Uralistica

На рубеже нового тысячелетия люди все чаще задумываются об истоках современных цивилизаций и культур, их взгляд устремляется в прошлое, к временам, когда закладывались основы существующих ныне этносов. Обращаясь к наследию народной культуры, наш современник стремится обрести ответы на важнейшие вопросы бытия. Культура так называемого традиционного (доиндустриального) общества позволяла достичь гармонии с окружающим миром, прикоснуться к его таинствам. Она давала ответ на  вопрос о месте человека в мире, позволяла наладить взаимоотношения с обществом, природой и самим собой. Как реакция на процессы глобализации в современном обществе, возрастает интерес этносов к собственной корневой традиции.
Характеристика различных ракурсов бытия человека в мировоззренческих системах прошлого и настоящего, традиционные формы мировосприятия и миропонимания, историко-культурный опыт этносов представляют собой инструменты, способные обеспечить условия для диалога культур.
Характерная для традиционной культуры картина мира транслируется самыми разнообразными способами, важную роль в этом процессе играет костюм. Костюм включен в систему мировоззрения и мировосприятия этноса. Его нельзя рассматривать лишь как набор предметов, так как костюм имеет свою философию, свое значение. Костюм принадлежит к числу наиболее массовых и близких человеку элементов этнической культуры, являясь частью культуры повседневности. Символическая система костюма отражает миропонимание этноса, позволяет сохранить живую связь между поколениями, развивать народное художественное творчество.
Художественный вкус и древние религиозные верования нашли отражение в костюме, украшенном разнообразной символикой.
Давайте попробуем разобраться в толковании символов со всех ракурсов, в том числе и религиозного значения вышивки и декора костюмов.

Для начала Чувашские символы. Их трактовка:


Изображение животных в Мордовской вышивке:



Просмотров: 20394

Ответить на это

Ответы на эту тему форума

Изображение деревьев в чувашской вышивке:


Лошадь, лошадь и всадник в чувашской вышивке:

Традиционный орнамент культуры Коми, символизирующий Солнце

чувашские узоры на полотенце

Вот значения марийских узоров:

кстати, в мордовской, чувашской и мари вышивке есть общая структура и симметрия узора.
как вы думаете какое толкование имеют идентичные розетки в узорах?
Толкование может быть как сходным, так и различным. Это зависит, например, от того в каких отношениях были народы между собой. Часто случается, что "хороший" символ одного народа становится "плохим" для другого, если народы (или племена) враждуют. А на счёт симметрии, это лишний раз подтверждает родство народов, ну или их тесное взаимодействие на протяжении многих поколений.

Очень интересен мотив "деревьев" в чувашской вышивке, т.к. напоминает латышские мотивы "деревьев", например тут:

it's very interesting

И книга чувашских авторов, и рисунки из книги Ираиды Степановой, выложенные Виталием - яркий образец современного мифотворчества, это смыслы и  интерпретации, придуманные современными людьми на основе своей интуиции. Ну, типа, как например, художники-этнофутуристы пишут свои картины, используя этническое наследие, вплетают его уже в современный текст культуры. Но ведь мы точно отличаем их от собственно древнего или народного искусства, нам не приходит в голову считать их творчество достоверной  научной или документальной истиной о прошлом. Вот так и здесь с орнаментами, уважаемые, не будьте столь наивны, чтобы полагать что эти трактовки есть подлинно исконные, древненародные.

У символического мышления, коим являлось мифологическое мышление, иные психологические законы, своя логика. Во-первых, оно было синкретичным, не столь дифференцированным как наше, то есть многих абстрактных понятий просто не существовало. Это вообще мышление образами, а не понятиями. Символ - это как некоторая точка, на которую нарастают смыслы по аналогии, вбирая в себя более мелкие, частные значения. В основе символа - всегда некая универсальная мифологема, а точнее архетип, поэтому то все узоры в принципе схожи. Самые элементарные знаки - самые смыслоемкие, это круг, крест, ромб, зигзаг. В зависимости от контекста  многие из них могут заменять друг друга.

Для начала: одна из ошибок здесь - то, что лунарные восьмилучевые розетки названы солярными. Вот слева вы видите мифологему сотворения мира, т.е. праматери-водоплавающей птицы, высиживающей яйцо(а), надеюсь, с космогонической мифологией финно-угров знакомы.

интерсное видение. часто над этим задумывался, о том, что одни и те же узоры, у разных народов, объединенных одной языковой семьей, могут значить совсем полную противоположность.

ровно также и слова.

к примеру "кока кола". это всемирно известный бренд лимонада, а по марийски, это - "тетя умерла (умерает). максим рябчиков должен это знать, чтоб точно сказать.

вообще меня всегда привлекала и интересовала не только эрзя, мокша вышивка, но и чувашская.

каждый элемент - бисер, монеты нити, многое значат.

Elvira said:

Для начала: одна из ошибок здесь - то, что лунарные восьмилучевые розетки названы солярными. Вот слева вы видите мифологему сотворения мира, т.е. праматери-водоплавающей птицы, высиживающей яйцо(а), надеюсь, с космогонической мифологией финно-угров знакомы.

Инфоцентр FINUGOR представляет статью Александра Трифонова из газеты "Национальный акцент", посвященную древнейшему сакральному символу коренных народов Евразии.

Возможно, в скором времени в России под запрет сможет подпасть любое изображение свастики. Вместе с нацистской символикой вне закона могут оказаться и свастичный орнамент на предметах традиционного быта народов РФ.

В Госдуму в конце января текущего года был внесен законопроект, ужесточающий ответственность за использование нацистской символики. Об этом 26 января на международной конференции памяти жертв Холокоста заявил член Совета Федерации Борис Шпигель.

Тогда Борис Шпигель также отметил, что в настоящий момент он готовит законодательную инициативу по ужесточению наказания за "экстремизм". По мнению Шпигеля, проявления экстремизма должны быть приравнены к тяжким и особо тяжеским правонарушениям. Член Совфеда также считает, что нужно ужесточить наказания за националистическую пропаганду.

Под использование нацистской символикой естественно, попадает и изображение свастик. А формулировка "за использование" предполагает, что и начертанные или изображенные другими способами подобные знаки становятся вне закона. И тут мы можем попасть в весьма опасную ловушку погони за чистоту нашей страны от нацистов.

Свастики, в различном своем исполнении, - один из древнейших частотных символов. Один из стилей традиционного орнамента, распространенного по всему земному шару, не зря называется свастичным меандром.

Исследователь свастики Роман Багдасаров в своем объемном исследовании "Свастика: священный символ" достаточно аргументированно показал, что свастичный орнамент был присущ индоевропейскому и финно-угорскому населению России со времени их появления на исторической арене. 

Культ свастики в отдельных местах Европейской России фиксировался до времен коллективизации в 30-х годах XX века. Например, в Русской Мещере он назывался "конитницей" или "коситницей", изображался на избах и был связан с культом белого небесного коня. На Русском Севере красный свастичный орнамент вышивался на женских рубахах примерно до того же времени - примеры этих изделий находятся во многих музеях, вплоть до Эрмитажа.

Между тем, в России в последнее время преследование за графическое изображение свастики или коловрата даже без ужесточения правового режима осуществляется регулярно. Вот несколько последних примеров.

Несовершеннолетний житель Чебоксар обвиняется в совершении действий "экстремистской направленности". Об этом 10 января сообщал "НацAкцент". С августа 2010 по апрель 2011 года в городе Чебоксары 17-летний молодой человек нанёс маркером на стены подъездов нескольких домов, на скамейки и информационный щит знаки свастики, а также "надписи экстремистского характера".

24-летнего жителя Калуги признали виновным в  административном правонарушении за изображение коловрата на заднем стекле автомобиля в конце 2011 года. В октябре 2011 года жителю Республики Марий Эл было вынесено обвинение в вандализме за изображения свастики «коловрата» и надписи «Слава Руси», которые он нанес на стенах 2-х магазинов поселка Мариец.

Конечно, тут необходимо отметить, что нанесение свастики или коловрата в этих случаях явно не было вызвано любовью к историческому наследию народов России.

Впрочем, вместе с люлькой можно выплеснуть и ребенка - запретив всякое изображение священного для части этносов в очень недалеком прошлом символа. А если правоприменение за изображение настоящих нацистских символов и их производных идет более чем успешно, то зачем же ужесточение?


Ответить на обсуждение

RSS

© 2022   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования