Uralistica

Я,Сергей Баранов, один из авторов монографии "Русская нация. Современный портрет". Мы, конечно, никакие не шовинисты, а выступаем как учёные. На презентации в Фонде у А. Крутова также не обсуждалась русификация кого-либо, в том числе и финно-угров. Мы вообще приветствуем сохранение финно-угорских культур, в том числе, и деятельность этого сайта. Ведь это общее богатство цивилизации Восточной Европы, отличающей нас от Запада. Единственное, что мы не одобряем, это политическое обособление восточных финнов от русских, и нагнетание психологической напряженности. Судьба распорядилась так, что финно-угорские народы стали частью русской нации в качестве субэтносов, и этот факт мы зафиксировали в книге. Конечно не все полностью представители, но большинство. (Будет интересно, если что-то опровергнете). 20-25% русских - это прямые потомки финнов и угров (мужские гаплогруппы N - 21%).

Чтобы полностью прояснить ситуацию с нашей работой, выкладываю параграф по финно-уграм, он небольшой

§ 3.3. Русские и ассимилируемые финно-угорские народы (восточные финны)

 

Современный статус финно-угорских народов России. Многовековая история и практика последних десятилетий показывает, что угро-финские народы РФ переживают процесс включения в состав русской нации. Большинство из них, и наиболее многочисленные, кроме ряда народов севера, можно считать субэтносами русской нации.

Зона компактного расселения угро-финских народов на территории РФ представляет собой особую этнокультурную зону, включённую в территорию русской нации в качестве вкраплений. Каждый из этих субэтносов является автономным и слабо связан с другими, представляя вместе своеобразную мозаику.

Угро-финские народы РФ делятся на две группы: западную и восточную. По этнической типологии их можно отнести размытым недоформировавшимся народностям или иногда к 2-3 разным народностям под одним названием (мордва, марийцы). Из-за включения в русский этногенез финно-угорские народы не сформировались как народности, эти функции перешли от них к общерусскому проекту, в частности политическая, экономическая, частично языковая функции. Они всё более напоминают этнические группы с размытыми границами.

Попытки конструирования народностей с помощью титульных автономий, предпринятые большевиками в 20–30-е годы, успехом не увенчались, так как процесс русской ассимиляции зашёл слишком далеко и действовал автоматически как сложившийся исторический тренд.

Модель восточнославянской ассимиляции финно-угров отработана на практике формирования великорусской народности в XIV-XVII в. и ранее в VIII–XIII вв. – в рамках восточнославянских племенных групп, вошедших в эту народность, а вместе с ней и в нацию в целом. Ряд крупных деятелей русской истории, определивших её духовную направленность, были выходцами из угрофинской среды: такие полярные фигуры, как Патриарх Никон и протопоп Аввакум (оба мордва – эрзя). Оба, как мы видим, были носителями радикального начала в переломный момент истории великорусской народности.

Финно-угры оставили специфический антропологический и этнокультурный отпечаток на русской нации. Угро-финский субстрат присутствует не повсеместно (в большей степени на востоке Европейской части и на Урале), в разной пропорции и почти всегда в скрытом виде. Однако, несмотря на отсутствие угро-финских генов у больших групп русских, они оказали культурное влияние на всю большую русскую нацию. Это реальный евразийский след в судьбе русской нации, в отличие от мифического тюркского и монгольского следа.

Среди великороссов потомки ассимилированных финно-угров обладают рядом специфических расовых черт, сближающих их с определёнными группами финно-угров. Это проявляется в тех биологических чертах некоторых групп великорусского населения, которым приписывается монголоидность, даже при светлой пигментации. На самом деле это размытые черты лаппоидности, которые несут отдалённые монголоидные признаки, переданные с угро-финским субстратом. Например, уплощённое лицо, мелкий курносый нос, с сочетанием светлой или тёмной пигментации. Расовая природа этих признаков настолько неявна, что в советской антропологии был спор по поводу того, является ли они ранней монголоидной примесью или чертами особой группы европеоидов – угро-финнов.

Примечательным признаком угро-финского происхождения является сочетание широкого уплощённого лица с очень светлыми волосами. «На материалах Прибалтийской комплексной экспедиции (1952–1954 гг.) антропологи констатировали, что наиболее депигментированные группы населения одновременно оказываются и наиболее – условно – «монголоидными»: более широколицыми и уплощёнными, с сильнее развитой складкой верхнего века, пониженным переносьем и пр. Более поздние материалы по всем финно-угорским народам СССР подтвердили такое сочетание признаков, в частности – у пермских народов (коми и удмуртов). Данная комбинация антропологических особенностей («монголоидность» в сочетании с депигментацией) наиболее выражена именно в северо-западной части Европы. Учёные считали возможным видеть в ней результат совмещения двух расогенетических процессов, а именно, евро-монголоидного смешения (метисации) и депигментации (посветления). В то же время, по мнению Г. М. Давыдовой, эта комбинация отражает особенности протоморфного древнеуральского типа… В заключение следует констатировать, что прибалтийско-финские народы антропологически в общем более разнообразны, чем восточнофинские (пермские и волжские) народы. Необходимо еще раз подчеркнуть, что при широком межгрупповом сопоставлении карелы, вепсы, ижорцы и финны-ингерманландцы существенно сходны; они образуют единый антропологический массив на фоне всех финно-угорских народов[1].

Ассимиляция современных угро-финских народов продолжает процесс, начавшийся на разных стадиях русского этногенеза и, на наш взгляд, повторяет его основные черты уже в урбанистическую эпоху: Процесс облегчается тем, что ассимилированные русские – уже носители угро-финского субстрата и некоторых архетипических свойств. Индоевропейская природа русских была отполирована угро-финским субстратом.

Каковы количественные параметры автоматически развивающегося ассимиляционного процесса? Ассимиляция российских угро-финнов сейчас находится в последней фазе, за которой наступает полное отсутствие отличий. Но пока она носит половинчатый характер и может длиться достаточно долго по причине того, что нынешние поколения стремятся сохранить самобытность, избегнув при этом каких-либо неудобств от отсутствия полноправной русской идентичности.

Суммарная численность угро-финнов в РФ около 4,23 млн человек, что составляет всего лишь 2,4 % от общего числа участников большого русского проекта.

Какова скорость ассимиляции финно-угров в последние десятилетия? По данным Ю. Б. Юшковой для мордвы это 20 % за 13 лет. Таким образом, окончание ассимиляции можно прогнозировать через 50 лет. Такую ситуацию в целом признают и представители интеллигенции угро-финских народов.

«Великое смешение племен, положившее начало русской нации, продолжается до сих пор. Финно-угры продолжают быть демографическим источником русской нации. Дети от смешанных браков русских и финно-угров, да и просто городские, считающие родным русский чистокровные финно-угры записываются русскими.

А как иначе объяснить мордовский феномен? По данным переписи 2002 года численность мордвы уменьшилась с 1989 года на 21,4 %. Это при том, что сама Республика Мордовия и граничащие с ней территории, на которых проживает мордва, не относятся к зоне экономических бедствий, а скорее, на общероссийском фоне, наоборот. Не думаю, что это означает, что за указанный период умер каждый пятый мордвин. А вот в то, что каждый пятый решил считать себя русским – поверю. У меня нет данных по всем финно-угорским регионам, но научные исследования, которые мы проводили этим летом в Республике Коми, подтверждают мои догадки. До половины молодых людей от общего числа имеющих коми корни, считают себя русскими». Любопытно, что далее автор проводит аналогию угро-финнов с белорусами, украинцами и немцами: «причем то же самое происходит и по отношению к корням других этносов – белорусов, украинцев и немцев. Чистокровный и тем более если наполовину, белорус, рожденный в Республике Коми, считает себя русским. Может быть, если эта тенденция распространяется на всю Россию, этим объясняется (наряду с миграцией) сокращение названных этносов за период между переписями почти на треть»[2]. Автор отмечает стабильное снижение численности угро-финских народов РФ, которое помимо депопуляции, объясняется также и ассимиляцией:

«Численность некоторых из них (подверженных, помимо прочего, сильной ассимиляции) стабильно снижается весь послевоенный период.

Мордва: 1959 г. – 1211 тыс. человек, 1970 г. – 1177 тыс., 1979 г. – 1111 тыс., 1989 г. – 1073 тыс., 2002 г. – 844 тыс.

Карелы: 1959 г. – 164 тыс. человек, 1970 г. – 141 тыс., 1979 г. – 133 тыс., 1989 г. – 125 тыс., 2002 г. – 93 тыс.

Финны: 1959 г. – 72 тыс., 1989 г. – 47 тыс., 2002 г. – 34 тыс.

Вепсы: 1959 г. – 16 тыс., 1989 г. – 12 тыс., 2002 г. – 8 тыс.

Венгры: 1970 г. – 7 тыс., 1989 г. – 6 тыс., 2002 г. – 4 тыс.

Другие угро-финские этносы сократили свою численность впервые[3]:

удмурты (715 и 637) – на 10 %

марийцы (644 и 605) – на 6 %

коми (336 и 293) – на 13 %/

коми-пермяки (147 и 125) – на 8 %.

Мордва как модель угро-финской этнической группы в России. Рассмотрим ситуацию с мордовским народом подробнее в качестве наиболее многочисленного и характерного восточно-финского этноса. «Мордовский народ, а вернее, два народа – эрзя и мокша, объединяемые этнонимом «мордва», в течение всего периода существования своего «государства» оставались в нём в меньшинстве, более того, быстро ассимилировались, а частично мигрировали за пределы республики»[4]. Угро-финские этносы характеризует дисперсность проживания, что подтверждает версию соседства и взаимопроникновения в ходе ассимиляции. Так, согласно анализу Ю. Б. Юшковой «расселение мордвы характеризуется значительной дисперсностью. В границах Республики Мордовия проживает лишь треть всего мордовского населения – 313 420 человек. Компактными группами мордва расселена в Самарской (116 475 человек), Пензенской (86 370 человек), Оренбургской (68 879 человек), Ульяновской (61 061 человек), Нижегородской (36 709 человек), Саратовской (23 381 человек) областях, а также в республиках Башкортостан (31 932 человека), Татарстан (28 859 человек) и Чувашии (18 686 человек)».

Дисперсность делает угро-финские этносы РФ более похожими на этнические группы, чем на народности, и сближает их с диаспорами некоторых народов. Ситуация дисперсии усугубляется и наличием нескольких сильно различающихся групп внутри угро-финского этноса, в данном случае, мокши и эрзи, которые считаются вообще отдельными народами. Особенность этих групп в том, что они принадлежат к разным антропологическим типам и даже малым расам, каждая из которых ближе к соседним народам, чем друг к другу. Эрзя представляют собой североевропеоидный тип, приближающийся к русским восточноевропейского типа. Мокша имеет признаки южноевропеоидности и ближе к русским северопонтийского типа[5]. Аналогичная ситуация у мари, распадающегося на горных и луговых марийцев; горные марийцы ближе к чувашам[6].

«Между эрзей и мокшей также существуют противоречия, связанные как с культурной традицией (об этом свидетельствует ограниченное число смешанных браков, например, по данным исследования НИИ языка, литературы, истории и экономики и Института этнографии АН в 1974 году – на селе – 0,8 %, в городе – 4,5 % от всех заключенных браков), так и с более поздними политическими процессами. Развитие в последние 20 лет зависимости от кланов и землячеств при формировании управленческого аппарата привело к обострению этих противоречий: «восточная» (русско-эрзянская) и «западная» (мокшанская) группировки сельской номенклатуры вели и ведут до сих пор ожесточенную борьбу за власть в республике»[7].

Вышеназванное свидетельствует о пестроте и слабости интеграционного начала в рамках административно-территориальной единицы, в которой титульный этнос должен был бы, по замыслу авторов раннебольшевистского территориально-государственного устройства, образовывать цельную народность. Однако мы этого не находим ни в одной восточно-финской автономии.

«Этническая карта Мордовии вообще чрезвычайно пестра: ни один из населяющих ее народов не составляет более или менее компактного большинства на значительной территории. Некоторые сельские районы являются почти исключительно русским (Краснослободский, Ромодановский), в иных численность русского и мордовского населения примерно одинакова (Ардатовский, Старошайговский, Зубово-Полянский, Ковылкинский, Большеберезниковский, Торбеевский), лишь в 5 из 21-го мордва существенно преобладает (Атяшевский, Большеигнатовский, Дубенский, Кочкуровский, Атюрьевский). Относительно четкая граница может быть проведена лишь между зонами расселения эрзи и мокши. У первых это – восточные районы, у вторых – западные, причём численность тех и других почти одинакова»[8]. Ситуация с расселением мордвы и великороссов в современной Мордовии напоминает, лучше сказать повторяет в других исторических условиях, раннесредневековую структуру расселения славянских и угро-финских племён на более западных территориях, где угро-финская этничность не сохранилась.

Фактором ускоряющейся ассимиляции финно-угров является превращение русского языка в родной, что проявляется в использовании его в семье. «Почти 11,5 % мордвы, населяющей республику, назвали в 1989 году русский язык своим родным. В 1970 году 94 % мокшан и эрзян Мордовии считали родным язык своей национальности. В то же время около 73 % мордвы СССР, проживавшей вне пределов Мордовии, ассимилировалось ещё быстрее (более трети её указали родным языком также русский)»[9]. Однако ситуация переписи, проводимая властями титульной автономии, ведёт к понижению доли носителей русского языка в качестве родного. «К примеру, по данным микропереписи населения 1994 года, дома в семье сегодня пользуются русским языком 568 человек из каждой тысячи коми (у коми-пермяков аналогичный показатель равен 383, у марийцев – 363, у удмуртов – 350, у мордвы – 383, у карел – 825)[10], указывают В. А. Ковалёв и Ю. П. Шибаев. Таким образом, доля носителей русского языка у мордвы в качестве родного 38 %. По данным всероссийской переписи 2002 года мордовским языком владели 67,3 % мордвы (2/3). Аналогичный показатель у марийцев – 450 из 600 тыс. чел. и удмуртов 463 тыс. из 637 тыс. человек. Таким образом, не менее 1/3 состава угро-финских народностей РФ полностью ассимилирована по языковому признаку.

Угро-финский фактор русского этногенеза также способствует сближению с русскими таких этносов, как татары и башкиры, содержащие значительный удельный вес угро-финских генов. «Тот факт, что татары или чуваши говорят на тюркском языке – языке племен, появившихся в Поволжье на рубеже I и II тысячелетий нашей эры, совсем не означает, что сами татары и чуваши являются прямыми потомками тех самых тюрков. Изучение генофонда этих народов, их фенотипа (характерных черт физического облика), наконец, мифологии убедительно доказывает, что в основе своей татары и чуваши – это потомки древнего дотюркского населения, говорившего на языках финно-угорской языковой семьи. Мигрировавшие в регион в течение многих столетий тюрки составляли политическую верхушку местного общества, их язык воспринимался местным населением. Однако сами тюрки вступали в национально-смешанные браки и растворялись среди численно преобладающих финно-угров»[11].

Национально-государственное устройство РФ и автономии, где угро-финские народы являются титульными этносами. Все восточно-финские народы являются меньшинствами на своей титульной территории[12]. Сложившаяся ситуация рано или поздно ставит на повестку дня вопрос о смысле существования угро-финских автономных республик в составе РФ в их нынешнем виде, поскольку они являются лишь русскими регионами со своей этнокультурной спецификой. Процесс в этом направлении идёт, как, например, слияние Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край в 2006 году.

Оживившиеся национальное движение угро-финнов нацелено в первую очередь на сохранение статус-кво автономий и наполнение их хоть каким-то реальным этнокультурным содержанием. Здесь прослеживаются прежде всего интересы правящей элиты этих автономий. В качестве культурной основы националисты используют язычество, однако влияние его охватывает узкий слой. «По данным социологического опроса 1994 г. в республике «чистые язычники» составляли более 4 % и ещё 10,5 % опрошенных придерживались двоеверия. Существенно, что в Марий-Эл восстановление языческих традиций пользуется покровительством местной власти, которая не может не считаться с его популярностью в народе, а местная православная церковь относится к нему терпимо»[13]. Угро-финны, несмотря на бытовые различия, являются носителями русской культуры, в частности с конфессиональной точки зрения, Православия. Можно сказать, что этническое возрождение угро-финских народов на базе традиционной национальной культуры осталось социально узким, хотя и характерным явлением.

Важным фактором оживления угро-финского национализма является и попытка со стороны Евросоюза оказать влияние на внутренние дела России, используя угро-финские движения как рычаг. «26 апреля 2005 года Европарламент сделал «финно-угорский вопрос в России» фактором международной политики. Депутаты Европарламента приняли специальный план по улучшению положения финно-угорских меньшинств России. В плане предполагалось принять резолюцию о продолжающемся нарушении прав человека на территориях проживания финно-угорских народов РФ вообще и марийцев в частности»[14].

Завышенный статус титульных автономий здесь как нельзя кстати. «В идеологии национальных движений в финно-угорских республиках центральное место отводится идее этнического самоопределения. Поскольку титульный этнос рассматривается как «источник и носитель национально-государственного суверенитета (Пробуждение, 1996), поскольку право на самоопределение рассматривается, как право одной этнической общности самоопределяться независимо от многонационального состава этих республик»[15].

Данные процессы не следует рассматривать как опасные (по сравнению с Украиной, например), но излишняя их политизация может осложнить и без того проблемную ситуацию вокруг большого русского проекта. Поэтому создание в России «угро-финского мира» в противоположность русскому является нежелательным.

Выводы:

1.                Сохранение черт и традиций угро-финской культуры, национально-культурной автономии является важным багажом общерусского проекта, выступающего в качестве культурного дополнения к «угро-финским генам» великороссов. Они нуждаются в поддержке, и приобщения к ним русского населения соответствующих регионов РФ, доступности для широких слоёв русского населения по всей стране. Однако это должно происходить в добровольном порядке, без какого-либо замещения русского языка и параллельно с ним. В целом формула развития может быть обозначена как максимум культуры при минимуме политики, максимум открытости при минимуме изоляции от русских.

2.                Внедрение идеи об историческом единстве угро-финской и русской этничности, нежелательности отделения и суверенитета. Нежелательность этнического обособления угро-финских общин от русского проекта, искусственного их конструирования.

3.                Постепенный перевод угро-финских республик в статус обычных русских регионов, предположительно, с названием краёв, с сохранением культурной автономии: языка, символики, традиционных общин и этнографических заказников.



[1] Аксянова Г. А. Финноязычные народы Северо-западной России по данным физической антропологии / Прибалтийско-финские народы России. М., 2003.

[2] Юшкова Ю. Б. Российские финно-угры: Время взросления / www.kominarod.ru. 07.12.2004.

[3] Имеется в виду период между переписями 1989-2002 гг. Там же.

[4] Зубков А. А., Маресьев В. В. Демографические процессы, этническая и социально-политическая структура Мордовии к моменту декабрьских выборов 1993 года.

[5] О гипотезах антропологической близости дон-сурского типа великороссов и мордвы-мокши у Е. М. Чепурковского, Г. Ф. Дебеца, см.: Алексеева Т. И. Антропологический облик русского народа // Русские. М., 1997. С. 57–74.

[6] См.: Абрамов В. К. К вопросу об антропологическом типе горных марийцев // http://www.rae.ru/snt/pdf/2005/09/Abramov1.pdf.

[7] Зубков А. А., Маресьев В. В. Там же.

[8] Там же.

[9] Там же.

[10] Ковалёв В. А., Шабаев Ю. П. Итоговый отёет по проекту «Эволюция идеологии национальных движений финно-угорских народов РФ в контесте развития российской государственности», 2001. На правах рукописи. С. 18.

 

[11] Аниканов М. В., Степанов В. В., Сусоколов А. А. Титульные этносы Российской Федерации. Аналитический справочник. – М.: Институт национальных проблем образования, 1999. С. 7.

[12] Ковалёв В. А., Шабаев Ю. П. Итоговый отчет по проекту «Эволюция идеологии национальных движений финно-угорских народов РФ в контесте развития российской государственности», 2001. На правах рукописи.

[13] «Новая этничность» в России (1990-е годы). Проблемно-тематический сборник. Дубна.

[14] Трифонов А. Финно-угорский вопрос: ответ не так прост. 22.11.2006.

[15] Там же. С.23.

 

Просмотров: 2472

Комментарий

Вы должны быть участником Uralistica, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Uralistica

Комментарий от: Sergey Maksimov, Февраль 22, 2011 в 6:45pm

ну, коль великие избранники русских их уже так опустили то единстенно осталось, что попытаться унизить более слабых или / и малочисленных. ведь если русскому алкашу сделать внушение, он тут же, поняв, что ты нерусский может презрительно "вотяк" , и он сразу же в этот момент чувствует себя чуть ли не великим русскиим имератором. нормальному же русскому (ну или пр. другой нации), не нужно самоутверждаться за счёт других. налицо подростково-гопницкая психология... так что просто не надо образщать внимание на эти выкладки подростков

Комментарий от: Niimshur, Февраль 22, 2011 в 5:12pm
их мамы не любили, а - воспитывали. У нас - просто любят, без затей, с сю-сю и иже. В этом - Сила: не надо маме доказывать, что и ты - герой...
Комментарий от: Sergey Maksimov, Февраль 22, 2011 в 2:24pm

Истинный националист должен чтить всякую иную национальность: не любящий свою маму опасен - он и твою маму ни во что не ставит

  Та зарни кылъёстэ ко:чыртыса, си:ё-дано интыын возьыса уло.

 Одна из главных бед России как раз в том, то среди русских почти отсутствуют истинные националисты, а все лозунгти типа "Если я буду президентом, русские будут мыть свои ноги в Индийском океане" - это лишь манипуляция сознанием людей и ничего общего с заботой о русских и их культуре не имеет

Комментарий от: Qurbanov Dinar, Февраль 22, 2011 в 12:25pm
сюда написал ссылку с http://news2.ru/story/296037/ "Жириновский. Национальные республики РФ должны быть упразднены."
Комментарий от: Sergey Maksimov, Февраль 21, 2011 в 6:14pm
да, прилагательное с точки зрения грамматики, т.е не украинец - урраинский напр, а просто русский
Комментарий от: Sergey Maksimov, Февраль 21, 2011 в 6:12pm

А вывод один - русской нации вообще нет!

----это цитата. КАк когда-то русский краевед Удмуртии Кобзев на странеице одной из газет опубликовал статью "Русские - это прилагательное".., т.е те кто принадлежит викингам - россам-руссам, эст. roots, fin. ruotsi . швед. Зря отказались от покровителтства викингов, щас бы на земле сущестовала самая сильная в мире, самая передовая дершава, простирающаяся от Фенноскандии до м. Дежнёва , Итурупа, Кунашира, Шикотана и Шиашкотана. Как пример такого благотвораного влияния - финская нация - которая по результатов ислледований в 2010 признана самой продвинутой страной в мире.

Комментарий от: Niimshur, Февраль 21, 2011 в 4:46pm
нафик все Projekt! Mi - asjme Proìekt. Храбриться не вредно. Полезно. Толк бывает, говорят. Хотя бы и в единственном+ числе.
Комментарий от: Niimshur, Февраль 21, 2011 в 4:42pm
соку мон аслым ачим - Proìekt...
Комментарий от: Sergey Maksimov, Февраль 21, 2011 в 4:26pm

ну, ведь мы не только являемя частью векликого русского проекта, кторый, как я уже сам завершится где-то через полтара века. возьмите калькуляторы, составьте арифметическую прогрессию и посчитайте. русские являются частью великих западных, мусульманских и китайских проектов

Комментарий от: Niimshur, Февраль 21, 2011 в 4:03pm
"здорово параллель провели!"
- давно убежден в корреляции оных явлений. Настолько, что уверен: исследования по правилам психологии - подтвердят. Опыт + Нюх ))

Пусъёс

© 2019   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования