Uralistica

"русские и мордва- 1000 лет вместе"

Есть что-то нездоровое в стремлении объединить два полноценных живых языка (эрзянский и мокшанский), имеющих самостоятельную литературную традицию, в один искусственный и новообразованный. Есть что-то нездоровое и глубоко колониальное в стремлении придать "нахождению мордвы в зоне политического влияния Руси" более древний характер. Ведь основа межэтнического согласия не в том, что мордва уже 1000 лет под влиянием русского государства, а втом, что согласие можно строить и при условии учёта разности языков, культур и истории, а не отрицая самостоятельность меньшинств. Можно такими усилиями и совсем дело до абсурда довести - представить мокшу и эрзю субэтническими группами древнего восточнославянского населения. И для этого тоже найдутся "бесспорные доказательства".

- из интервью с президентом Республики Мордовия Н.Меркушкиным (источник):

— Николай Иванович, почему 1000-летний юбилей отмечается именно сейчас? Разве есть точная дата, от которой можно вести отсчет единения русских и мордвы?

— Да, тому есть бесспорные доказательства. И письменные источники об этом говорят, и данные раскопок последних лет. Когда князь Святослав шел походом на волжскую Булгарию, он проходил с войском по землям, населенным мордвой. Уже тогда мордва оказалась в сфере политического влияния Руси. Археологические данные последних лет свидетельствуют, что на рубеже X — XI веков, как раз тысячу лет назад, мордовские земли находились под юрисдикцией Русского государства.

— Какие еще вехи совместной истории уместно сейчас вспомнить?

— Монгольское нашествие. И его мы вместе пережили и вместе отражали. Батый пришел на мордовскую землю в 1237 году — тогда же, когда разорил Рязань, — и встретил у нас, как и на Руси, ожесточенное сопротивление. А в 1239 году мордва вместе с русскими подняла против него восстание. Надо вспомнить и 1444 год, тогда мы вместе с москвичами и рязанцами выступили против орды. В Смутное время, когда Минин и Пожарский повели из Нижнего Новгорода ополчение на Москву, в нем и мордва была, а наш мордовский князь Баюш отразил набег с юга ногайцев, которые, пользуясь моментом, попытались разорить оставшуюся незащищенной Нижегородскую землю и ударить ополчению в спину.

Много чего было в глубине веков. И хорошее, и плохое переживали вместе. И бесспорен факт, что мы, русские и мордва, вместе уже никак не меньше 1000 лет, и, согласитесь, это стоит того, чтобы достойно отметить. А почему начинаем отмечать именно сейчас? Потому что события такие в республике подоспели: Свято-Федоровский Кафедральный собор, крупнейший и, по общему признанию, красивейший во всем Поволжье, построенный, кстати, всем миром, открыли, а с ним и два замечательных памятника выдающимся людям: один — мордвину по рождению Патриарху Никону, второй — русскому по рождению, но общему для всех, кто живет в России, великому защитнику, которого мы также считаем своим земляком, адмиралу Федору Ушакову.

Просмотров: 581

Комментарий

Вы должны быть участником Uralistica, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Uralistica

Комментарий от: Ortem, Май 27, 2011 в 3:04am

для эрзян и мокшан сейчас самое насущное - это работать с теми, кто называет себя "мордвой" и восстанавливать в них правильное этническое самосознание.

Нужно пользоваться тем, что у многих людей живы национальные чувства, нужно придумать, как придать им правильный ход.

в "ВКонтакте" много людей, которые пишут "я мордвин, точнее, эрзя" или я "чистокровная мордовка" - нужно хватать их и втягивать в русло своей деятельности.

Ну и с болельщиками тоже надо работать. Если ты "мордва", для тебя неприемлем имперский флаг. Болельщики "Мордовии" должны иметь растяжки с надписями "Аньцек инголи!" и ликами Пургаза и Пуреша.

 

 

Комментарий от: Кувакань Азор, Май 24, 2011 в 10:20pm
Для властей Мордовии газета "Эрзянь Мастор" кость в мордовском горле.
Комментарий от: Карташов Сергей, Май 24, 2011 в 9:20pm

кстати, полный текст статьи можно прочесть тут: 

http://uralistica.com/profiles/blogs/borba-za-nezavisimost

очень интересные и полезные сведения.

 

 

Комментарий от: PaoL, Май 24, 2011 в 6:44pm

Прочли, спасибо.

К  слову всю "мордву" в тексте можно сменить на "эрзю" с учётом декларации о самоназвании эрзянского народа от 1995 года.(тут речь идёт о эрзянских землях)

Не совсем согласен с предположением о нахождении столицы на месте Нижнего.  Скорее это центр волости только терюшевских эрзян, для остальных эрзянских земель играл важную роль в торговле, этакий портовый центр на слиянии Оки и Волги. Политическим центром в то время мог быть скорее Арзамас(спец раскопки не проводились там до сих пор(!) или Саровское городище(ныне пока самое крупное городище эрзи из найденных, о нём в 31 году не было ещё известно). 

 А демократическая полит.система  и демократические выборы (!), (сначала избирался на сельском сходе старейшина, который участвовал в собрании старейшин ряда сёл, они уже избирали чиряза, или каназора,  главу волости и так далее, это всё надо-бы изучить..а так это на основе фольклора)   в  в 12-13 веке у эрзи никак не была способна конкурировать по военно-политической "эффективности"  с феодальной(по сути деспотичной, "я Князь и не е....т ! ") властью соседа. На историческом пути у эрзи сформировался национальный характер, основу которого составляло убеждение в необходимости жить честно, его отмечали ещё в 18-19  веках, мол "с русского проси расписку, с татарина клятву Аллаху, мордвину верь на слово". Это сыграло злую шутку, эрзян было легче обмануть чем других в земельных, экономических, политических вопросах...честность оказалось отрицательной чертой характера(она мешает до сих пор, сегодня честный человек - бедный человек, или лох) В итоге несколько сотен лет просто водили за нос весь народ, и продолжают водить по сей день("1000летие")  Я уверен, Иван Грозный обманул, а мы обманулись без задних мыслей..возможно старейшины понимали, но было-то поздно, вот и всё, типа "выгодная сделка, тыры-пыры..." и всё эрзянь мастор в кармане. Грустно всё это, и не справедливо...но поделом, не ты, так тебя.

 

Комментарий от: Карташов Сергей, Май 24, 2011 в 12:39pm

Erush Vezhai, вы лучше прочтите мой пост про историю и выскажите мнение, а не про конгресс в каждую тему вставляйте.

 

Комментарий от: Erush Vezhai, Май 24, 2011 в 12:36pm
РЕЗОЛЮЦИЯ

З-ГО Конгресса Эрзя народа в защиту газеты «Эрзянь Мастор»

Два года по иску прокуратуры Республики Мордовия длится судебное разбирательство по прекращению деятельности общетвенно-политической газеты «Эрзянь Мастор» за публикацию материалов, якобы, экстремистского характера. Публикации "ЭМ", как считает Прокуратура, могут способствовать разжиганию межнациональной и межрелигиозной розни. Судебное разбирательство было инициировано управлением ФСБ по Мордовии. Анализ деятельности редакции и публикуемых материалов дали организации: НИИ гуманитарных наук при правительстве РМ, Мордовский госуниверситет, Нижегородский университет имени Лобачевского, Московский университет им. Ломоносова и, заключение было получено от Московской общественной организации «Независимый экспертно-правовой совет»

Несмотря на реальные факты отсутствия признаков, скрытых или открытых призывов дестабилизации межнационального мира, прокуратура РМ не без участия, надо полагать, ФСБ, настаивает на закрытии газеты «Эрзянь Мастор».

Мы, делегаты 3-го Конгресса эрзянского народа, осуждаем преследование газеты «Эрзянь Мастор» и давление, вопреки Конституции РФ, на свободу слова, на свободу вероисповедания. Призываем представительную и исполнительную власти Республики Мордовия прекратить преследование газеты «Эрзянь Мастор, Фонда спасения эрзянского языка, его руководителей и активистов.

3-й Конгресс эрзянского народа
г. Лукоянов
20 июня 2009 года.
Комментарий от: Карташов Сергей, Май 24, 2011 в 11:08am
вообще это было написано до его рождения в 1931 году, эрзянином по национальности - первым послом СССР в Великобритании, репрессированного в 1932-1933г.г. и расстрелянным, за то, что он написал правду о борьбе за свободу мокшан и эрзян.
Комментарий от: Кувакань Азор, Май 24, 2011 в 10:52am

Все это идет от главы республики. У него мозги "советской номенклатуры", он даже историю понять не хочет или уже не в состоянии.

Просто он на руку Москве со своими мордвинскими теориями. Что за слово вообще идиотское "мордва"? Кто его придумал?

Комментарий от: Карташов Сергей, Май 24, 2011 в 2:39am

Начиная с IX века в непосредственном соседстве с мордовскими землями начинают оседать славянские племена. На северо-западной границе Мордовии образуется ряд русских княжеств, рязанское, муромское, суздальское, а затем и нижегородское. Соседство мордвы с русскими князьями не знает мирных хозяйственных общений. По мере укрепления мощи русских княжеств усиливались поенные нападения последних на мордовские земли. Русские князья не стремились по примеру болгарских купцов завязывать мирные хозяйственные отношения с мордвой. Они даже не имели в виду поставить мордву на полусамостоятельное положение, как это сделали впоследствии татары. Русские князья имели в виду полный захват богатейших пространств Окско-волжского бассейна путем вытеснения оттуда всех «нечестивых племен». Вот почему борьба мордвы с русскими княжествами ожесточилась и продолжалась с переменными успехами на протяжении трех с половиной веков (с XII до XVI столетия).

Первое крупное сражение мордвы с войсками муромского князя Ярослава было на реке Пьяне в 1103 г. Об этом сражении русская летопись повествует так: «бися Ярослав с Мордвою, месяца марта в 4 день, и побежден бысть Ярослав».

Рост элементов торгового капитализма в русских княжествах, где первыми купцами были сами князья, особенно развивал аппетиты последних на овладение бассейном Волги разведав эти районы через путешествующих монахов, русские князья отлично знали о тех выгодах, которые дает Волга с ее притоками для развития торговли. Нападения русских князей на мордовские земли усилились в XIII веке. В 1221 г. соединенными силами русских князей был взят у мордвы район нынешнего Нижнего Новгорода. Это событие является исключительно важным в последующей истории всех волжско-камскнх народов. Место нынешнего Нижнего Новгорода, где впадает Ока в Волгу, являлось не только наивыгоднейшим торговым центром, но и лучшим стратегическим пунктом для последующих военных операций против приволжских народов.

Борьба мордвы С русскими удельными княжествами за независимость, тянувшаяся на протяжении нескольких столетий, в значительной своей части сводилась к защите основного тогдашнего местопребывания мордвы, района нынешнего Нижнего Новгорода. Об этой борьбе сохранилось много различных преданий, одно из которых приводим полностью.

«Мордвин Абрам, или Ибрагим, вышедший из-за реки Кудьмы. поселился при впадении Оки в Волгу на Дятловых горах, покрытых тогда дремучим лесом. У него было 14 сыновей и 3 Дочери, дня которых он построил 17 домов на том месте, где ныне архиерейский дом. Эта колония на­звана была Абрамовым городком, а сам Абрам выбран был всеми мордовскими племенами в правители (старшина или князь). На этот-то городок и ходил, но не совсем удачно, суздальские войска. Абрам, по словам легенды, заслышав о том, что суздальские, муромские и рязанские рати идут к его городку, стал укреплять последний: он обнес его ты ном, ватами и рвами. В городке было уже до 500 человек. Абрам устроил в двух пунктах укрепления по воротам: одни широкие — с южной стороны вала, с дубовыми створами, которые засыпал землей — другие, потайные, на север от въезда с Волги на гору (коровий ввоз).

Подошедши к городку с 14 000 воинов, князь Мстислав, не желая напрасно проливать кровь, вступил с Абрамом в переговоры: он предлагал ему оставить Дятловы горы и признать над мордовскими племенами класть князя суздальского. Абрам отвечал, что он не прирожденный владыка мордовских племен, а только выборный правитель их, почему не может самолично принимать никаких условий, он просил дать ему четыре года для сношений со всеми мордовскими племенами, — но Мстислав согласился дать только четыре дня. Абрам немедленно разослал через тайные ворота гонцов в ближайшие мордовские селения, требуя немедленной помощи. В дне ночи через тайные ворота вошло в городок более пяти тысяч человек мордвы, и Абрам, не дожидаясь истечения данного ему срока, вышел через южные ворота и ударил на суздальскую рать. Это, впрочем, не принесло мордве пользы: Абрам пал в битве со всей своей ратью, жители городка были перебиты, а самый городок русскими сожжен. Мстислав оставил там 1 ООО конных и строго приказа! им жить почему-то не в городке, а около него. Узнавши О судьбе Абрама и его соратников, мордва задумала отмстить своим врагам. Но суздальцы, имевшие в мордве шпионов, которые известили О замыслах своих соплеменников, предупредили вшестеро сильнейшего врага: они выехали навстречу мордве, верстах в десяти от городка, встретились с ней с криком, пробились через нестройную массу ее и Березопольем поскакали к Боголюбову. Опомнившись от Неожиданной встречи, пешая мордва хотела Преследовать врага своего, но конные суздальцы успели ускакать от преследования»1.

Насчет вышеприведенного предания М. Н. Покровский высказан следующее весьма ценное замечание: «Одна запись, правда в дошедшей до нас редакции очень поздней. XVII века (что еще не позволяет считать записанный рассказ «легендой», как хочет окрестить передающий его великорусский автор), совершенно определенно указывает, что этот город (Абрамов город. — Т. В.) был не более, не менее как сто лицей мордвы, основной жертвы славянского колонизаторства в историческую эпоху на территории будущей Великороссии. „поглощение" предыдущих веков, жертвой которого стали весь, меря, мурома, лежит собственно за пределами Писанной истории, летописи дают на этот счет лишь самые глухие отрывочные указания».

Нижний Новгород сооружен на руинах древнейшей мордовской столицы. «Еще Татищев и Екатерина II, — говорит М. Н. Покровский, — знати, что этот крупнейший великорусский центр вовсе не заложен заново великим князем Юрием в 1221 году, а стал на месте какого-то инород­ческого центра, разрушенного русскими лет за пятьдесят до этого. Мордва конца XII века представляет собою федерацию нескольких племен с центром на месте будущего Нижнего. Что это был центр федерации, доказывается тем, что все племена защищали пород, а писк ЛЫСО федерация быта сильна, показывает тот факт, что соединенные силы трех русских княжеств — Суздалья, Рязани и Мурома — хотя и смогли захватить город, но не смогли в нем удержаться... С 1221 г. на месте бывшей столицы Мордовской федерации выросла русская пограничная крепость, Нижний Новгород, самым названием показывающая, какое громадное значение ей придавалось. Иначе ее не назвали бы по имени самого крупного, самого древнего и самого богато го центра тогдашнего Севера. В истории борьбы с мордвой это было своего рода «Основание Петербурга».

С захватом русскими мордовской столицы — Абрамова города — нижегородский князь Константин Васильевич «повеле русским людям селиться по Оке. Волге. Кудьме и на мордовских жилищах, где кто захочет». Мордовские селения были отданы на потоп и разграбление русским колони заторам. Мордва была оттеснена к югу, в район Арзамаса, защищенного огромными лесными массивами. Нынешний город Арзамас имеет чисто мордовское название, означающее на мордовском языке — Мордовская земля (Эрзя мастор). Арзамас, по всей вероятности, стал центром Мордовской федерации после разгрома города Абрамова.

Факт захвата великорусскими княжествами района Нижнего Новгорода еще не означал ликвидацию Мордовской федерации. С момента основания Нижнего Новгорода. 1221 г., начинается длительная эпоха борьбы мордвы с русскими князьями за овладение районом Нижнего Новгорода. «А насколько была борьба жестокая, — говорит об этом М. Н. П о к р о в с к и й. — показывают ее дальнейшие перипетии, которые мы знаем уже не из легендарных записей позднейшего времени, а по современным показаниям летописей. Русские начали наступление из новой крепости (Нижнего Новгорода) очень скоро, через 4 — 5 лет после ее основания. Братья основателя Юрия „разгромили много селений, взяли бесчисленный полон и возвратились домой с победою великой". Но Мордовская федерация не была уничтожена и в лице Пургаса нашла себе вождя, более способно го, чем был убитый в 1172 г. Абрам. Следующие походы суздальских князей на мордву были уже неудачны, а в 1229 г. П у р г а с сжег Нижний, но, как и русские за пятьдесят лет раньше, не мог его удержать».

Мордовский Пургас прекрасно понимал хозяйственное и стратегическое значение Нижнего Новгорода и всеми сила ми стремился овладеть этим пунктом. В соответствии с эти ми стремлениями войны Пургаса против суздальцев носили не обычный для мордвы оборонительный характер. Пургас вел наступательную войну на открытых пространствах. Велась усиленная подготовка к новым войнам, строились мордвой не только «тверди», но и города (Ошка пандт) на открытых пространствах в виде канав и валов. Остатки этих и более древних мордовских крепостей, называемых «мордовскими городищами», сохранились до наших дней на территории бывших губерний Пензенской и Нижегородской.

Переход мордвы от лесных оборонительных войн к вой нам наступательным на безлесных пространствах не дал для мордвы, в конце концов, положительных результатов. Многократные походы инязора Пургаса на Нижний Новгород не дали возможности одолеть этого успевшего значительно укрепиться города.

С момента Захвата суздальцами Нижнего Новгорода произошла перемена ролями. Раньше суздальцы нападали на резиденцию мордовского инязора Абрама, теперь мордовский инязор Пургас стал нападать на резиденцию обосновавшегося в бывшей мордовской столице суздальского князя. Суздальцы прежде стремились завоевать у мордвы богатейшую столицу, — мордва теперь стремится вернуть себе эту столицу. Эта борьба была весьма длительной. Результаты походов летописцы записывали весьма кратко «придоша и пожгоша». Но летописцы свидетельствуют и о характере военных операций того времени. Сильной стороной великорусских колонизаторов было то, что они имели лошадей. «Русское войско. — говорит М. Н. Покровский, — было конным, мордва была пешая. В эпоху исключительно холодного оружия лошадь давала огромное преимущество над противником. На юге это давало перевес степнякам над тогдашними украинцами, на севере выученики степняков пользовались их уроками, чтобы громить безлошадные племена, жившие земледелием и лесными промыслами». Мордва, в свою очередь, была сильна своим численным перевесом над русскими, а равно и тем. что она пре­красно ориентировалась в лесах, являвшихся родной стихией мордвина. Описывая один из совместных походов 1228 г. двух княжеств, суздальского и муромского, летописец свидетель­ствует, как русские войска «вшед в землю мордовскую, Пургасову волость, пожгоша жита и потравиша и скот избиша, полон послаша назад, а мордва вбегоша в лесы своя, в тверди, а кто вбегл тех избиша наехавшие Гюргиеви молоди». Этот успешно начатый поход окончился крайне неудачно только потому, что «мордва вбегоша в лесы своя, в тверди». Лето писец говорит о том, как увлеченные победой отряды князей Ярослава, Василия и Всеволода, преследуя отступавшую мордву, «заехаша в лес глубоко, а мордва давше им путь, а сами лесом обидоша их около, избиша, а иных изьемаша, бежаша в тверди, тех тамо избиша, и князем нашим не бысть кого воевати».

Создалось, таким образом, некоторое равновесие сил. Русские были непобедимы в безлесных пространствах и укрепленных городах, а мордва в лесах. Те и другие частенько друг на друга нападали и скорее возвращались восвояси. Так тянулись враждебные действия до того момента, когда Московское княжество в развитии торгового капитала достигло наивысшего расцвета и, объединив собой все соседние с мордвой великорусские княжества, новело генеральное наступление на завоевание приволжских земель. Это было сделано в XVI в. царем Иваном Грозным Мордва здесь, в силу своего географического положения, была поставлена первой под удары воинствующего торгового капитала Московского государства

Великорусские былины следующим образом воспели колонизаторское движение эпохи Грозного.

«Грозен был воин царь, наш батюшка.

Первый царь Иван Васильевич.

Сквозь дремучий лес с войскам-силою.

Он прошел землю мордовскую.

Себе царство взял Казанское,

Мимоходом Астраханское».

Былина правильно освещает исторические факты. Завоевание Казани и Астрахани для Ивана Грозного стало возможным лишь после того, как «сквозь дремучий лес с войском-силою он прошел землю мордовскую».

Комментарий от: PaoL, Май 24, 2011 в 12:55am
"русский" - это послемосковский термин обозначения этноса.(имперский заказ) до этого этим обозначалась языковая и политическая принадлежность...это прилагательное.

"Эрзяне и мокшане в трудном положении, потому что они находятся на самой границе со сплошным русским миром, и их культура менее всего содержит в себе чувства собственной инаковости от русских."

Мы не находимся "на границе с русским миром", мы внутри него, причём давно идёт процесс ликвидации последних "очагов" - сёл (население каждого ~ 1500 - 2000 тыс. чел. сейчас - и сотня стариков в селе не наберётся). Основная часть народа уже переехало в города(надо иметь еврейский или хотя бы закавказский менталитет, что-бы сохраниться, к сожалению подобный менталитет эрзянам в основной массе не свойственен). Что касается инаковости, - её не может быть достаточно в принципе, культура русских(среди которых находимся) формировалась на основе смешения "привозного","модного"(по полит. причинам) с культурами местными - родственными эрзянам и мокшанам (Дьяковско-Городецкий пласт), философия, мировоззрение, менталитет - всё отличается крайне не значительно(не спроста меря с муромой, мещерой, весью, голядью и прочее исчезли без следа...без следа-ли?(смена понятий и всё! даже англичане не смогли так-же с местными "кельтами" - по тому что они разные, а мы? ) чем дальше на восток - тем заметнее отличается всё это дело. По -этому в данном случае не обойтись без политики, нас не отличают тюбитейки, чёрные волосы, религия...ТОЛЬКО язык. - они и его ликвидируют. Уже ликвидировали, 100% общается на русском, никто не сможет найти эрзянина, не знающего русский язык. процентов 70 из них только на русском и общаются, частично понимая и эрзянский. Нам нужны политические автономии, отдельные, эрзянская и мокшанская, но взаимосвязанные , внутри них должны быть национально -культурные округи, центры, своё производство, сфера обслуживания и прочее, работа, образование, доля сми(своя) - не менее 30%!(своё, значит эрзянское или мокшанское, на эрзянском или мокшанском языке). Не вижу другого способа, сохраниться, остальное - не действенно. Надо ликвидировать дисперсность, как? - привлекать работой, условиями жизни. Мордовия этого предложить не может, там "мардвины" делаются русскими так-же быстро, как и вне неё, если только в сёлах медленней, и то не на много. Объединение в "мордву" это вообще открытая диверсия, с учётом того что русскими(языковое определение) является вся эрзя и мокша, то мы не можем позволить внедрить в себя ещё и кликуху из русского языка(так останемся ещё и без имени - т.е без самосознания), что-бы отличаться и иметь хоть какую-то инаковость, бы должны быть теми кем были наши предки, а они себя мордвой не звали, да, они понимали когда русский бояр говорит "эй мордва", то это к ним обращение, но себя называли всегда эрзя, эрзят, эрзянь ломатть -да, не знали 70% русского языка тогда, мужики только некоторые знали его в 18 веке, и было по барабану как нас называют соседи, мордва али чукчи, предкам было пофиг, у них было своё село,хозяйство, работа в поле, свои уделы, волости(в общем тогдашняя общественная инфраструктура).... -щас не пофиг, мы русскоязычны на 100%.
Очевидно? - нихрена, я пообщался с мордвою из соц сетей(представьте сколько мордвы в этих соц сетях вообще не "высовывает голову" как мордва! - большинство, умалчивают происхождение), и понял что "нихрена". Мозги давно у всех промыты системой, можно процентов 50 а может быть и больше вычёркивать из числа "мордвы", эти манкурты - последнее поколение. Истиное кол-во народа - несколько тысяч от силы, - преувеличиваю? Нет господа, в сегодняшних условиях народом нужно считать тех, кто хоть как-то считает нужным, позаботиться о положении дел в своём этносе - они народ, ветвь которая возможно дотянется до 22 века, остальные 800 тыс. - два, три поколения от силы. Так-шо, это не народ а потенциальные русские(аморфная мордовская масса), до тех пор пока политика не изменится. Так, что всякая там мерзкая ложь госчиновников, о том, типа, что всё нормально - лишь позорное запудривание мозгов 800 тыс. манкуртам. - нисколько не нормально. Это "праздник" очередное издевательство, втаптывание в фикалии системы, лож сплошная.

Пусъёс

© 2018   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования