Uralistica

В. Абрамов - Справка об эрзя-мокшанских различиях

Публикую текст документа, присланного В. Абрамовым редакторам портала finugor.ru  в обоснование того, что есть единый народ - мордва.

Предлагаю внимательно прочитать текст и прокомментировать его ключевые положения. 

 

Справка об эрзя-мокшанских различиях

 

Одной из важных проблем мордовского национального движения на современном этапе является борьба за сохранение социально-политического единства  мордовского народа. Многовековое развитие его в виде изолированных групп привело к консервации этнических связей на уровне родовых, общинных и клановых общностей, их гипертрофированном преимуществе перед связями общенациональными. Это проявляется не только в стремлении поддерживать «своих» и опираться на них в социально-бытовых вопросах, что нормально для любого общества, но и в  необъективном выпячивании «своих» на общекультурном и общенациональном уровне. Иногда это доходит до абсурда. Например, «эрзянский» составитель, готовя книгу о выдающихся мордовских деятелях, всячески подчеркивает их преимущественно «эрзянское» происхождение, хотя по документам можно говорить лишь о том, что они мордва.1  С другой стороны, «мокшанский» филолог, публикуя в центральной печати статью, на первое место среди мордовских писателей, внесших наибольший вклад в развитие мордовского языка, ставит литератора-мокшанина, который, как хорошо известно в республике, был прежде всего партийным работником, а писателем весьма слабым.2 Или «мокшанский» редактор  объявляет «основополжником мордовской литературы» мокшанского поэта, которого можно назвать лишь одним из таковых.3  т.д. Разумеется, подобные явления у многих в Мордовии вызывают лишь иронические улыбки, но значительной частью граждан они воспринимаются вполне серьезно - негативно и провоцируют ее на ответные реакции. Не говоря уже о том, что читатели за пределами республики получают отнюдь не объективную информацию о положении в ней.

  Но дело не только в информации. Подобные мнения становится факторами политики. Не смотря на то, что все без исключения съезды мордвы подавляющим большинством своих делегатов неизменно подтверждают единство нашего народа,  внутри национального движения существуют группы (например, коллектив газеты «Эрзянь мастор»), которые пор по тем или иным причинам выступают за его разделение на так называемые эрзянский и мокшанский народы. Деятельность подобных групп и вся идея в целом («разделяй и властвуй») латентно поддерживается шовинистами и активно внедряется ими в общественное сознание. Термины «эрзянский и мокшанский народы, национальности» и т.п. уже заняли место в учебной литературе, печати, документах государственных органов и т.д. Все это побуждает подробнее остановиться на данной проблеме.

С древнейших времен, а по письменным источникам с 30-х гг. IY в. н.э. наш народ неизменно известен соседям под одним именем, а именно: «mordens», «мордвины», «мордвичи»,  «мордва». Термины «эрзя» и «мокша» появляются лишь с XIII в. в то самое время, когда, например, в соседней Руси племенные названия (вятичи, древляне, кривичи, словене, и т.д.) заменяются административно-политическими (владимирцы, рязанцы, новгородцы, и т.д.).

Наличие в Мордовском крае того времени городов Эрзя и Мокша – центров политических объединений, также прямо указывает на первоначальный административно-политический смысл этих названий.4 Позднее в мордовском этносе оформляются и другие этнографические группы (терюхане, каратаи, шокша), которые также в основе своих имен несут географические названия (села Каратаи и Шокша, Терюшевская волость Нижегородской губернии).

         Разумеется, между этими группами существуют некоторые антропологические, языковые и культурные различия, которые, при желании, можно отыскать в среде любого народа, даже у жителей двух соседних сел.

В частности антропологическое различие между эрзянами и мокшанами, в целом являющимися типичными европеоидами и одним из наиболее антропологически однородных народов5  заключается в том, что на беломоро-балтийскую основу мордвы, в некоторой степени накладывается атлантический и северо-понтийский типы. Первый тип присутствует преимущественно у эрзян, второй - у мокшан, хотя и тот и другой тип встречается у обеих категорий населения6 (Каратаи смешаны с татарами, терюхане с русскими, шокшан, некоторые исследователи считают необрусевшей частью мещеры, в их среде присутствует субуральский тип.)

         У эрзян и мокшан сравнительно более выражены различия в языке. По мнению специалистов, когда-то единый мордовский язык функционировал  «не менее полутора тысяч лет». Однако со второй половины 1 тыс. н.э. в нем прослеживаются «тенденции образования территориальных диалектов», два из которых, эрзянский и мокшанский, стали «самостоятельными лингвистическими категориями»7. Такой дуализм дополняется неоднородностью самих этих категорий. Например, в эрзя-мордовском языке (наречии) насчитывается пять диалектных типов, в мокшанском - три-четыре8, а говоров десятки. Причем, если субъекты соседствующих эрзянских и мокшанских диалектов свободно понимают друг-друга, то эрзяне и мокшане из разных мест региона могут друг-друга и не понять. Вопрос о том, чем вызвана такая ситуация: недостаточной исторической консолидацией мордовских племен, обитавших на обширной территории; дисперсностью расселения в русском языковом пространстве последних пяти столетий; взаимодействием этих и иных факторов, остается дискуссионным. Но несомненна активная роль в этом явлении центральной российской власти.

         Столетиями после присоединения к Московскому государству мордвы её язык развивался исключительно на бытовом уровне, в рамках отдельных сел, в крайнем случае, волостей, что приводило его к консервации и усилению центробежных тенденций. Причем государственные органы постоянно стремились к подавлению мордовского языка, а изучением занимались отдельные любители или немногочисленные священники, пытавшиеся приспособить его к практическим целям христианизации. 

         Во второй половине XIX в. положение стало меняться. С одной стороны, стимулированная реформами 1860-1870-х гг. общественная жизнь потребовала резкого увеличения подготовки специалистов всех профилей и просто грамотных людей, с другой, в частности после земской  реформы, открылась возможность использовать известную долю налогов на местные нужды образования, что добавило к небольшому числу, имевшихся ранее,  церковно-приходских школ   много новых - земских. В эти годы языком серьезно занимается крупнейший мордовский ученый М.Е. Евсевьев, считавший его общим для эрзян и мокшан, но учитывавшим наличие в нем двух «наречий».

         Воссоздание мордовской  государственности в форме автономии в составе России на первых порах еще более улучшило условия развития мордовского языка: развертывается система национального школьного образования, создается  Мордовское государственное издательство открываются Национальный театр, Научно-исследовательский институт мордовской культуры и т.д. Начинается научное исследование мордовского языка и его, «эрзянского и мокшанского наречий», по ним проходят три языковых конференции.

В эти годы, по проблеме создания единого литературного языка на базе двух наречий  выделялись две точки зрения. Ряд ученых, в частности эрзяне А.П. Рябов и И.С. Сибиряк (Поздяев) и мокшанин Ф.И. Петербургский, и др. поддерживали тенденцию к сближению эрзянского и мокшанского наречий (которые по их мнению едины на 80-85 процентов) и созданию в перспективе единого литературного языка путем объединения лексики эрзян и мокшан («перемещение слов»)9. Другие (И.И. Куликов и др.) настаивали на их параллельном сосуществовании. Для справки напомним, что с подобной проблемой тогда сталкивались все народы Поволжья и Приуралья и почти все они стали формировать единые литературные языки. Одновременно продолжались работы по переводу мордовского языка на латиницу. А.П. Рябов даже подготовил и представил в АН СССР труд с обоснованием и методикой такого перехода. Кроме того, он работал над включением в мордовский язык международных технических и общественно-политических терминов, по выражению А.П. Феоктистова «путем лексико-семантического калькирования»10. В совокупности все эти направления складывались в конкретную программу европеизации мордовского языка,  вызывающую крайнее раздражение центральных партийных и государственных органов, видевших интернационализацию небольших народов России только в аспекте русской культуры и языка. По их рекомендации 28 января 1932 г. решением  бюро Средне-Волжского крайкома ВКП(б) все официальные разработки в этом направлении были прекращены11. А во второй половине 1930-х гг. всем сторонникам единого языка и его европеизации был приклеен ярлык «буржуазных националистов», что означало, как правило, смерть или длительное тюремное заключение. В таких условиях 4 языковая конференция, проведенная в Саранске в марте  1938 г. утвердила разделение мокшанского и эрзянского литературных языков на базе славянского алфавита и приняла решение о разработке синтаксиса максимально приближенного к русскому.

         Вот, что писали, в предисловии к материалам этой конференции «творцы современных литературных эрзя и мокша языков»  М.Н. Коляденков и С.Г. Потапкин, в частности о родстве финно-угров: «...Стоя на позициях финляндских ученых, враги народа Рябов и Петербургский в основу построения эрзянской и мокшанской орфографии выдвинули принцип неизменности основы... А это, по мнению финляндских языковедов-панфинистов, является одним из веских доказательств кровного родства финно-угорских народностей. Таким образом, принцип неизменности основы, настойчиво проводившийся врагами народа в орфографиях мордовских языков, имел своей целью подтвердить методологические установки буржуазного угро-финноведения, находящегося на службе у финляндских фашистов и разрабатывающего вопросы языкознания под флагом панфинизма»12

         Из этой и других подобных публикаций следовало, что любой мордовский лингвист развивающий родной язык в рамках финно-угорской общности и, в частности «придерживающийся принципа неизменяемости основы слова - агент финских фашистов и работает по их заданию»13.

         По Конституции Мордовии эти, во много искусственные языки были объявлены государственными, на них были переведены национальная пресса, радио, в значительной мере литература, позднее, подготовлены сотни и даже тысячи филологов. Далекие от разговорных наречий они не стали средством консолидации мордовского народа и не смогли расширить сферу своего обращения. Наоборот они стали одним из важнейших аргументов для раскольников мордвы на два народа. Кроме того, ссылками на сложность и ненужность таких языков оправдывались: саботаж значительной части чиновничества переводу на них государственного делопроизводства в 1930-е гг., массовое закрытие национальных газет в 1940-е гг. и национальных школ в 1960-е., что создало серьезные препятствия для развития мордовской культуры вообще.

         Существуют, естественно, различия в одежде, бытовой утвари и т.п., что может и должно быть предметом исследований, и основой культурного развития в областях фольклора, музыки, литературы и т.д.

В последние годы некоторые т.н. этнографы, например, Т.В. Девяткина стали говорить и о коренных различиях в мифологии мордвы, в частности в дохристианском вероисповедании (разные боги и т.п.). Но их аргументы настолько смехотворны, что не хочется на них тратить время и бумагу.

         Таким образом, некоторые различия существуют, и встает вопрос, настолько ли они значительны, что бы вызвать естественный раскол мордвы на два народа?

         В связи с этим следует вспомнить  что термин «народ» имеет несколько значений и смыслов. В бытовом смысле народ это люди вообще и здесь вполне уместны выражения: мокшанский или эрзянский народ, точно также как народ саранский, сельский, городской и т.п. Но в общественных науках, в т.ч. отечественной исторической, этот термин обычно употребляется в строго определенном значении, либо в социально-политическом (народные массы, народное движение и т.д.), либо в этнополитическом и характеризует определенную ступень развития этноса в ряду - род, фратрия, племя, народность, нация. В последнем смысле понятие «народность», «народ» означает группу людей, связанных уже не только общностью языка, места развития и культурно-психологического склада, как у племени, но уже и суверенитетом над определенной территорией, высшей формой которого выступает государственность. В отечественной науке формирование народности чаще всего относят к эпохе феодализма. С развитием товарно-денежных, иначе, капиталистических отношений, народность, согласно такому подходу, перерастает в нацию. Отсюда проистекают такие понятия, как национальность, национальное самосознание и т.д. В развитых,  т.н. «западных» странах национальность обычно не дифференцируют с понятием «гражданство» и нацией  считают все население определенного государства.14

Как правило, народности и тем более нации создаются из различных племен, часто разных языковых групп и даже рас. Например, такие нации, как англичане сложились из англов и саксов, французы из германоязычных франков и кельтоязычных галлов, включили в себя  много других племен. Американская нация является синтезом представителей практически всех рас. Родственные мордве венгры образовались, по их историческим сведениям, из семи племен. Финны сложились из племен сумь, ямь и западных карел.15 Мордовский народ исторически основан на двух племенных союзах - эрзян и мокшан. Из этих общеизвестных фактов следует, что мордва, имевшая еще средневековое государство, уже столетиями является народностью. Насколько известно, против определения мордвы, как народности не выступает ни один серьезный ученый. С восстановлением мордовской государственности в 1930-х годах, многие ученые стали говорить о мордовской нации. Данная проблема во многом дискуссионна, но  многие ее вопросы рассмотрел И.А. Яшкин в своей известной монографии.16 Если о нашем народе речь идет в социально-политическом смысле, то можно говорить только о мордовском народе или мордовской национальности. Если же переходить к прилагательным мокшанский, эрзянский, то следует иметь ввиду лишь племенную принадлежность. Этнографы здесь употребляют термин «субэтнос». Таким образом, субъекты призывающие к разделению мордовского народа на эрзянский и мокшанский по сути выступают за разделение современной нации на средневековые племена, что сродни средневековой дикости, если это, конечно, не провокация.

Одним из аргументов раскольников является  ссылка на исключительное использование терминов «мокша и эрзя» при самоназвании мордвинов на родном языке, в то время, как термин «мордва» не включен в родную языковую систему и используется, как правило, лишь в русскоязычном лексиконе. Это тяжелое наследие многовекового политического бесправия мордовского народа. Мало того, что лишенный собственной государственности, он не имел возможности для защиты национальных интересов. В результате целенаправленных действий центральных властей он оказался раздробленным на локальные территориальные группы, в которых высшей формой этно-политического объединения являлись сельские общины. Они были не мордовскими, а либо эрзянскими, либо мокшанскими, терюханскими, каратаевскими, шокшанскими или иными. Такое дробление закрепилось в сознании людей и широко бытует до настоящего времени. Остатки племенного деления существуют у всех поволжских народов, развивавшихся в сходных исторических условиях: у чувашей это деление на вирьял и анатри, у марийцев на горных и луговых и т.д. И  социально-политическая задача всех этих народов, в том числе мордовского, заключается не в консервации племенных отношений, а в консолидации, в создании полноценных современных наций. 

Разумеется, в истории идут процессы не только объединения, но и распада. Иногда это даже приносит пользу. Например, если отделяющаяся  часть народа имеет достаточный уровень и потенциал экономического, культурного развития, а также политические перспективы. Особенно если эта часть обладает ярко выраженными отличиями этнического характера. Современная ситуация показывает эти процессы. Оформились в отдельные нации и государства боснийцы, словаки, словенцы и другие, но они владеют достаточно большими территориями, с развитой экономикой. Кроме того, в пределах своих государств все перечисленные народы составляют подавляющее большинство населения. Что же касается сравнительно небольшого и дисперсно расселенного мордовского народа, то разделение заведет его в тупик - к дальнейшему развитию на уровне этнографических групп в  микроскопических автономных районах, а может быть и без таковых. Тех благоприятных условий, в которых в 1930-е г. создавалась мордовская государственность в обозримом будущем ожидать не приходится. Созидать всегда труднее, чем разрушать.

Таким образом, борьба против единства мордвы тесно связана с борьбой против мордовской государственности в форме Республики Мордовия. Из тех же источников, из которых слышатся призывы разделить мордовский народ, как правило, раздаются заявления и о необходимости ликвидации единой Мордовской автономии. Так, в уставе «Движения за равноправие и развитие «Эрзянь мастор», вроде бы борющегося за национальные интересы, было записано, что его цель: «... возрождение эрзянской государственности в виде образования на территории Мордовии Эрзянского национального округа»17. Шовинисты, выступающие за ликвидацию Мордовской республики сразу же оценили этот подарок и предложили создать Саранскую область с тремя автономными районами мокшанским, татарским и эрзянским, щедро пообещав на каждый из них  по четыре тысячи квадратных километров18.

 Совершенно очевидно, что переход от общей мордовской государственности к эрзянскому и мокшанскому автономным районам резко понизит политический статус мордовского народа и практически выведет его из состава политических субъектов Российской Федерации. Наша задача заключается в том, что бы в современных, не вполне благоприятных для мордовского народа, условиях (плохая демография, дисперсность расселения и т.п.) удержаться на достигнутом политическом уровне, а не опускаться до районного, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не смотря на свою ограниченность, современная Мордовская автономия в составе Российской Федерации предоставляет нашему народу немало возможностей для национального развития и сохраняет перспективу его консолидации.

         Следует еще раз подчеркнуть, что все без исключения съезды мордовского народа, подавляющим большинством своих делегатов, неизменно, голосуют за единство. Более того, за раскольническую деятельность «известные деятели» были выведены из состава исполкома, избранного на 1 съезде, не включены в него на 2-м и не избраны даже в Совет съезда на 3-м. Однозначным выражением единства мордовского народа стали результаты переписи 2002 г.  Перепись однозначно подтвердила наличие единого мордовского народа. Несмотря на многолетнюю направляемую пропагандистскую деятельность некоторых организаций по расколу мордвы на т.н. мокшанский и эрзянский народы, из зафиксированных 843,5 тыс. чел. только около 80 тыс. чел. отнесли себя к эрзянам и около 50 тыс. чел к мокшанам, что в совокупности составляет лишь 15% мордовского населения. Следует отметить, что основная масса этих людей проживает в  Республике Мордовия, где подобная дифференциация специально проводилась для планирования выпуска  художественной и учебно-методической литературы и т.п. и проголосовала подобным образом лишь по призыву властей.  Нет ни малейшего сомнения в том, что большинство людей проголосовавших подобным образом также относят себя к единому мордовскому народу. Это показывают другие регионы, где призывов о необходимости указаний на субэтническую принадлежность не было. Например, в Пензенской области из 70739 человек, отнесших себя к мордве,  только 25 и 49 чел., соответственно, заявили о своей «мокшанской и эрзянской национальности». Примерно, такие же величины мы имеем и в других областях с компактным проживанием мордовского населения. Провокаторов из Мордовии такие данные, конечно, не убедят, но можно надеяться, что они заставят задуматься их апологетов из других финно-угорских республик.

Резюмируя вышесказанное можно сделать вывод, что попытки политического раскола мордовского народа на эрзю и мокшу не имеют под собой ни научной основы, ни поддержки в широких народных слоях.   Они являются политической акцией определенных сил, направленной на ослабление нашего народа, а так же выведение Республики Мордовия из числа политических субъектов Российской Федерации, путем её разделения и поглощения другими регионами.

 

 

 

Примечания

1.  См. Сынь ульнесть эрзят.- Саранск, 1991. С.3.

2.  См. Мордовский язык // Государственные языки в Российской Федерации.- М.: Academia,1995,- 163.

3.  См. Основоположник мордовской литературы // Ассоциация финно-угорских литератур.- Информ. сб.- №4.- Саранск, 2000.- С.9.

4.  Термин «ариса», упомянутый в письме хазарского кагана Х в. некоторые относят к эрзе, но данное предположение не подтверждается никакими другими источниками.

5.  См. Марк, К.Ю. Этническая антропология мордвы / Вопросы этнической истории мордовского народа.- М.,1960.- С. 120-123,143.

6.  См.  Этногенез мордовского народа.- Саранск, 1965.- С. 31-35; Алексеева

7. 1981, Мордва. Историко-этнографические очерки.- Саранск: Морд. кн. изд-во, 50-51.

8.  Ермушкин, Г Ареальные исследования по восточным финно- угорским языкам.-М., 1984.-С. 10; Черапкин, И. Диалекты мордвы-мокши  б. Пензенской губ. Саратов. Учен. зап. Сарат.ун-та, 1930. -Т.8. Вып.30.-. С.19-31.

9.  Ивашкин, В. Знать и помнить / На перекрестке мнений. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1991.- С. 202. 

10. Там же.

11. См. Абрамов,  В.К. Мордовский народ (1897-1939).- Саранск, 1996.- С.  301.

12. Мифология, орфография и грамматическая терминология эрзянского и мокшанского языков. Материалы 4 языковой конференции. Саранск: Мордгиз,1938.-С.7-8. 13. РФ МНИИЯЛИЭ. Д. 0-525. Письмо в АН СССР.

14. Более подробно понятие нации раскрывается в: П.А.Сорокин. Основные теории современности. М., 1992. С. 43; Мнакацанян М.О. Интегрализм и национальная общность, как социальная реальность / Социс, 2001. № 3. С. 74-77 и др.

15. См. Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. В 41 + 2Д тт. Т.5- С. 888.

Прибалтийско-финские народы.- Ювяскюля, 1995.- С. 42.

16. См. Яшкин И.А. Мордовская социалистическая нация - детище Октября.- Саранск,

1978.

17. См. «Эрзянь правда», 1993, 21 октября.

18. См. «Вечерний Саранск», 1994,  № 6 от 4 февраля;  №7 от 11 февраля и др.

 

 

 

 

Зав. кафедрой новейшей истории

народов России Мордовского                    

госуниверситета, профессор                                             В.К. Абрамов    

Просмотров: 1817

Комментарий

Вы должны быть участником Uralistica, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Uralistica

Комментарий от: Кувакань Азор, Июль 30, 2011 в 5:01pm

Ха, возможно. Я тоже часто слышал, что мордва упёртые, финны, кстати, тоже, а эрзя или мокшо не понятно. Может мы. Но у меня упертость есть. Давить одно, вместо того, чтобы уже другим способом гораздо быстрее сделать.

Вот, у меня отец чистый эрзя, а мама полячка и донские казаки. Но я в отца, при рождении сразу сказали. И внешне тоже.

Комментарий от: Purgine, Июль 30, 2011 в 3:33pm
Думаю наша черта упрямство, а мокшанская это хитрость и изворотливость, мне об этом кстати мокшане (краснослободские) говорили.
Комментарий от: Numulunj pilgä, Июль 30, 2011 в 1:35pm

не только язык (шотландцы, лужицкие сербы) или религия (боснийцы). важнее образ мыслей, менталитет - это суперценность.

Главное этнообразующее начало это язык, есть язык - есть народ.

 

в старые времена невест привозили издалека. и мокша и эрзя (песня у Торамы "Лиседе раськеть.." - по мнению Йовлань Оло была не свадебной, а песней после удачного похода). Вот, например Александр Пудин - чистый мокша, а у него только мама мокшанка.

...я тоже не чистый эрзя ,отец чистейший

 

кстати, глядя на ваш небольшой спор - Пурьгине и Инязор, я опять подумал, что упрямство, приписываемое "мордве" - всё же эрзянская, а не мокшанская черта ) надеюсь, без обид. это только моё предположение.

Комментарий от: Purgine, Июль 30, 2011 в 12:12pm
Скиньте мне три свои фотографии в ЛС, профиль, анфас, полоборота. Но думаю вы восточный балтид.
Комментарий от: Кувакань Азор, Июль 30, 2011 в 12:09pm
Я честно не разбираюсь, кому от кого и в какие времена что передовалось во внешности, просто это заинтересовало.
Комментарий от: Кувакань Азор, Июль 30, 2011 в 12:06pm
Может я просто глаза щурил? Ну полоска как у них идет, снизу,огибает глаз и наверх.
Комментарий от: Кувакань Азор, Июль 30, 2011 в 12:04pm
Чем тогда пахнет?
Комментарий от: Purgine, Июль 30, 2011 в 12:03pm
Кувакин, у вас набухшее веко, Персией не пахнет.
Комментарий от: Niimshur, Июль 30, 2011 в 11:31am
словом, считает ли кто существование Эгрегоров только фантазией?
Комментарий от: Niimshur, Июль 30, 2011 в 11:29am
есть австрийцы, есть немцы. и иже примеров. копайте глубже (я не в смысле, что нечто, но скрываю). глубже - в себе.

Пусъёс

© 2020   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования