Uralistica

Кто должен чувствовать время острее, чем малые народы, находящиеся под угрозой исчезновения? Кто, казалось бы, должен быть более чувствителен ко времени, как не удмурты?

Но никакой чувствительности, конечно, нет. Доминирует общее чувство безвременья. Нет ни целей, ни планов, ни дедлайнов, ни вех прошлого, ни упущенных возможностей, ни потерянного времени. Времени не существует.

В текущих инициативах удмуртского движения время как категория отсутствует. Его не много, его и не мало, его просто нет.

Конечно, такое вытеснение времени из фокуса внимания - следствие тотального связывания движения и лишения его своей самостоятельности. В начале 90-х, когда движение жило собственной жизнью, имело собственную повестку и видение своего таймлайна, время в движении было: надо было успеть сделать это, то, другое, третье. Часы тикали, возможностей оставалось всё меньше, а потому нужно было быть продуктивными и готовыми идти на риск. В 2000-е движение связали, обездвижили, командный центр расформировали, повестку обнулили, оставив вместо этого безвременную активность: то фестиваль провести, то Гербер устроить, то встретиться за удмуртский язык попереживать.

В 2014 году стали проявлять себя первые признаки нарыва, который образуется внутри удмуртского движения: невозможно продолжать быть в безвремении и искренне стремиться изменить судьбу удмуртского народа. Борьба за всеобщее обучение удмуртскому языку, а потом и борьба за факультет стала возвращением времени: вот здесь, сейчас, в настоящем, нас лишают наших единственных институтов воспроизводства нашей идентичности и нашей культуры. Есть некоторое возбуждение, но небольшое. Точка локализации этого возбуждения имеет очень ограниченную зону действия, дальше и шире - инерция, бездействие, безвременье, сям.

Что сейчас происходит вокруг факультета? Есть группа удмуртской общественности, недовольная ликвидацией факультета, понимающая, что объединение неминуемо скажется на получении меньшей свободы для удмуртской и филологической составляющей в новой структуре, сворачивании планов развития ФУдФ в пользу новой неясной структуры. Есть “Удмурт Кенеш”, который периодически участвует в тайной челночной дипломатии: ходит и приводит на встречи ректора УдГУ, других участников процесса, участвует в переговорах. Говорят, УК уже смирился с тем, что факультет не спасти. Смирился почему? Потому что ничего поделать нельзя, большинство преподавателей ФУдФ сами не против, да и объединение с журфаком не самый худший вариант (могла быть русская филология или факультет физкультуры). Статусные удмуртские политики высказываются в поддержку факультета публично - Буранова, Ишматова - но не понятно, говорят ли они это Мерзляковой, Мирошниченко и - в конце концов - Соловьёву. Потенциально их возможности шире возможностей возмущенной общественности: они могут не только петицию подписать, но и по-честному в кулуарах поговорить.

Дела делаются, но в активности вокруг факультета нет ощущения, что на это дело мобилизовались все честные люди, что они сделали всё, что могли, что они всерьёз попробовали все возможности, приёмы и средства.

Удмурты сделали максимум 1/7 того, что могли, и успокоились. Потому что привыкли проигрывать, привыкли соглашаться, потому что по-прежнему верят, что тот самый страшный момент исторической необратимости, та “точка невозврата”, ещё не наступили.

Посмотрите на любое обсуждение будущего удмуртского языка в интернете среди удмуртов: да, полно, да будет жить язык, мы нормальный народ, всё получится. Воодушевление всегда хорошо, национальная гордость ещё лучше, но объективно комментаторы как будто бы не хотят видеть правды и всерьёз задуматься о вопросе.

А всё очень просто. Пока удмуртов 550 тысяч и на удмуртском говорят около 320 тысяч человек, на век Максимова, Нади Муш, Семёнова и Шкляева “пропажа” удмуртского народа не придётся. Что вероятнее всего будет уже через 10 лет. Численность - 450 (минус 100), количество знающих - 200 (минус 120, возьмём динамику между переписями); доля удмуртов в межнациональных браках - 60%, специализированное учреждение высшего образование, готовящее специалистов по удмуртскому языку - 0, всеобщее обучение удмуртскому как государственному в школах республики - прочерк. Численность неуклонно падает, институты воспроизводства уничтожаются. Через 20 лет ситуация будет больше всего уже похожа на карельскую: да, мы по-прежнему будет гордиться Silent Woo Goore и Богданом Анфиногеновым (карелы гордятся шедеврами Santtu Karhu и Myllarit), но политически ни на что в собственной республике мы претендовать не сможем.

Необратимые события происходят уже сейчас, а значительная их доля, в их системообразующем значении, уже произошла. Если мы хотим что-то изменить, у нас нет другого времени, чем сейчас.

https://youtu.be/-GY9DWIfpwc

Просмотров: 614

Комментарий

Вы должны быть участником Uralistica, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Uralistica

Комментарий от: Pavel Uchanov, Февраль 19, 2015 в 7:46pm

Спасибо Pochash за ответ, за ссылки, веселые музыканты))

А что удмуртов в правительстве нет? ну или хотя бы родственники? повлиять на ситуацию))

я хотя не вижу смысла вводить обязательное изучение языка, если все остальные предметы не ведутся на этом же языке, а вот на факультатив каждый должен иметь право

Комментарий от: Pochash Chupin, Февраль 19, 2015 в 10:08am

Павлу Учанову в продолжение:

На мой взгляд главное достояние удмуртской культуры (подтверждение жизни, развития) является фольклор(песни, сказки, легенды), однако наш быт неминуемо претерпевает изменения и слава богу никто же не хочет остаться в феодализме. 

Главное достояние удмуртского народа - сам удмуртский народ. И он несводим ни к его фольклору, ни к истории ни к настоящему.

Когда я увидел фильмы Осокина-Федорченко, я услышал как будто возглас настоящего народа "мы живы, мы не умерли, мы интересны"

не понимаю восторга про Федорченко. да, фильм интересный, но где вы там увидели возглас, да еще и "настоящего народа"???

Если честно, мое мнение, что никакой факультет филологии, лекции по удмуртологии не помогут (как и не помогли напрмер латыни), потому что институты являются лишь следствием жизни языка, культуры.

я и не обещал, что факультет удмуртской филологии спасет весь народ или спасет будущее языка. мой текст выше не о рецептах спасения удмуртского народа. мой текст выше о том, что сейчас есть возможность ну хоть что-то большее сделать для защиты единственной научной инстанцией, занимающейся удмуртским языком в структуре высшего образования. а отсутствие движений - знак безвременья, в общем, там всё написано.

Вообщем я предлагаю ничего не делать и просто жить (кстати, если вдуматься, этим постом я не опроверг ваше желание что-то делать, а подтвердил нашу взаимную беспомощность в этом деле), надеюсь среди 500 тысяч найдется еще один Осокин, родится новый Кузебай Герд и, возможно, тогда на любимом языке заговорят миллионы.

мы и так не делаем, вот хотим попробовать что-то новое. Ожидания ничего не дадут, с каждым десятилетием шансов на рождение нового Герда будет всё меньше, а через 30 лет уже и человек уровня Герда не поможет. не надо героев, надо просто деятелей, рутинных, кто будет писать бумаги, собирать подписи, ежедневно негодовать, бороться, выражать свое мнение

ни с того, ни с сего на нашем языке миллионны не заговорят, давайте не будем заниматься утопиями

Комментарий от: Pochash Chupin, Февраль 19, 2015 в 10:02am

для Павла Учанова

что поможет? разные меры помогут: начиная с осознания собственной отличности от русских и того, что нужно идти своим путем, а не русским путем, и заканчивая развитием политических институтов и укреплением национальной государственности

Ничего не поможет пока нету у языка жизни, вы сказали воодушевление и национальная гордость, меня это удивило: где это все? и о перечисленных музыкальных группах впервые слышу.

у языка есть жизнь, пространства ему мало дают чтобы развернуться

есть локальные проявления гордости в среде т.наз. "сознательных удмуртов"

Silent Woo Goore - это современный инди-рок на удмуртском языке

https://www.youtube.com/watch?v=fJrSqmQCHrg

Богдан Анфиногенов ака МуржЖол underground project - это современная поэзия, хип-хоп и даже р-н-б на удмуртском языке

https://www.youtube.com/watch?v=H4ltU2Jd9XU

Комментарий от: PaoL, Февраль 18, 2015 в 11:28pm

немного сетевого

А:  "Русский это государственный язык всей России.Уж извините, этническим большинством в России являются великороссы.

Удмуртия же придумана для сохранения самобытности удмуртов. Поэтому пусть удмуртский учат те, ради кого создавалась республика.

Русским удмуртский не нужен. Заставлять их учить удмуртский--это дискриминация русских.

Такая ублюдочная политика кстати ведется в Татарстане."

Б: 
"А удмуртский наравне с русским является государственным на территории всей Удмуртии. Если уж принципиально не хочется из-за великоросского шовинизма учить удмуртский или просто лень, или мозгов не хватает(слишком сложный), то пущай хоть делают вид, что учат(приличия ради). У нас федерализм, а не империализм. Что касается Татарстана, то политика там вполне соответствующая принципам федерализма и равенства. Учат и русский и татарский и татары и русские и остальные народы живущие в Республике, учат оба государственных языка.

И последнее. Удмуртия, как и остальные республики созданы не только для "сохранения самобытности"(самобытность не республиками сохраняют), но в первую очередь для национального развития этноса и его региона."

А: "Удмуртский государственный в Удмуртии, наряду с русским, чтобы удмурты его не забывали.

Неужели это не понятно? Он нужен для удмуртов, потому что их язык. Это сделано для них, у русских свой язык.
Русским достаточно родного языка ,который по вполне понятным причинам является государственным на территории РФ.

А в Татарстане рванет. Рано или поздно. В том числе изза татарских князьков, решивших что местные русские обязаны принудительно учить язык национального меньшинства.

Русские живут в России. Национальным меньшинствам выдали свои национальные образования , где нацмены могут сохранять свою сущность, в том числе и язык.

Вот и сохраняйте! Причем тут лица которые не удмурты и не татары?"


Главный вопрос, республики и все связанные с ними институты для чего? Сохранять или развивать?

Комментарий от: Damir Nabi, Февраль 18, 2015 в 9:56pm

Друзья, к сожалению, только два или даже 10-100 не смогут спасти народ, если и они ничего не предпримут. А нужно каждой сотне народа по одному сотника, значит только для всех удмуртов, нужны как минимум 5000 пассионариев, всесторонне эрудированных, политически и философско... мыслящих. Если нет то нужно их сделать, обучить.

Комментарий от: Pavel Uchanov, Февраль 18, 2015 в 7:24pm

кто-то должен ответить песней  sing it back - Roisin Murphy - потому что ну, да, здорово, давайте сохраним язык и не только. Однако что на самом деле поможет? создавать мононациональные браки? увеличивать рождаемость? 


Ничего не поможет пока нету у языка жизни, вы сказали воодушевление и национальная гордость, меня это удивило: где это все? и о перечисленных музыкальных группах впервые слышу. На мой взгляд главное достояние удмуртской культуры (подтверждение жизни, развития) является фольклор(песни, сказки, легенды), однако наш быт неминуемо претерпевает изменения и слава богу никто же не хочет остаться в феодализме. 

Когда я увидел фильмы Осокина-Федорченко, я услышал как будто возглас настоящего народа "мы живы, мы не умерли, мы интересны"

Если честно, мое мнение, что никакой факультет филологии, лекции по удмуртологии не помогут (как и не помогли напрмер латыни), потому что институты являются лишь следствием жизни языка, культуры.

Вообщем я предлагаю ничего не делать и просто жить (кстати, если вдуматься, этим постом я не опроверг ваше желание что-то делать, а подтвердил нашу взаимную беспомощность в этом деле), надеюсь среди 500 тысяч найдется еще один Осокин, родится новый Кузебай Герд и, возможно, тогда на любимом языке заговорят миллионы.

© 2023   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования