Uralistica

Откуда есть пошли бесермяне?

Просмотров: 1417

Ответить на это

Ответы на эту тему форума

Омель Лади (В. Владыкин) в очерке "Бесермяне" (написан в 1989 г.) в своей книге "Мон" приводит следующие данные:
" Численность бесермян по переписи 1926 года составляла около 10 тыс. человек. последующие переписи их уже не выделяли, почти все они были записаны удмуртами. Живут бесермяне в основном на северо-западе Удмуртской АССР (Юкаменский, Ярский, Балезинский, Глазовский районы) и в Кировской области. Чисто бесермянских деревень около 20, всего же селений, где живут бесермяне, включая и смешанные, бесермянско-удмуртско-русско-татарские, около 60. Говорят бесермяне на одном из диалектов удмуртского языка, близком к южноудмуртской речи.
Литература по бесермянам очень невелика. но крайне пестра и противоречива. Наиболее полный историографический обзор имеется в монографии Т. К. Тепляшиной "Язык бесермян" (М., Наука, 1970). В XIX в. исследователи С.Васильев, Н.Бехтерев считали, что бесермяне произошли от смешения татар с удмуртами. И.Н. Смирнов полагал, что бесермяне являются обудмуртившимися потомками какого-то тюркского племени, ранее татар жившего в бассейне реки Чепцы. По К,П,Штейнфельду, бесермяне близки к чувашам, что, по его мнению, объясняется давним соседством этих народов в пределах Волжской Булгарии; на Чепцу. как он считал, бесермян привели каринские татары в качестве подвластного населения. Н.С. Михеев утверждал, что бесермяне - это крещеные татары. Этнограф В.Н.Белицер видела в бесермянах потомков населения Волго-Камской Болгарии. к этой же точке зрения примыкает Н.И. Гаген-Торн, при этом она отмечает большое сходство чувашской и бесермянской одежды, считая это результатом старых контактов. Археолог В.Ф. Генинг обнаруживал связь между бесермянами и создателями именьковской археологической культуры, среди которых выделяются доболгарские тюркские племена суваз (сувар), биляр, челман, саби и др. Суваз (сувар) трансформировалось в "чуваш" и служило собирательным именем для всего тюркоязычного доболгарского населения Среднего Поволжья, в том числе и бесермян. Отсюда и первоначальное название бесермян в русских источниках "чуваши". В последнее время чувашские историки в связи с их концепцией "болгаро-чувашской преемственности" вновь отстаивают "чувашское происхождение" бесермян.
Удмуртские филологи Д.И. Корепанов и Т.И. Тепляшина находят в бесермянском диалекте сходство с южно-удмуртскими диалектами. Причём первый из них прямо писал: "Бесермяне представляют из себя ответвление южных вотяков, переброшенных на р. Чепцу татарами в эпоху владычества здесь последних". Т.И. Тепляшина, в свою очередь, считает, что некогда предки бесермян жили у устья р.Камы и там усвоили язык юго-западных удмуртов, сами же бесермяне являются потомками древнеболгарского населения. К этой же "болгарской" гипотезе в целом примыкает и этнограф Г.Н.Трефилов, в то же время он находит возможным говорить о некоторой связи бесермян с древними мадьярами.
... На наш взгляд, бесермяне - в своей основе потомки южно-удмуртского населения, испытавшего сильное и длительное влияние со стороны тюрок, отсюда этнокультурная связь с болгарами, татарами, особенно чувашами, а также сам термин "чуваш", которым называют бесермян источники XVII в. В этническом оформлении бесермян возможно и непосредственное участие какой-то раннетюркской группы, родственной позднее чувашам (любопытно отметить, что в д. Удмуртские Ташлы Бавлинского района ТАССР, где живет смешанное чувашско-удмуртское население, её жители в настоящее время постепенно переходят на удмуртский язык и начинают осознавать себя удмуртами. Не есть ли это процесс современной "бесермянизации", позволяющий пролить свет на происхождение средневековой этнографической группы бесермян?). Бесермяне на правах привилегированной части местного населения, перешедшего в ислам (бесерман-мусульман), по-видимому, играли определенную роль в Болгарском государстве и постепенно стали осознавать себя как нечто отличное от удмуртского этноса, затем в результате бурных событий в первые века II тысячелетия нашей эры, когда Волжская Булгария была разрушена под ударами монголо-татар и на её развалинах образовалась Золотая Орда, бесермяне с частью болгарского населения бежали в глухие вятские леса и оказались заброшенными в бассейн р. Чепцы и с тех пор живут среди северных удмуртов, сохраняя свой южно-удмуртский диалект, несущий в себе черты значительного тюркского воздействия (особенно в терминологии родства). Группа бесермян, попавших на Чепцу, была немногочисленной. По переписи 1678 г. в Каринской волости были всего 4 бесермянские деревни, насчитывавшие 73 двора и 337 человек мужского пола, а перепись 1717 г. тмечала 18 деревень со 100 дворами, 432 бесермянами мужского пола. Общая численность бесермян тогда. видимо, не превышала 1000 человек ".

от себя добавлю, что здесь особенно интересен конкретный эмпирический материал, связанный с бесермянами. - его можно почерпнуть, например, в работах Шутовой и Е.Поповой.
я не берусь делать никакого утверждения относительно происхождения бесермян, но в целом мне кажется, что на гипотезу Владыкина, что бесермяне могли быть в Волжской Булгарии этносословной группой, следует обратить внимание. Также полезно сопоставить эту версию с исследованиями по этногенезу мишарей и тептярей, которые также многими учёными признаются этносословными группами.
роль в Болгарском государстве и постепенно стали осознавать себя как нечто отличное от удмуртского этноса, затем в результате бурных событий в первые века II тысячелетия нашей эры, когда Волжская Булгария была разрушена под ударами монголо-татар и на её развалинах образовалась Золотая Орда, бесермяне с частью болгарского населения бежали в глухие вятские леса и оказались заброшенными в бассейн р. Чепцы и с тех пор живут среди северных удмуртов, сохраняя свой южно-удмуртский диалект, несущий в себе черты значительного тюркского воздействия (особенно в терминологии родства).

Не пора осознать понятие "анай кыл"?
.... напомню, у русских и англичан этого нет. Почему бы не спросить себя и других, опирающихся на ТЕКСТЫ, а что бы сие значило? Почитать бы Станислава Грофа....
много русятины в логике "исследований" цитируемых.
это не шутка.
а значит, что папы - пришлые, а мамы - местные.

Nimoshur Vali said:
роль в Болгарском государстве и постепенно стали осознавать себя как нечто отличное от удмуртского этноса, затем в результате бурных событий в первые века II тысячелетия нашей эры, когда Волжская Булгария была разрушена под ударами монголо-татар и на её развалинах образовалась Золотая Орда, бесермяне с частью болгарского населения бежали в глухие вятские леса и оказались заброшенными в бассейн р. Чепцы и с тех пор живут среди северных удмуртов, сохраняя свой южно-удмуртский диалект, несущий в себе черты значительного тюркского воздействия (особенно в терминологии родства).

Не пора осознать понятие "анай кыл"?
.... напомню, у русских и англичан этого нет. Почему бы не спросить себя и других, опирающихся на ТЕКСТЫ, а что бы сие значило? Почитать бы Станислава Грофа....
много русятины в логике "исследований" цитируемых.
это не шутка.
I am Barrister Folly
Кстати есть гипотеза и этносословного происхождения термина черемис - от тюркского чери - воин .

Ответить на обсуждение

RSS

Пусъёс

© 2020   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования