Uralistica

Политическая роль мордвы в Республике Мордовия в аспекте права на самоопределение

 

Вступление

Статья «Политическая роль мордвы...» стала последней каплей переполнившей чашу терпения великодержавно-имперских сил контролирующих Мордовию и стоила ее автору научной карьеры.

Местные подразделения кремлевских структур власти не могли допустить превращения главного организатора студенческих выступлений в известного мордовского ученого — политика с крепкими международными связями и широкой известностью как в Республике так и за рубежом.

После мартовской публикации 2000 года в научном сборнике «Этнический фактор и политика» статьи «Съезды мордовского народа как институт этнополитического влияния» власти поняли что Бокин неисправим и продолжает уже на научном уровне пропаганду политической консолидации и совершенствования национальной государственности мокшэрзянского народа и его культурно-языкового возрождения. За кулисами было принято решение дестабилизировать обучение в аспирантуре. А затем последовало и незаконное отчисление.

Первая судебная инстанция приняла незаконное решение, но кассационная была вынуждена его отменить и восстановила в аспирантуре. Конечно после восстановления по судебному решению было бы верхом наивности надеяться на благополучную защиту кандидатской диссертации. Так кремлевская империя поломала научную карьеру яркому студенческому лидеру и главному организатору студенческих политических выступлений в Мордовии.

А вот те кто осуществлял медийное обеспечение мордовского раскола и дестабилизацию мордовской государственности были с лихвой отблагодарены федеральными структурами. В частности редактор газеты «Вечерний Саранск», где публиковались подрывные материалы, удачно защитил кандидатскую, а затем был назначен министром в мордовском сегменте путинской вертикали власти.

 

В.Н.Бокин

(Саранск )

Политическая роль мордвы в Республике Мордовия в аспекте права на самоопределение

Конец второго тысячелетия отмечен знаменательным общественно-политическим событием в жизни мордовского народа и всего многонационального народа Республики Мордовия. 10 января 2000 года исполнилось 70 лет со дня образования Мордовской автономии в составе Российской Федерации. За это время мордовский народ совместно с многонациональным, в первую очередь русским и татарским населением Мордовии 5 раз использовал неотъемлемое право на самоопределение, заменяя ограниченные административно-территориальные формы на более высокие и совершенные государственно-политические формы национального обустройства. Национальные сельсоветы, волости и районы, Мордовский округ и Мордовская автономная область, Мордовская Автономная Советская Социалистическая Республика, просто Мордовская Советская Социалистическая, и наконец, Республика Мордовия — вот основные вехи на этом пути. «Формирование автономии стало выдающимся событием мордовской истории последних веков. Оно не только подняло политический статус народа, но и оказало позитивное влияние на развитие его духовной и материальной культуры»1.

Однако с конца 1930-х годов и вплоть до сегодняшнего дня мы наблюдаем серьезное искажение смысла национального самоопределения, что не позволяет раскрыться возможностям, заложенным в национальной государственности.

Главный смысл политического самоопределения любого народа (нации) состоит в создании собственный национальных органов власти, которые он контролирует и использует для осуществления своих суверенных прав во всех остальных областях национального развития, будь то экономика, культура и т.д. Самоопределяющийся народ (нация) создает на своей этнической территории такую политическую систему, в которой он играет решающую роль в принятии и реализации решений на высшем государственном уровне.

В советский период властные полномочия мордовского народа ограничивались бюрократической сверхцентрализацией, низводившей автономный статус республики до уровня обыкновенной административно-территориальной единицы. С демократизацией общественно-политической жизни и принятием в 1990 году Декларации о государственно-правовом статусе Мордовии его властные полномочия стали ограничиваться 30 % удельным весом в структуре республики. В таких неблагоприятных этно-демографических условиях абсолютизация демократических принципов сводит политическую роль мордовского народа к простому участию в государственной жизни лишая его права на решающую политическую роль в собственной республике.

В специальном сообщении политической секции Всемирного конгресса финно-угорских народов, состоявшегося в Будапеште в августе 1996 года отмечалось, что «демократические процедуры, при которых представительство в органах власти определяется простым большинством голосов, становятся формальными и не дают возможности решать вопросы на государственном уровне в пользу и на благо этнического развития финно-угорских народов России»2.

По нашему мнению, не процентное соотношение между коренным народом и остальным населением Мордовии должно определять его место и роль в механизме государственной власти республики, а неотъемлемое право на самоопределение, реализованное в 1930-е годы в форме мордовской государственности. Не следует забывать, что автономии, в том числе и Мордовская, были созданы для ликвидации последствий многовекового угнетения, т.е. создания более благоприятных условий развития коренных этносов.

На общедемократическом фоне ликвидация последствий угнетения в прошлом неполноправных, а ныне титульных наций автономий воспринимается многими как привилегия, что исторически является неверным. Таким образом, для достижения истинного равноправия в экономической, культурной и других областях титульные нации, составляющие меньшинство в автономии, нуждаются в создании дополнительных государственных институтов, обеспечивающих их властные полномочия.

В соответствующими предложениями выступили форумы финно-угорских народов, в которых участвовали и мордовские представители 3. Систематизация этих предложений, а также обобщение опыта конституционно-правового творчества народов РФ и бывшего СССР приводят к созданию стройной системы конституционно — правовых норм следующего содержания:

  • Республика Мордовия образована в результате реализации права мордовской нации на самоопределение, несет особую ответственность за ее развитие и защищает интересы всего многонационального народа республики;

  • решение на референдуме может приниматься, если за него проголосует более половины граждан республики, в том числе более половины граждан мордовской национальности;

  • глава Мордовского государства и члены правительства, отвечающие за образование, культуру, печать и информацию, юридически обязаны владеть государственными языками Мордовии;

  • парламент Мордовии состоит из двух палат — Палаты Республики и Палаты мордовского народа (Совета съезда мордовского народа);

  • выборы в Палату Республики проводятся по территориальным округам, а в Палату мордовского народа — по национально-территориальным округам, или на съездах мордовского народа, в том числе и в рамках квоты, устанавливаемой для мордовской диаспоры.

Изложенная система норм основана на уважении принципа равноправия и самоопределения мордовского народа (нации), справедливо сочетающегося с принципом равноправия граждан республики независимо от национальности.

Правда, некоторые российские ученые считают иначе. По их мнению, создание палаты коренного народа означает отказ от принципа прямого и равного избирательного права, так как каждый представитель титульной нации получает как бы два голоса, что нарушает приоритет прав человека перед правами нации. Однако в условиях, когда мордовской нации реально угрожает тотальная ассимиляция, равное избирательно право не может иметь абсолютного значения. Так, согласно ст. 4 международного Пакта о гражданских и политических правах, «во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой...государства могут принимать меры в отступление от своих обязанностей по настоящему Пакту»4. И ст.25 о равном избирательном праве не входит в перечень статей, отступление от которых недопустимо. Кроме того, в резолюции № 637 Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1952 года подчеркивается, что «право народов и наций на самоопределение является предпосылкой для пользования всеми правами человека»5.. Как писал башкирский ученый Д.Ж. Валеев, «нельзя противопоставлять права личности и права нации, регулирующим принципом должна быть гармония отдельного и общего, личного и общественного»6.

Если что и противоречит праву мордовского народа на самоопределение и государственную власть, так это трайбализм, т.е. идеология и практика раскола по субъэтническому признаку. Он препятствует укреплению политических позиций титульного народа и усилению его политической роли в масштабе всей республики. Трайбалистами фактически предлагается вывести из-под контроля эрзи и мокши более 2/3 национальной территории путем низведения их политического статуса до карликовых, площадью около 4 тыс.кв.км, автономных округов7. Тем самым полностью подрываются территориальные и экономические основы будущего национального развития, что может привести к серьезной дестабилизации политической обстановки в Мордовии.

В октябре 1999 года съезд мордовского народа абсолютным большинством голосов категорически отверг трайбалистские заблуждения, заявив, «что попытки расколоть мордовский народ не имеют под собой научных оснований и являются не чем иным, как политическими спекуляциями, цель которых очевидна — превратить Республику Мордовия в Саранскую область с тремя автономными районами: татарским, эрзянским и мокшанским»8. Тем самым подтвержден курс на сохранение национального фундамента для построения Мордовского государства, обеспечивающего оптимальные условия сохранения и развития мордовского народа, что соответствует содержанию права на самоопределение в современных условиях.

 

Просмотров: 2728

Комментарий

Вы должны быть участником Uralistica, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Uralistica

Комментарий от: Кувакань Азор, Апрель 29, 2013 в 10:00pm

Ульть шумбра, Василий! Арсян ансяк изнямо тонь тевсэ. Мон карман ёвтамо тонь ланга седе тов ломатненень, кеман кие-бути лезды ярмакт марто.
Конечно, учиться я буду и дальше. Это правильный совет. Куда же без этого. Кто не учится, не совершенствуется, тот и былые знания потеряет. Да, перерыв, а то времени и у вас нет, и у меня, да и у остальных, скорее всего. Вы знаете нашу позицию, мы знаем вашу. Всего доброго, приезжайте на Конгресс или Раськень Озкс, там поговорим еще.

Комментарий от: Василий, Апрель 29, 2013 в 8:29pm

Предлагаю взять тайм-аут. Времени действительно нет!

Комментарий от: Василий, Апрель 29, 2013 в 8:21pm

"Что значит человеческая мораль на уровне государства? Я вам пример привел того, где научная политика заканчивается...Разве научная политика допускает ведение войн, ущемления прав наций и целых государств...Я вам написал к тому, что в политике игроки, как вы выражаетесь, строгих правил не придерживаются. Значит пока государства в хороших отношениях, то это политика, а если одно напало на другое, это мораль? Ну смешно же."

Иван, вы совершенно правы, времени вести бесплодные споры действительно нет. Я надеялся что предыдущий мой комментарий станет последним. Однако вы умудрились серьезно исказить мою позицию "Значит пока государства в хороших отношениях, то это политика, а если одно напало на другое, это мораль? Ну смешно же".  Это действительно смешно, тем более что такого смысла в моем коменте не усматривается. Я упомянул понятие мораль в связи с тем что вы  характеризовали несправедливые международные отношения в категориях морали "двойные стандарты" то есть лицемерие, двуличие, подлость и с этой точки зрения рассматривали такие отношения, приводили примеры. Но вы почему-то решили, что здесь заканчивается научность политики. Но это не так. На ваш вопрос : "Разве научная политика допускает ведение войн, ущемления прав наций и целых государств" , можно ответить утвердительно. Ибо научная политика это четкое и правильное осознание своих интересов и научно обоснованная стратегия и тактика реализации этих интересов. А война, говоря словами Клаузевица это "продолжение политики иными, насильственными средствами".И вести кровавую войну можно  с привлечение самых последних научных достижений, в том числе и при разработке стратегии и тактики. А там где война, там мораль не начинается, а наоборот заканчивается. Поэтому ваше "смешное"предложение можно переформулировать следующим образом "Пока государства в хороших отношениях, то это политика с соблюдением норм морали, а если одно напало на другое, то это тоже политика,  но с грубым попранием норм человеческой морали". Вот это действительно моя позиция.

А то что многие политические игроки строгих моральных норм не придерживаются, в этом вы безусловно правы.

И не забывайте что разговор на эту тему начался с моей рекомендации вам опираться на научные основы формулирования национальных интересов, стратегии и тактики их осуществления. И тогда ваша позиция по многим вопросам была бы совсем иной.Ну и, по возможности, соблюдать нормы морали.

Учитывая что вы воспитаны в духе уважения к старшим, надеюсь .что рано или поздно вы все-таки повнимательней отнесетесь к отрицательным аспектам трайбализма и сумеете отделить зерна от плевел.

Удачи в поисках истины и правды!

Комментарий от: Кувакань Азор, Апрель 29, 2013 в 5:07pm

Вот! Боляень Сыресь отлично написал и добавил то, о чем я пишу. Вы не в США, Василий, и не в Евросоюзе, чтобы здесь нормативы, документы, декларации имели силу и исполнялись точно. Это здесь мало кого волнует, иначе бы мы жили в своем государстве, назывались своим историческим именем, пользовались ПРАВОМ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, согласно декларации ООН. Мордовские чиновники настоящие мастера бюрократического искусства, такие "фокусы" с документами и отчетами вытворяют, что за бугром искренне верят, что "80% мордвы владеет языком, языки полноценно преподаются, молодежь общается на родном языке, есть нормальные СМИ, ТВ на родных языках", и прочие сказки, Ганс Христиан Андерсен рядом не стоит. Бумага все стерпит, как раз об этом случае.

Комментарий от: Кувакань Азор, Апрель 29, 2013 в 5:00pm

Василий, у меня просто нет времени с вами споры целыми днями вести. Можете писать сколько угодно, что у меня того нет, сего нет, я такой, сякой. Я бы тоже вам жестко ответил, чего у вас нет и чего простого вы не видите. Но у нас положения разные, не мне вас судить, я родился и вырос в Азии, в мусульманской стране, меня приучили старших уважать и не разговаривать так, как с ровесниками.
Что значит человеческая мораль на уровне государства? Я вам пример привел того, где научная политика заканчивается. И таких примеров полно, где вопросы на высоком уровне решаются, грубо говоря, с позиции силы. Разве научная политика допускает ведение войн, ущемления прав наций и целых государств. Если судить строго по научной политике и согласно правам, предоставленным ООН, то где наше независимое государство, где наше право на самоопределение? Я вам написал к тому, что в политике игроки, как вы выражаетесь, строгих правил не придерживаются. Значит пока государства в хороших отношениях, то это политика, а если одно напало на другое, это мораль? Ну смешно же.
Конечно моя позиция не будет правильной, когда вы на другой позиции. Что бы я не говорил, вы на все скажете, что у меня культуры и логики нет. Можно даже копипастингом время экономить, копировать и вставлять на каждый мой ответ, что у меня логики и культуры нет. Это же типичный ход переходить на личности.

Комментарий от: PaoL, Апрель 29, 2013 в 4:04pm

Можно гипотетически представить ситуацию. Если бы рейх оккупировал территорий словаков и чехов,и провозгласил бы общую автономию в виде "Моравии", а её марионеточные лидеры, будучи абсолютно лояльны берлину, боролись бы против всего чешского и словацкого, заменяя "моравским", с помощью которого навязывались бы общие идеи будущего в составе рейха.("1500 лет единения моравского народа с народами империи Германариха") Можно ли  представить нелояльное рейху национальное движение в виде "моравского"?
Скорее всего нет. А было бы чешское и словацкое, или же чехословацкое движение.

Комментарий от: Василий, Апрель 29, 2013 в 11:35am

Ребята, я же говорю, общаться с вами одно наслаждение. Вот с какой целью, Иван , привел  примеры двойных стандартов ? Судя по первому предложению с целью доказать отсутствие научности в политике основных международных игроков. Между тем доказали вы не отсутствие научности, а отсутствие морали в ихней политике, доказали их макеавелизм. Политика и мораль это разные явления и они могут как соответствовать друг другу так и противоречить. В данном случае вы обосновали что политика указанных игроков  противоречит нормам человеческой морали. Но вы не привели не одного аргумента доказывающего что политика этих субъектов научно не обоснована и не соответствует их интересам (по крайней мере в ближайшей перспективе). Научность -это правильное определение национальных интересов и правильность стратегии и тактики позволяющей эти интересы реализовать. То есть Иван, возможно, непроизвольно подменил тезис. Выдвинул один тезис а доказал совершенно другой о котором и речи не было. А первый так и остался не обоснован.

Это говорит о том что у вас осутствуют культура и навыки логического мышления. И подобная алогичность обнаруживается и в рассуждениях о внутримордовских отношениях. Поэтому ваша позиция не может быть правильной. Она противоречит , к сожалению , истинным, коренным, стратегическим интересам эрзи и мокши. И если такая ошибочная позиция станет всеообщей то она нанесет еще больший вред народу чем существующий.

Такая же позиция и у Сырезя. И думаю, после его косяка с одноразовым самоопределением быссмысленно тратить время на разбор его очередного софизма. 

Комментарий от: Boljaenj Syresj, Апрель 29, 2013 в 11:09am

Василий, никакие умные формулировки не спасут мёртворожденное мордовское дитя. Рано или поздно "реаниматоры" поймут, что искусственное питание не вернёт его к жизни и его (питание) отключат... Как будут ребята деньги отмывать без "тыщалетий", ума не приложу...  :-))

Комментарий от: Boljaenj Syresj, Апрель 29, 2013 в 10:56am

""Право на самоопределение можно использовать только один раз, Василий!!!"

В довесок к этому шедевру,высшему достижению международно-правовой мысли местных трайбалистов, не забудьте еще напомнить нам что солнце вращается вокруг Земли. Тогда все будет в полном ажуре." пишет мордвин Василий. 

Хамишь, Василий? А напрасно. Правом на самоопределение можно воспользоваться один раз. Или ты есть или тебя нет. Вес остальные "апгрейды", это производные от того, первого раза. И не дави авторитетом международных Деклараций, а то кто то подумает, что они у нас исполняются...

Комментарий от: Кувакань Азор, Апрель 29, 2013 в 10:32am

Василий, о каком праве вы говорите и научной политике? Россия воевала с Грузией, это научная политика? А может США в Афганистане, Ираке это более научное? Какая наука, когда все даже в мире "по понятиям", делится на "свой/чужой". В мире всю историю господствуют двойные стандарты, у кого сила, которая на уровне государства выражается в экономическом развитии, военной мощи, научно-техническом прогрессе, та сторона и диктует правила. Евросоюз признает Косово отдельным государством, а Басконию и Каталонию не признает. Баски и каталонцы внешностью не вышли по сравнению с албанцами или там "научная политика" особая? А Россия? Не признает независимость десятков республик и АО, зато признает независимость Абхазии и Южной Осетии. А Евросоюз и США, признавшие Косово, не признают независимыми Абхазию и Южную Осетию. Справедливость одна - кому что выгодно, то и справедливо для него.

Везде двойные стандарты как были, так и есть. Если народ сильный, сплоченный, способен защищать свою территорию, тогда ему и его земле есть право существования на этой земле грешной. Если этнопроцесс деградации затягивается и выхода нет, народа не станет и земля его уйдет в распоряжение другого народа.

Вообще, политика, это искусство невозможного. Это обман, лукавство, обещания, борьба за интересы.

Я еще раз повторю, я за целостную республику, но я не вижу никакой перспективы в "мордовской" модели, это конец тому эрзянскому и мокшанскому, что пока еще живо.

Пусъёс

© 2019   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования