как у хантов. Лесные ненцы в этом отношении занимают промежуточное положение. Точно так же в ненецких представлениях меньше родственных, брачных связей у животных с миром богов.

Более агрессивная модель экологического мировоззрения ненцев, являющаяся ответом на неустойчивость тундровой экосистемы, находит свое проявление не только в практике "нерационального промысла", но и в узком списке запретных животных, в котором отсутствуют ценные объекты, и открытости для промысловой деятельности всех важных в хозяйственном плане территорий. Отметим, что в сфере промысловой этики внимание у ненцев акцентируется прежде всего на масштабах промысла, где у них собственно и происходят главные нарушения (для сравнения, хантам свойственен акцент на соблюдении сроков отдельных видов хозяйственной деятельности, поочередно сменяющих друг друга)."


Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/traditsionnaya-ekologicheskaya-kultura-han...

Очень многое интересное про различий между хантами и ненцами можете узнать в этом сайте:

http://cyberleninka.ru/article/n/hantyysko-nenetskie-kulturnye-hara...

Я надеюсь, вы увидели насколько отличаются ненецкая и хантыйская культуры. Конечно, там есть немало схожостей. Соседи, живущие рядом многие столетия, как никак. Но цель этого блога было показать, что разницы между северо-сибирскими народами существуют. И если они видны уже между соседних народов таких как ненцев и хантов, то что уж говорить об более отдаленных народов в Сибири? Я придерживаюсь к мнению, что на каждый народ из Сибири надо относится индивидуально, и старатся их не путать между собой. И еще я считаю что представителям каждого сибирского народа надо старатся развивать свою оригинальную культуру, делать свой собственный "бренд", а не штампировать под печатью "типово-сибирское", или даже еще хуже - "индейское".

Для обских угров горловое пение не типично, у них нет такого профессионального шаманизма как в Алтайских краях итд. И что по-моему важно брать в мнение - у обских угров есть такой пласт культуры, который их сближает с европейскими народами, особенно поволожскими и приуральскими. Это не менее важно чем другой пласт культуры, где видно влияние из стороны разных Сибирских народов. Есть у обских угров еще другие древние влияния из юга, что хорошо видно в примере некоторых струнных инструментов (например, "журавль" арфа).

Просмотров: 8440

Комментарий

Вы должны быть участником Uralistica, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Uralistica

© 2022   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования