Uralistica

источник - Википедия

Расстре́лянное возрожде́ние — определение литературы и искусства поколения 20-х — начала 30-х годов на Украине, которое создало высокохудожественные[1] произведения в литературе, живописи, музыке, театре и которое было уничтожено в ходе сталинских репрессий.
Кульминационной датой репрессивного режима стало 3 ноября 1937 года, когда в соловецком лагере был расстрелян Лесь Курбас. В списке расстреляных в этот день, были Николай Кулиш, Матвей Яворский, Владимир Чеховский, Валериан Пидмогильный, Павел Филипович, Валериан Полищук, Григорий Эпик, Мирослав Ирчан, Марко Вороной, Михаил Козорис, Олекса Слисаренко, Михаил Яловый и другие. В общей сложности, в один день были казнены свыше 100 представителей украинской интеллигенции. Ранее были арестованы и казнены художники-монументалисты братья Бойчук и художники их круга, движение которых известно в искусствоведении как «бойчукизм».
Термин «расстрелянное Возрождение» впервые предложил литературовед из украинской диаспоры Юрий Лавриненко, употребив его как название лучших текстов поэзии и прозы 1920-30 годов. За двадцатые годы украинская культура, благодаря советской политике массовой украинизации смогла компенсировать своё отставание и даже преодолеть на своей территории влияние других культур, в том числе русской (на 1 октября 1925 года на Украине насчитывалось 5000 писателей).
С конца 1980-х годов термин является общепринятым в украинском литературоведении, школьном и ВУЗовском курсах.

Это возрождение было связано с тем, что украинские художники даже в условиях замалчивания и запрета создали новое украинское искусство и литературу, с долгожданным обретением Украины своей государственности, с украинизацией и различными свободами, обещанных революциями 1905—1917 годов. Выйдя в массе своей из низших слоей населения (служащие, разночинцы, священники, рабочие, селяне), новое поколение украинской элиты часто не имело возможности получить систематическое образование из-за войны, голода и необходимости зарабатывать на хлеб насущный. На, работая «на грани», стараясь использовать всякую возможность ознакомиться с мировой культурой, попробовать свои силы в творчестве, они проникались самыми современными тенденциями и творили действительно актуальное искусство.


Литературные объединения

Главными литературными объединениями были «Ланка» (позднее «МАРС»), «Плуг», неоклассики, «Молодняк», «Союз писателей западной Украины», ЛОЧАФ (объединение армии и флота). Самым влиятельным был «Гарт», на основе которого позже была создана ВАПЛИТЕ («Вільна Академія Пролетарської Літератури»). Именно ВАПЛИТЕ в лице Миколы Хвилевого начало знаменитую литературную дискуссию 1925-28 годов и победило в ней, доведя наличие и необходимость национальной, специфичной украинской литературы, ориентированной не на Россию, а на Европу.


Проза и поэзия

Главными опорами новой элиты были бунт, независимость мышления и искренняя вера в собственные идеалы. В большинстве своём это были интеллектуалы, которые делали ставку на личность, а не на массу. За их внешней «советскостью» прятались глубокие поиски и вопросы. Прозу этих писателей можно поделить на две части: сюжетная и бессюжетная. В бессюжетных главным было не фраза или слово, а подтекст, «запах слова», как сказал Хвилевой. Стиль сильных чувств и проникновение в суть явлений называется неоромантизмом или экспрессионизмом. В этом направлении работали Микола Хвылевой, Юрий Яновский, Андрей Головко, Юлиан Шпол, Олекса Влызько, Лесь Курбас, Микола Кулиш и многие другие. Главная идея новеллы «Я (Романтика)» Хвилевого — разочарование в революции, кричащие противоречия и раздвоение человека того времени. Главный персонаж — человек без имени. а значит, без индивидуальности, без души. Ради революции он убивает свою мать и терзается мыслью: стоила ли революция такой жертвы. В романе Валериана Пидмогыльного «Город» («Місто») впервые в украинской литературе проявились элементы философии экзистенциализма. Главный герой в желании наслаждения идет от удовлетворения физического до наивысших религиозных потребностей. Однако даже в такой сложной тематике писатель не превращает роман в простое изложение «общечеловеческой» философии, а творчески осмысляет её в отношении к украинскому национальному мироощущению. В поэзии самыми интересными являются поиски символистов Александра Олеся и Павло Тычины. В своём сборнике «Солнечные кларнеты» Тычина отразил всю широту просвещённого и тонкого разума, который созерцает богатство украинской природы, желая докопаться до первопричин. Когда Коммунистическая партия СССР осознала своё поражение, она начала действовать запрещёнными методами: репрессиями. замалчиванием, уничтожающей критикой, арестами, расстрелами. Перед писателями стоял выбор: самоубийство (Хвылевой), репрессии и концлагеря (Б. Антоненко-Давидович, Остап Вишня), замалчивание (И. Багряный, В. Домонтович), эмиграция (В. Винниченко, Евгений Маланюк) или написание программных произведений для прославления партии (Павло Тычина, Микола Бажан). Большинство деятелей искусства было репрессировано и расстреляно. Когда в 1947 году Иван Багряный издал за рубежом поэтический сборник «Золотой бумеранг», его вторым названием было «Остатки потерянного, репрессированного и уничтоженного». произведения сдавались в спецхраны, запрещались. замалчивались, многие из них были навсегда утрачены. Хотя некоторые функционировали в самиздате (Иван Багряный), рукописных копиях, выходили за рубежом.

подробнее в украинской Википедии

Антология Юрия Лавриненко "Расстрелянное возрождение" (на украинско...

Просмотров: 2260

Комментарий

Вы должны быть участником Uralistica, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Uralistica

Комментарий от: Niimshur, Январь 4, 2010 в 4:33pm
За двадцатые годы украинская культура, благодаря советской политике массовой украинизации смогла компенсировать своё отставание и даже преодолеть на своей территории влияние других культур, в том числе русской - прочтите http://oko-planet.su/politik/politikukr/24642-sergej-lunev.html
(на 1 октября 1925 года на Украине насчитывалось 5000 писателей). - так большевики выявили всех, могущих писать, дабы убрать лишние таланты. Так - везде было. Вы полагаете, спецсл. не отслеживают вас-нас? Напрасная вера.

Пусъёс

© 2021   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования