Uralistica

Выход из мордовско-эрзянского противостояния

Судя по обсуждениям, видно, что дальше тема не сдвинется: и Бокин останется на своём, и сторонники эрзянской категоризации тоже.
Для того чтобы был возможен следующий шаг, считаю принципиальным признание обоими сторонами друг друга и попытку понять, что позиция противоположной стороны неизменима и с этим надо как-то научиться жить и работать.
А Василию Бокину стоит принять участие в Эрзянском конгрессе, который планируется провести в июне во время всеэрзянского моления Раськень Озкс - и, возможно, тогда эрзянское движение от деклараций и борьбы за самоназвание перейдёт к работе над институционализацией своего языка на всех территориях проживания своего народа и укреплению своей распадающейся национальной среды.

Просмотров: 1973

Комментарий

Вы должны быть участником Uralistica, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Uralistica

Комментарий от: Ortem, Апрель 24, 2013 в 12:13am

Спасибо, Luhta, за добротный комментарий. Вы правы, эрзян просто многие не понимают. Я не согласен с Ортем, что можно быть одновременно Эрзей и "мордвином". Это невозможно и так не бывает.

в Мордовии полно людей, которые скажут, что они эрзя и они мордва. через запятую

Комментарий от: Erush Vezhai, Апрель 24, 2013 в 12:06am

Спасибо, Luhta, за добротный комментарий. Вы правы, эрзян просто многие не понимают. Я не согласен с Ортем, что можно быть одновременно Эрзей и "мордвином". Это невозможно и так не бывает.

Комментарий от: Ortem, Апрель 23, 2013 в 11:34pm

Лухта, ты права. Эрзяне считают "мордвинов" обрусевшими, крайне ассимилированными, они это и подтверждают постоянно своими лозунгами "Я мордвин, а так я русский патриот". Ни эрзянский, ни мокшанский, а русский.

это про сетевых людей

а несетевые люди могут быть и мордвинами, и эрзей одновременно, и не быть ассимилированными и обрусевшими

Комментарий от: PaoL, Апрель 23, 2013 в 11:30pm

Эрзя и мокша, как чехи и словаки вполне осознанно могут иметь общее национальное государственное образование и без устаревшего псевдоэтнонима, которым ныне часто прикрывают ассимиляцию и пилят бюджет, с помощью которого блокируют эффективность национальных(эрзянских или мокшанских) мероприятий (вспомним "день мордовских языков" состряпанный властями). Всегда дешевле "сохранять" один народ, особенно несуществующий, чем два существующих.

Комментарий от: Кувакань Азор, Апрель 23, 2013 в 10:15pm

Лухта, ты права. Эрзяне считают "мордвинов" обрусевшими, крайне ассимилированными, они это и подтверждают постоянно своими лозунгами "Я мордвин, а так я русский патриот". Ни эрзянский, ни мокшанский, а русский. На первом месте у них не национальные (этнические) ценности, а известно какие. Василий да, писал про ЕМЯ (Единый Мордовский Язык). Это был финиш. Только этого маразма нам не хватало, из живых эрзянского и мокшанского делать синтетический мордвинский язык.

Ортеми хочет помочь, перевести русло деятельности от споров за идеологические взгляды на почву прямой активисткой деятельности в поддержку культуры, языка, имиджа эрзя народа. Я его понимаю, итак действий мало, а еще внутренние разбирательства бесконечные.

Комментарий от: Kavtaj, Апрель 23, 2013 в 10:09pm

разве это единственное измерение сотрудничества?

Это тест для Василия. Сможет ли он работать с эрзянами, или ему нужна "мордовская" википедия.

Комментарий от: Luhta, Апрель 23, 2013 в 9:46pm

Ортем, у меня есть подозревания, что есть сугубо идеологические различия между "мордвинизмом" и "эрзянской движении". Если это так, ты там ничего не сможешь делать. И, скорее всего, не надо ничего там  вмешиватся.

Это мне напомнает противистояния двух идеологий в Прибалтике и Финляндии во времен первой мировой войны. Одни были коммунисты, и они поддерживали идею о создании Финской Советской республики, Эстонской Советской республики, Латвийской Советской республики итд. Другие были "правые", и они были на стороне создания Финляндской ресублики, Эстонской республики, Латвийской республики итд. Вроде бы у обеих сторон, у комунистов и у "правых", очень похожие цели - создания национальные республики. Но идеологии были совершенно разными. И они были несмиренными противниками.

Если эрзянские активисты считают, что "мордвинисты" им никак не приемлемы из-за идеологических разниц, то там скорее всего есть причина, при том глубокая. Я советую тебе, Ортем, это попытатся понять и принять.

Комментарий от: PaoL, Апрель 23, 2013 в 9:46pm

"Василий борется за эрзянский язык именно."

Когда в одном из постов Василий обмолвился о необходимости создания единого мордовского языка, то мне стало не всё так очевидно.

Комментарий от: Кувакань Азор, Апрель 23, 2013 в 9:34pm

Налицо, что весь активизм, особенно сетевой, либо эрзянский, либо мокшанский. Никаких мордвинских русскоязычных активистов не наблюдается. Даже в мордвинские группы заходишь "Вконтакте", типа "мордва, объединяемся", "вся мордва собирайся" - это мертвые группы, где общение по праздникам происходит, как и обновление новостей. Там подряд мои посты никто не разбавляет. Это говорит лишь о крайней русскости "мордвы" и незаинтересованности в исконных языках, культурах, положении эрзян и мокшан. Также мои друзья русские, казахи, греки спрашивают, как дела в национальном движении, что нового, то есть активность та же, что от мордвинов обрусевших. Я понимаю, если бы "мордва" были убежденные, понимали, зачем нужна такая нация, что это дает, как вот Василий грамотно обосновывает свою промордовскую позицию, нравится нам или нет, но он приводит реальные аргументы в подкреплении своего взгляда. А вся остальная "мордва" даже не понимает, почему их так называют, с чего это, зачем это надо. "Так принято, да и пофиг. Наверху лучше знают, как нам называться. Какая разница, мордва и мордва". Кроме феноменального упрямства без аргументов почти никто из "мордвы" ничего предложить не может в поддержку своего взгляда. Мордвин будет упираться, что он мордвин, просто от национального упрямства унаследованного, а ничем свою позицию не подкрепит.

Комментарий от: Ortem, Апрель 23, 2013 в 9:20pm

Да никто не против. Пусть напишет статью про Ульяновскую область в эрзянскую википедию.

разве это единственное измерение сотрудничества?

помимо интернета есть офлайн и среда, в которой живут люди. И эта среда подвергается в данный момент эрозии. Объединитесь для её защиты. За это среду борется Василий, этому посвящены его статьи. которые признали экстремистскими.

Вы же говорите: он мордвин, к эрзянской культуре отношения не имеет. А вы как-то со средой работаете? С людьми на местах?

Пусъёс

© 2020   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования