Uralistica

В регионах компактного проживания Эрзя народа
положение Эрзя языка можно охарактеризовать следующим образом:
• эрзянский язык не является языком обучения в детских садах, школах, средних и высших учебных заведениях;
• эрзянский язык не используется в муниципальном и государственном управлении;
• государство и местная власть не обращается к населению на эрзянском языке;
* эрзянский язык не используется в работе культурных и просветительских учреждений;
• нет указателей в населенных пунктах, почтовых марок, торговых вывесок и ценников в предприятиях торговли, официальных документов и сертификатов на эрзянском языке;
• обычно не используются имена и названия населенных пунктов и других топонимов на эрзянском языке, а также не даются личные имена и фамилии на эрзянском языке, не даются названия названия культурных и торговых обществ, наименования поселков, улиц и учреждений на эрзянском языке;
•эрзянский язык не используется в при отправлении религиозных потребностей в РПЦ;
• доля СМИ на эрзянском языке языках не соответствует численности эрзянского населения населения;
• правовые и юридические услуги не предоставляются на эрзянском языке;
• эрзянский язык изолируется и дальше в ходе подготовки к созданию вместо него искусственного ЕМЯ.

via ErushVezhai https://uralistica.ning.com/profile/ErushVezhai

Просмотров: 667

Ответы на эту тему форума

сергу!

• эрзянский язык не используется в муниципальном и государственном управлении;
угу. к примеру приехал д.а. медведев в саранск и вот проблема, он не знает эрзянский.... срочно учить эрзянский. а русский тогда на что по вашему??? в мордовии проживает почти 70%русских. они обязаны слушать доклады наших чиновников на эрзянском???
русский он более статусный, чем эрзянский. по этому госструктуры обязаны общаться на главном государственном языке, а не на эрзянском.

Вы лично на Уралистике не представляете ни один из финно-угорских народов. Вы, русский человек, судя по Вашим постам и подаваемым Вами материалам, являетесь здесь представителем мордовского лобби, погрузившегося в маразм мордвинизации Эрзя и Мокша народов.
я не русский. я наполовину чуваш, на 25% поляк. а все остальное включает в себя родство с мордовскими народами. и не надо у меня отнимать мордовские корни. не вы пишите лично историю народа, а народ сам.

эрзянский язык не используется в работе культурных и просветительских учреждений
у вас нет доказательств по этому вопросу.

• нет указателей в населенных пунктах, почтовых марок, торговых вывесок и ценников в предприятиях торговли, официальных документов и сертификатов на эрзянском языке;
насчет этого работы ведутся пока второй год. и есть все это, но не повсеместно, а в отдельных локальных районах. а ценники двуязычные в стране еще ни разу не видел. вы хотите быть первооткрывателем?

обычно не используются имена и названия населенных пунктов и других топонимов на эрзянском языке, а также не даются личные имена и фамилии на эрзянском языке, не даются названия названия культурных и торговых обществ, наименования поселков, улиц и учреждений на эрзянском языке;
это не правда. специально пройдусь и по фотографирую для вас вывески в саранске и по районам проедусь.

•эрзянский язык не используется в при отправлении религиозных потребностей в РПЦ;
а это уже бред. вы хотите диктовать условия христианству? ни один народ так не делает. ради вас никто в рпц не станет учить эрзянский. даже в той же самой украине по барабану на эрзян с их уставом для рпц, по скольку украинская рпц говорит на старославянском. на старослявянском в стране и мире общается только рпц.

доля СМИ на эрзянском языке языках не соответствует численности эрзянского населения населения;
популяризация эрзянской культуры гораздо выше мокшанской раз 10. поэтому проблема всей системы не в доле сми, а в неумении правильно и конструктивно работать, чем вы и создаете проблемы.
в мордовии издается 3 газеты на эрзянском. это гораздо больше, чем на мокшанском. эрзяне круче итак. а вам и этого мало лично.

• правовые и юридические услуги не предоставляются на эрзянском языке;
этот вопрос в стадии разработки в республике.

• эрзянский язык изолируется и дальше в ходе подготовки к созданию вместо него искусственного ЕМЯ.
язык не изолирован настолько сколько вы пишите.
Мордовская позиция в отношении положения Эрзя языка, изложенная в Ваших комментариях, известна. Вы русский человек, являетесь проводником политики мордвинизации Эрзя и Мокша народов на Уралистике. Вы никогда не сможете почувствовать ту беду, в которую загоняете Эрзя язык с Вашей политикой мордвинизации. Вы не знаете языка своих предков чувашей. Не знаете эрзянского языка и его проблем. И при этом комментируете все эрзянские темы и посты с "мордовской" аргументацией? Зачем? "Мордвинизировать" участников Уралистики? Серьёзный замах для человека, столь сильно оторвавшегося от родных чувашских корней. При этом Вы говорите, что кто-то у Вас отнимает корни. Вы сами отказались от них, отказавшись от родного языка. Учите язык своих предков. Только тогда Ваша "мордовская" аргументация станет более реальной.
Пару вывесок для обоснования своей "мордовской" аргументации найдете. Я сам их видел. В уралистике, наверное, поверят, что их тысячи. Но эрзяне знают, сколько их в действительности.
Дерзайте, пашите на поле "мордвинизации". Только растёт на этом поле ИДЕМ ТИКШЕ... Поищите в словаре. Полезно будет.
Условия христианству? Лютеране и даже католики проводят богослужения на языках народов. Вы некомпетентны в этих вопросах? Некомпетентны Вы и в эрзянской проблематике. Но лезете в неё с "мордовским" дымом-чадом в обрусевшей голове... Заказ из Вас прёт...

Карташов Сергей said:
сергу!

• эрзянский язык не используется в муниципальном и государственном управлении;
угу. к примеру приехал д.а. медведев в саранск и вот проблема, он не знает эрзянский.... срочно учить эрзянский. а русский тогда на что по вашему??? в мордовии проживает почти 70%русских. они обязаны слушать доклады наших чиновников на эрзянском???
русский он более статусный, чем эрзянский. по этому госструктуры обязаны общаться на главном государственном языке, а не на эрзянском.

Вы лично на Уралистике не представляете ни один из финно-угорских народов. Вы, русский человек, судя по Вашим постам и подаваемым Вами материалам, являетесь здесь представителем мордовского лобби, погрузившегося в маразм мордвинизации Эрзя и Мокша народов.
я не русский. я наполовину чуваш, на 25% поляк. а все остальное включает в себя родство с мордовскими народами. и не надо у меня отнимать мордовские корни. не вы пишите лично историю народа, а народ сам.

эрзянский язык не используется в работе культурных и просветительских учреждений
у вас нет доказательств по этому вопросу.

• нет указателей в населенных пунктах, почтовых марок, торговых вывесок и ценников в предприятиях торговли, официальных документов и сертификатов на эрзянском языке;
насчет этого работы ведутся пока второй год. и есть все это, но не повсеместно, а в отдельных локальных районах. а ценники двуязычные в стране еще ни разу не видел. вы хотите быть первооткрывателем?

обычно не используются имена и названия населенных пунктов и других топонимов на эрзянском языке, а также не даются личные имена и фамилии на эрзянском языке, не даются названия названия культурных и торговых обществ, наименования поселков, улиц и учреждений на эрзянском языке;
это не правда. специально пройдусь и по фотографирую для вас вывески в саранске и по районам проедусь.

•эрзянский язык не используется в при отправлении религиозных потребностей в РПЦ;
а это уже бред. вы хотите диктовать условия христианству? ни один народ так не делает. ради вас никто в рпц не станет учить эрзянский. даже в той же самой украине по барабану на эрзян с их уставом для рпц, по скольку украинская рпц говорит на старославянском. на старослявянском в стране и мире общается только рпц.

доля СМИ на эрзянском языке языках не соответствует численности эрзянского населения населения;
популяризация эрзянской культуры гораздо выше мокшанской раз 10. поэтому проблема всей системы не в доле сми, а в неумении правильно и конструктивно работать, чем вы и создаете проблемы.
в мордовии издается 3 газеты на эрзянском. это гораздо больше, чем на мокшанском. эрзяне круче итак. а вам и этого мало лично.

• правовые и юридические услуги не предоставляются на эрзянском языке;
этот вопрос в стадии разработки в республике.

• эрзянский язык изолируется и дальше в ходе подготовки к созданию вместо него искусственного ЕМЯ.
язык не изолирован настолько сколько вы пишите.
Друзьям и "друзьям" Эрзя народа:

http://erzianj.borda.ru/?1-0-0-00000021-000-0-0-1231623477
Сергей, ну что за капитулирующая позиция по по поводу РПЦ. Ведь ранее слово божье на национальных языках наоборот было инструментом христианизации. Сейчас да, это не является генеральной линией.
На уралистике уже поднималась тема "использование эрзянского языка в христианском богослужении"
ПОЛОЖЕНИЕ ЭРЗЯ НАРОДА В РОССИИ. Доклад Г.Д.Мусалёва, Инязора, председателя общественного Фонда спасения эрзянского языка на семинаре финно-угорских некоммерческих организаций в Хельсинки 14.10.2006 г.


Шумбратадо, ялгат! Терве! Спасибо за приглашение посетить Суоми и выступить о положении эрзян и мокшан в Республике Мордовия и России.

I. ОБ ОБРАЗОВАНИИ

1. В Саранске 65 детских дошкольных учреждений, из них знакомят, подчеркиваю, с эрзянским языком лишь в 40 (или 6%).

Занятия проводятся в старших группах (по 12-15 детей, это 7-9 % от общего их числа в садике) два раза в неделю продолжительностью 20-30 минут. Ведущий эти кружки педагог материально не поощряется, работает бесплатно. Из 17 тысяч детей дошкольного возраста Саранска, повторяю, знакомят с эрзянским и мокшанским лишь 3-4%. Такое же положение в районных центрах, где проживают эрзяне. Занятия и общение с детьми проводятся на русском языке. За пределами Республики Мордовия, насколько информирован, с эрзянским языком даже не знакомят. Из-за этого в школах он ведётся крайне плохо. Факультативные занятия, уроки, проводимые в неделю по 1-2 часа, положительных результатов в решении проблемы сохранения языка, конечно же, не дают.

2. В Самарской области проживает эрзи и мокши более 80 тысяч. Эрзянский язык в форме факультатива или как предмет преподается в 8 школах, Ульяновской области (50 тысяч) — в 20, Чувашской республике (16 тысяч) — 1, в Нижегородской области (25 тысяч) – в 2, в Татарстане (35 тысяч) — в 3. Эти цифры и уровень использования родного языка, его востребованность говорят об одном – положение эрзянского и мокшанского этноса угрожающее, на родном общаются лишь жители среднего и старшего возраста. Закрыли педагогические училища, где готовились кадры для преподавания эрзянского языка для начальных классов: Малое — Толкайское, Петровское, Саратовское, Сосновоборское, Лукояновское, Шемышейское, Бугурусланское, эрзянское отделение Самарского пединститута. Осталось только Ичалковское педучилище, но и здесь в 2004-2005 учебном году на первом курсе эрзянского отделения было 3 учащихся, во втором — 6. Перерезали все сосуды, питающие родной язык. Эрзян учат мириться с таким положением.

3. Неизмеримый урон перспективе Эрзя народа наносит сокрытие его многовековой истории. До сих пор не создан полноценный, рассказывающий правду учебник по истории Эрзя и Мокша народов для школы. Имеющиеся книги «Родиноведение» (коллектив авторов) и «Мир истории» (В.Юрченков) не выдерживают никакой критики.

Издавался учебник по истории для 7 класса, где автор, Н.В.Заварюхин, осмелился правдиво показать насильственную христианизацию эрзян и мокшан. Из-за этого тираж в 17 тысяч, невзирая на расходы, уничтожили. Целенаправленно не включают в учебную программу нашу историю — эпос «Масторава». Об этом говорилось на всех съездах и митингах. Я более 16 лет добиваюсь через Министерство образования Республики Мордовия изучение эрзянского, вместо мокшанского, в эрзянских сёлах Кажлодка и Дракино Торбеевского района, но «мордовская» власть усердно этого не замечает, этим стравливает эрзян с мокшанами.

Основная причина падения престижности эрзя языка – невостребованность, отсутствие государственной политики сохранения культур коренных народов и национальных меньшинств. При поступлении в учебные заведения Мордовии нет и вступительного экзамена по нему. Все службы Мордовии работают на русском языке.

II. СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИИ

В Мордовии выпускается 103 периодических издания, из них — 65 газет и журналов, государственных — 34. На эрзянском языке печатается одна — «Эрзянь правда» (1,0 % от общего числа периодических изданий). Её учредители Госсобрание и Правительство Республики. Газета полностью выражает интересы властных структур. Тематика её выступлений мало чем отличается от русскоязычных изданий. Из 22 районных газет ни одна не выходит ни на эрзянском, ни на мокшанском языках, даже в тех районах, где доля эрзянского или мокшанского населения составляет 70-80%. Некоторые районные газеты выпускают эпизодически «национальные» полосы. Это в пределах 1-2 % от общего числа полос. Тема защиты культуры, языков, прав человека и народа для всех газет Мордовии словно запретная. «Районки»—самый громкий рупор политики русификации.

Издаются на эрзя языке два журнала: «Сятко» («Искра» — «взрослый» тиражом 900-1200) и «Чилисема» («Восход» — для детей и юношества тиражом 2300 экземпляров). Эрзя народ в основном (85 %) проживает за пределами Мордовии. К сожалению, подписчиков оттуда можно сказать, нет — 65-100 человек. К сожалению, власти Мордовии эту архиважную задачу, несмотря на наши многократные обращения, решать не собираются.

2. Радио ГТРК «Мордовия» на эрзя языке вещает в неделю 85 минут, в четверг с 18 час.30 минут и в пятницу 55 минут. Это составляет 8,4 % от передач за неделю на разных языках (эрзянском, мокшанском, татарском и русском).

3. Телепередачи на эрзя языке ведутся в течение 3,5 часа в неделю, а время отведено тогда, когда люди в основном на работе, на учебе.

III. ПРОЧИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

1. Мордовским книжным издательством за 2001-2005 годы (за 5 лет) на эрзянском языке выпущено, включая переиздания 10 книг прозы и поэзии. Кроме того, 4 автора издали книги на средства спонсоров. В России (в эрзянских сёлах) продаётся только русская литература. Книги на эрзя языке можно приобрести лишь в одном на всю Россию магазине — магазине «Масторава» в Саранске.

Достоверность приведённых фактов и цифр в абсолютном и относительном значении проверяется просто — проездом по какому-либо автобусному или троллейбусному маршруту по Саранску, эрзянскую речь не услышишь. Названия магазинов, учреждений, предприятий и так далее, всё и вся только по-русски. Саран ош — русский город-крепость.

2. Борющиеся за завтрашний день этноса, мыслящие и поступающие по совести подвергаются преследованиям: не приглашаются на общественные мероприятия, не допускаются к выступлениям на радио и по телевидению (блокируют), отказывают им в приёме в творческие организации, союзы, не отмечаются ни материально, ни морально, их фамилии не допускают на газетные полосы (Четвергов Е.В., Шаронов A.M., Аношкин Н.И., Рябов П.В., Мусалёв Г.Д. и др.).

3. Возрождению Эрзя народа колоссальный урон наносит русская православная церковь. Власти, вопреки Конституции страны, почти во всех эрзянских сёлах и других населённых пунктах открыли церкви, в основном на государственные средства. Служба в них ведётся на русском языке. Теперь внедряется в школы, нарушая опять Конституцию, преподавание курса «Культура русского православия». Опошляется при этом древняя эрзянская религия. В России нет фактически третьей и четвертой властей. Они подмяты исполнительной властью и им служат.

4. Культивируется неправильное понятие терминов: патриотизм, национализм, экстремизм, отечественная война, Родина. Внушается: «Некультурно говорить при русских на родном языке». Образовательные институты воспитывают эрзян-«инородцев» в духе русского патриотизма, поэтому многие из них становятся манкуртами и отчаянными нигилистами. Таких ставили и ставят чиновниками, внедряют в национальные движения, способствуют стать во главе национального движения, чтобы развалить её, воспитать из эрзян и мокшан мордвов. Этим занимается в РМ Мосин М.В., председатель Ассоциации Финно-угорских народов России. Мордвин – это мина замедленного действия. Она – последний этап русификации. Самую негативную роль в печальной судьбе Эрзя народа сыграло сожительство двух этносов в одном гособразовании. Если бы у российского руководства были понимание и цель сохранения этносов, то оно способствовало бы их самоопределению.

В России быть не русскому патриотом, любить свой народ, лелеять родной язык, обычаи предков, культуру – непрестижно. Шовинистически настроенные СМИ постараются повесить ярлык – экстремист, сепаратист, националист, бандит, террорист, помогут замочить в сортире или пропасть бесследно, как пропадают молодые чеченцы в этой, как сказал Михаил Задорнов, ФСБ-ой «демократической» стране. Какова причина такого положения? Она в том, что Россия в сущности не Федерация народов, а Империя с великодержавной идеологией. Теперь, кстати, это и не скрывается. Политика Москвы представляет собой двойной стандарт. Критикуя этнополитику Прибалтийских стран, Украины, Грузии, сама она ведёт курс на обрусение коренных народов, ликвидацию государственных автономных образований. В Саранске был проведен опрос среди «мордвы». Респонденты ответили: только 48 % назвали родным «мордовский» язык, 36 % владеют более менее, 40 % считают преподавание в школе родного языка, 41,5 % не признают значение своей национальной принадлежности. Только 10,1 % смотрят телепередачи на родных языках, только 23,5 % хотят повысить уровень владения им?

5. Вымиранию языковой культуры способствовало и способствует отсутствие (после 1937-38 годов) интеллигенции (которая была уничтожена в результате репрессий по национальному признаку), объединяющим стержнем которой был патриотизм, готовность к самопожертвованию, служению своему народу. Сегодняшняя же образованная прослойка населения, которую по инерции продолжают величать «интеллигенцией», служит не народу, а Власти.

6. Межрегиональное общественное движение мордовского (эрзя, мокша) народов, председатель Михаил Мосин, не борец с отклонениями в деятельности Власти в этносфере, а её слуга и опора, оно создано для нейтрализации национального движения. Поэтому, я думаю, центр культурны финно-угорских народов, при поддержке русификаторов, открыли именно в Саранске.

Огромный моральный урон национальному строительству носит огосударствление общественных организаций. Такую же роль играют созданные под патронажем властей национально-культурные автономии в России. Они (НКА), не сомневаемся, резерв для передачи государственных функций по гарантии прав и свобод народов общественным структурам и в дальнейшем для перехода от федерализма к империализму, который фактически в той или иной мере функционирует уже и теперь.

7. В 1998 году принят Закон Республики Мордовия «О государственных языках в Республике Мордовия». Закон мертворожденный. Ни одна её статья, которая должна защищать права и свободы Эрзи и Мокши, не работает.

8. На протяжении 16 лет, как началось так называемое «возрождение», труднейшее положение эрзя и мокша языков на сессии Государственного Собрания, высшего органа власти, ни разу не обсуждалось. Результат такого отрицательного отношения государственной власти к будущности коренных народов очевиден - за двенадцать лет численность эрзя и мокша населения уменьшилась фактически на 300 тыс., или 25 %, а по сравнению с 1939 годом на 42 %.

9. Из республики из-за безработицы и низкой зарплаты идёт отток населения, высока и смертность. В 1939 году в Мордовии «мордвы» составляло около 40 %, а теперь около 30 %.

10. На основании приведённых фактов нетрудно сделать прогноз: Республика и его гарант—глава Николай Меркушкин, не выполняют свою основную функцию – сохранять, развивать государствообразующие этносы. В итоге Республику могут упразднить.

Положение, тем не менее, не безнадежное. Оно может быть значительно улучшено при соблюдении Конституции России и Мордовии, при создании в России политического механизма защиты прав и гарантий коренных народов, под которым понимаются выборы депутатов от Эрзя и Мокша народов по национально-территориальным округам и создания палаты национальностей—представительного высшего органа власти.

Помочь в этом, в определенной мере, может Совет Европы, членом которого является Россия и которую может заставить выполнять взятые на себя обязательство.


Erush Vezhai said:
Друзьям и "друзьям" Эрзя народа:

http://erzianj.borda.ru/?1-0-0-00000021-000-0-0-1231623477
Сергей не "капитулирует" в этом вопросе.

Шкляев Алексей said:
Сергей, ну что за капитулирующая позиция по по поводу РПЦ. Ведь ранее слово божье на национальных языках наоборот было инструментом христианизации. Сейчас да, это не является генеральной линией.
На уралистике уже поднималась тема "использование эрзянского языка в христианском богослужении"
Сергей, правда, иногда, твои комменты выглядят как отчеты и отмазка чиновника.
"• правовые и юридические услуги не предоставляются на эрзянском языке;
этот вопрос в стадии разработки в республике.
• эрзянский язык изолируется и дальше в ходе подготовки к созданию вместо него искусственного ЕМЯ.
язык не изолирован настолько сколько вы пишите."

вроде чего-то делается, миллионы тратятся, а ничего не происходит.
все делается без учета мнения населения, то что выдается - неэффективно и никому не нужно.
Общая резолюция 3-го Конгресса эрзянского народа
3-це Эрзянь Инекужо

(3-го Конгресса эрзянского народа)



Конгресс эрзянского народа - Эрзянь Инекужо является собранием представителей эрзянского народа определяющего свою национальность как эрзя.

Конгресс эрзянского народа собирается и действует в соответствии с нормами международного права и Конституции РФ.

Конгресс эрзянского народа считает факт сокращения численности Эрзя народа на 300 000 человек за последние 20 лет демографической катастрофой эрзянского народа и обращает на этот факт внимание всех структур государственной власти, общественности и требует незамедлительно принять меры по её предотвращению .

Конгресс эрзянского народа оценивает положение эрзянского языка в регионах проживания эрзянского народа как крайне дискриминированное, противоречащее российскому законодательству и обязательствам государства по его сохранению и защите в соответствии с Конституцией РФ.

Эрзянский Конгресс считает нарушением норм международного права и российского законодательства отсутствие систематического программного обучения детей на родном языке в системе дошкольного и школьного образования, отсутствие учреждений культуры, ведущих работу на эрзянском языке в местах компактного проживания Эрзя народа.

Конгресс эрзянского народа считает взятый курс нынешних властей Республики Мордовия на навязывание Эрзя народу искусственного единого мордовского языка (ЕМЯ):
- грубейшим нарушением прав эрзянского народа,
- надругательством над эрзянским языком,
- нарушением норм международного права и российского законодательства,
и настаивает на незамедлительном прекращении разрушительных и абсурдных лингвистических опытов над нашим языком, направленных на уничтожение эрзянского языка и Эрзя народа.

Все выделенные средства на создание искусственного ЕМЯ (единого мордовского языка) Конгресс требует направить на развитие живых эрзянского и мокшанского языков.

Конгресс эрзянского народа считает не допустим фактически мизерный уровень теле- и радиовещания на родном языке в Республике Мордовия и в регионах проживания эрзянского населения.

Конгресс эрзянского народа выступает за проведение занятий по программе национальных школ в объединённых и малокомплектных школах регионов компактного проживания эрзянского населения.

Конгресс эрзянского народа предлагает органам власти, обладающим правом законодательной инициативы, разработать и принять федеральный закон " О национальной школе".
Аналогичный закон должен быть принят и в отношении средне-специальных и высших школ Республики Мордовия.


Конгресс эрзянского народа по-прежнему считает необходимым принятие Госсобранием Республики Мордовия закона "О статусе национального села", так как основной нишей функционирования и развития эрзя языка, культуры на протяжении веков являлось село.

Конгресс эрзянского народа подтверждает Декларацию 1995 года "Об официальном названии эрзянского народа" и обращается к органам государственной власти Российской Федерации всех уровней и требует принимать её к вниманию при разработке законодательных и иных документов, затрагивающих интересы эрзян в сфере образования и культуры, в области экономической, демографической и национальной политики.

Конгресс эрзянского народа требует от правительства Республики Мордовия соблюдения ст.26 Конституции Российской Федерации, дающей право указывать эрзянам свою национальность "эрзя", а так же пользоваться родным эрзянским языком во всех сферах общественной жизни.

Конгресс эрзянского народа считает:
- оскорбительными и унизительными любые попытки называть эрзянский народ субэтносом "мордвы",
- требует прекращения использования этой формулировки официальными государственными учреждениями, официальными и должностными лицами, в официальных документах, научных работах и в преподавании во всех учебных заведениях, так как подобная практика прямо противоречит ст. 26 и ст. 29 Конституции Российской Федерации и международному праву.

Конгресс эрзянского народа требует от властных структур:
-прекратить называть эрзянский язык диалектом или наречием несуществующего мордовского языка,
- немедленно прекратить пропаганду превосходства мордовского несуществующего "ЕМЯ" языка над эрзянским национальным языком.

Учитывая,
что курс национальной политики Республики Мордовия, созданной в 1934 году для государственной поддержки и развития эрзянского и мокшанского народов и их культур, в последние 10-15 лет претерпел решительный поворот в сторону усиления дискриминации более чем полумиллионного эрзянского народа, его культуры и языка, что выражается в попытках государственных структур Республики Мордовия:
- низвести эрзянский народ до уровня субэтноса,
- принизить эрзянский живой, литературный язык до уровня диалекта, либо наречия несуществующего "мордовского" языка,
- навязать эрзянскому народу вместо родного эрзянского языка искусственный и чуждый ЕМЯ (единый мордовский язык)
- навязать эрзянам в качестве национальности чуждый псевдоэтноним "мордва" вместо исторического имени ЭРЗЯ,
что может привести к полному исчезновению Эрзя народа в ближайшие годы,
Конгресс эрзянского народа вынужден в соответствии с законодательством Российской Федерации и международным правом поставить вопрос перед федеральными структурами власти о создании эрзянской автономии в составе РФ.


Эрзянский Конгресс, считает важнейшим делом всех эрзянских общественных и культурно-просветительных организаций консолидацию и восстановление численности Эрзя народа, спасение эрзянского языка и культуры.

Эрзянский Конгресс высоко оценивает и поддерживает многолетнюю деятельность Музея эрянской культуры (г. Лукоянов), Фонда спасения эрзянского языка, газеты "Эрзянь Мастор"(г. Саранск), Союза тавлинских мастеров "Эрьмезь"(с. Вирь Тавла), Фонд "Руця" (г.Полярный) и их вклад в новейшую историю и культуру эрзянского народа.

Эрзянский Конгресс одобряет создание Совета старейшин эрзянь Атянь эзем и выбранного на Раськень Озкс Инязора- Пиргужа (Мусалева Г.Д).


Эрзянский Конгресс считает недопустимым существование столь малого количества эрзянских общественных и культурно-просветительных организаций для 600- тысячного эрзянского народа и призывает эрзянскую общественность всех регионов к большей активности в общественной и культурной жизни, к созданию эрзянских ассоциаций, обществ и фондов поддержки эрзянской культуры во всех местах компактного проживания Эрзя народа.
Эрзянский Конгресс рекомендует открыть национально-культурные центры и фонды в населенных пунктах и районах проживания Эрзя народа.

Эрзянский Конгресс считает необходимым активнее использовать День эрзянского языка - Эрзянь келень Чи (16 апреля) и Дня "Масторавы" (21 декабря) для воспитания любви и уважения к родному языку и истории.

Эрзянский Конгресс призывает всех эрзян поддержать имеющиеся эрзянские газеты, журналы и другие средства информации материально и интеллектуально, активнее подписываться на них, поддержать создателей эрзянских сайтов в Интернете.
Конгресс эрзянского народа требует прекратить антиэрзянскую кампанию мордовских властей против активистов эрзянского национально-культурного движения, немедленно остановить судилище над общественной независимой эрзянской газетой "Эрзянь Мастор", судебные тяжбы с создателем национального эпоса "Масторава" А.М. Шароновым.

Конгресс эрзянского народа считает намерения властей Республики Мордовия перенести даты проведения эрзянских праздников Раськень Озкс и Велень Озкс нарушением права Эрзя народа иметь свои национальные праздники и проводить их в соответствии с эрзянским календарем.
Конгресс считает, что эти эрзянские праздники не следует переносить на другие даты.

Конгресс эрзянского народа выступает за укрепление и развитие культурных связей Эрзя народа со всеми народами в духе равноправия, дружбы и взаимного уважения.

Конгресс эрзянского народа поручает председателю исполкома Конгресса представлять эрзянский форум в отношениях с государственными и общественными организациями, Исполкому Конгресса - направить представителей от эрзянского народа в международные общественные организации финно-угорских и иных народов.



Конгресс эрзянского народа вновь обращается ко всем структурам местной и федеральной государственной власти с предложением сотрудничества для немедленных и эффективных действий по предотвращения этнической катастрофы Эрзя народа, сохранению эрзянского языка и культуры.

3-це Эрзянь Инекужо (3-й Эрзянский Конгресс)
2009 ие, аштемков, 20 чи (20 июня 2009 года)
Луга Ян ош (г. Лукоянов)
а почему вы так настойчиво мне не русскому вбиваете, что я русский???
и откуда такая уверенность в том, что я не знаю своего второго родного языка???
я прекрасно знаю всю проблему и мокша и эрзя, т.к. неоднократно сталкивался с людьми этих диаспор. мало того моя семья не по наслышке знакома и лично общается и с редактором мокшень правда и эрзянь мастор. каждый день слушая то одно, то другое мнение и имея свое мнение на историю рассуждает иначе. вы же слушаете только собственное мнение, не считаясь с мнением других. вернее вы навязываете свою не подтвержденную теорию о том что эрзя это не финно-угры, а мокша это тюрки. и им не место в финно-уграх, как и вам, потому что мокша и эрзя не относятся к оным, по вашей теории.
хотя все на лицо давно видно.

с чего вы решили, что меня якобы лишили родины, родного языка и мышления???
я знаю и родной язык и спокойно ездию на родину и знаю культуру и вторую родину не хуже мордовии.
а причины того что я живу в мордовии совсем не изгнание якобы гнусных врагов чиновников. вы кстати во всех врагов видите.
вопрос. почему в москве ЮЗАО населен эрзянами и мокшей? причины этого знаете? они поехали сами, ради лучшей жизни туда. их туда никто не гнал. поэтому в мордовию меня никто не гнал.
у каждого человека есть свои интересы и семейные положения и дела. если вам так удобно в этих краях, так и живите тут, и не гоните в чувашию. у мя почти вся родня по отцу родом из мордовии.
а отрыва от корней такого, как вы думаете - нет.
я давно учу и мокша и эрзя языки. дабы литературы хватает.
насчет того что вы якобы требуете чтобы все эрзянское было не только в мордовии, это претензии уже к губернаторам тех областей, чем к меркушкину. скажите, чем так обязан меркушкин нижегородскому губернатору и сам губернатор вам? они должны в нижегородской обл ввести эрзянский язык и перевести все на эрзя язык? глупо. есть регион где установлен эрзя язык и традиции, зачем это распространять за пределы так? это уже нарушение прав жителей тех соседних регионов.
а по поводу рпц я хорошо знаком. я 3 недели провел в монастыре когда писал исследовательскую работу и узнал все каноны и традиции богослужений. никто не имеет права диктовать порядок рпц исповедовать другую религию и говорить ей на другом языке молитвы.

Erush Vezhai said:
Мордовская позиция в отношении положения Эрзя языка, изложенная в Ваших комментариях, известна. Вы русский человек, являетесь проводником политики мордвинизации Эрзя и Мокша народов на Уралистике. Вы никогда не сможете почувствовать ту беду, в которую загоняете Эрзя язык с Вашей политикой мордвинизации. Вы не знаете языка своих предков чувашей. Не знаете эрзянского языка и его проблем. И при этом комментируете все эрзянские темы и посты с "мордовской" аргументацией? Зачем? "Мордвинизировать" участников Уралистики? Серьёзный замах для человека, столь сильно оторвавшегося от родных чувашских корней. При этом Вы говорите, что кто-то у Вас отнимает корни. Вы сами отказались от них, отказавшись от родного языка. Учите язык своих предков. Только тогда Ваша "мордовская" аргументация станет более реальной.
Пару вывесок для обоснования своей "мордовской" аргументации найдете. Я сам их видел. В уралистике, наверное, поверят, что их тысячи. Но эрзяне знают, сколько их в действительности.
Дерзайте, пашите на поле "мордвинизации". Только растёт на этом поле ИДЕМ ТИКШЕ... Поищите в словаре. Полезно будет.
Условия христианству? Лютеране и даже католики проводят богослужения на языках народов. Вы некомпетентны в этих вопросах? Некомпетентны Вы и в эрзянской проблематике. Но лезете в неё с "мордовским" дымом-чадом в обрусевшей голове... Заказ из Вас прёт...

Карташов Сергей said:
сергу!

• эрзянский язык не используется в муниципальном и государственном управлении;
угу. к примеру приехал д.а. медведев в саранск и вот проблема, он не знает эрзянский.... срочно учить эрзянский. а русский тогда на что по вашему??? в мордовии проживает почти 70%русских. они обязаны слушать доклады наших чиновников на эрзянском???
русский он более статусный, чем эрзянский. по этому госструктуры обязаны общаться на главном государственном языке, а не на эрзянском.

Вы лично на Уралистике не представляете ни один из финно-угорских народов. Вы, русский человек, судя по Вашим постам и подаваемым Вами материалам, являетесь здесь представителем мордовского лобби, погрузившегося в маразм мордвинизации Эрзя и Мокша народов.
я не русский. я наполовину чуваш, на 25% поляк. а все остальное включает в себя родство с мордовскими народами. и не надо у меня отнимать мордовские корни. не вы пишите лично историю народа, а народ сам.

эрзянский язык не используется в работе культурных и просветительских учреждений
у вас нет доказательств по этому вопросу.

• нет указателей в населенных пунктах, почтовых марок, торговых вывесок и ценников в предприятиях торговли, официальных документов и сертификатов на эрзянском языке;
насчет этого работы ведутся пока второй год. и есть все это, но не повсеместно, а в отдельных локальных районах. а ценники двуязычные в стране еще ни разу не видел. вы хотите быть первооткрывателем?

обычно не используются имена и названия населенных пунктов и других топонимов на эрзянском языке, а также не даются личные имена и фамилии на эрзянском языке, не даются названия названия культурных и торговых обществ, наименования поселков, улиц и учреждений на эрзянском языке;
это не правда. специально пройдусь и по фотографирую для вас вывески в саранске и по районам проедусь.

•эрзянский язык не используется в при отправлении религиозных потребностей в РПЦ;
а это уже бред. вы хотите диктовать условия христианству? ни один народ так не делает. ради вас никто в рпц не станет учить эрзянский. даже в той же самой украине по барабану на эрзян с их уставом для рпц, по скольку украинская рпц говорит на старославянском. на старослявянском в стране и мире общается только рпц.

доля СМИ на эрзянском языке языках не соответствует численности эрзянского населения населения;
популяризация эрзянской культуры гораздо выше мокшанской раз 10. поэтому проблема всей системы не в доле сми, а в неумении правильно и конструктивно работать, чем вы и создаете проблемы.
в мордовии издается 3 газеты на эрзянском. это гораздо больше, чем на мокшанском. эрзяне круче итак. а вам и этого мало лично.

• правовые и юридические услуги не предоставляются на эрзянском языке;
этот вопрос в стадии разработки в республике.

• эрзянский язык изолируется и дальше в ходе подготовки к созданию вместо него искусственного ЕМЯ.
язык не изолирован настолько сколько вы пишите.
леш, если я буду каждый пункт излагать подробно, посты будут слишком огромными. поэтому и кажется, как отмазка.
я все прекрасно знаю, что творится в регионе. и могу сказать что сергу нагоняет слишком много беды на себя и предъявляет местами слишком завышенные требования.

Шкляев Алексей said:
Сергей, правда, иногда, твои комменты выглядят как отчеты и отмазка чиновника.
"• правовые и юридические услуги не предоставляются на эрзянском языке;
этот вопрос в стадии разработки в республике.
• эрзянский язык изолируется и дальше в ходе подготовки к созданию вместо него искусственного ЕМЯ.
язык не изолирован настолько сколько вы пишите."

вроде чего-то делается, миллионы тратятся, а ничего не происходит.
все делается без учета мнения населения, то что выдается - неэффективно и никому не нужно.
Сергей, хотя я отчасти с вами соглашаюсь, но с другой стороны, вы очевидно не видете ситуацию совсем.

• эрзянский язык не используется в муниципальном и государственном управлении;
угу. к примеру приехал д.а. медведев в саранск и вот проблема, он не знает эрзянский.... срочно учить эрзянский. а русский тогда на что по вашему??? в мордовии проживает почти 70%русских. они обязаны слушать доклады наших чиновников на эрзянском???


Я думаю, что человек тут подразумевал использование языка в республике, а не во всей России. Поэтому Медведеву не обьязательно знать эрзянский язык.

А насчет того, что русское население не знают эрзянский язык в Мордовской республики. Им пора учится его, если живут на эрзянских землях! То, что сейчас там живут 70% русских, не значит что это так было всегда. Если русские не хотят учится эрзянский язык, это означает, что они не уважают место, где живут, и являются подлыми окупантами. Не нравится эрзянский язык - пусть тогда уезжают в другие места, никто их там не держит. Это мое мнение.

русский он более статусный, чем эрзянский. по этому госструктуры обязаны общаться на главном государственном языке, а не на эрзянском.

Да, вот одна из причин, почему Сергу и несколько другие эрзяне хотят независимую страну, ведь тогда там статус эрзянского языка был бы гарантирован. А почему статус языка не может быть гарантированым в России?

Кстати, инуитскому языку в Гренландии идет намного лучше чем эрзянскому языку в Мордовии. Начиная с прошлого года, инуитский язык является единственным официальным языком в Гренландии. И это несмотря на то, что Гренландия входит в составе Дании, и то, что датский язык более "статусный" чем инуитский. Кстати, несмотря на то, что число жителей в Гренландии малый (около 60 000), там есть возможность поступить в Гренландский университет, который является самым маленьким зданием такого вида в мире и получить образование на инуитском языке.

Посмотрите, что происходит в мире, и вам будет ясно, что происходит в России.

Ситуация с соблюдений прав миноритет в России напоминает ситуацию в так называемых "странах третьего мира". В странах "перврго мира" (таких как Скандинавских) дела состоят совсем иначе. И поэтому у таких народов как у инуитов или саамов есть намного больше шансов на развитие чем у народов в России или Мексики.

обычно не используются имена и названия населенных пунктов и других топонимов на эрзянском языке, а также не даются личные имена и фамилии на эрзянском языке, не даются названия названия культурных и торговых обществ, наименования поселков, улиц и учреждений на эрзянском языке;

это не правда. специально пройдусь и по фотографирую для вас вывески в саранске и по районам проедусь.


Ну а как насчет эрзянских личных имен и фамилий? Соглашаются ли чиновники давать такие имена ребенкам итд.?

•эрзянский язык не используется в при отправлении религиозных потребностей в РПЦ;
а это уже бред. вы хотите диктовать условия христианству? ни один народ так не делает. ради вас никто в рпц не станет учить эрзянский. даже в той же самой украине по барабану на эрзян с их уставом для рпц, по скольку украинская рпц говорит на старославянском. на старослявянском в стране и мире общается только рпц.


Ну вот, тут видна проблема с православной церкви. Не обращается она к своим прихожим на их родном языке. Такая проблема с протестантским направлением не возникает, скорее совсем наоборот - очень многие стараются популизировать церковь с помошью обращения на родном языке. Посмотрите на тех самых свидетелей Иеговы - как бы надоедлевы они не были, они стараются перевести своих работ на всех возможных язык и диалект в мире.


доля СМИ на эрзянском языке языках не соответствует численности эрзянского населения населения;
популяризация эрзянской культуры гораздо выше мокшанской раз 10. поэтому проблема всей системы не в доле сми, а в неумении правильно и конструктивно работать, чем вы и создаете проблемы.
в мордовии издается 3 газеты на эрзянском. это гораздо больше, чем на мокшанском. эрзяне круче итак. а вам и этого мало лично.


Я бы не удивилась, если узнала бы, что на инуитском языке печатается даже перевод журнала Cosmopolitian, у них наверянка изданий больше чем у эрзян...
Вы, русский человек, не знающий Эрзя языка и он Вам, живущему в Эрзянь Мастор, не только чужд, судя по вашим постам, но и совершенно не нужен. Вы проповедуете на Уралистике, призванной анализировать ситуацию, в которой находятся уральские языки, политику, направленную на уничтожение Эрзя языка. Политику "мордвинизации". Для Эрзя народа Ваша позиция неприемлема. Зачем Вам, русскому человеку, нужна русификация Эрзя народа? Почему Вы, русский человек, не поддерживаете законные права Эрзя народа по сохранению эрзянского языка. Кому нужны Ваши личные восторги от политики "мордвинизации"?
ТОН СОДАСАК ВЕТЬКЕНЬ КЕЛЕНТЬ? = МАНЬЧЕМА. ВЕЙКЕЯК ВАЛ ТЕСЭ ЭЗИТЬ СЁРМАДО А РУСКС, А ВЕТЬКЕС. ТОН МИИК ВЕТЬКЕНЬ РАСЬКЕНТЬ, КАСТАТ КУЯТ ЭРЗЯНЬ МАСТОРСО СИМЕЗЬ-ЯРСАЗЬ ЭРЗЯНЬ ДЫ МОКШОНЬ ЛОМАНТНЕНЬ КАЯВКСТЭНЬ-НАЛОГТНЭНЬ ЛАНГС.
Ложь, что ВЫ знаете чувашский или мокшанский язык. Ни одного слова Вы здесь не написали на этих языках. Вы не умеете мыслить на них. Мыслите как россиянец, паразитирующий на нерусских своих корнях. И это понятно. Вы хотите быть более русским, чем сами русские. Вы точный результат политики, озвученной в "Русской доктрине": - "нерусские народы - это брёвна для формирования русской нации". Но они не понимают, что у "бревна" своих мозгов нет и не будет, какие ему "папа Карло" вставит, с тем "бревно" и будет жить.
Вы никогда не будете оценивать положение Эрзя народа с той же болью и тревогой за него, как эрзяне. По-этому, поменьше лезьте со своей недоброжелательностью в эрзянские проблемы. Позиция "мордвинизатора" Эрзя народа, вам, несомненно может принести дивиденды в Мордовии. Вы, судя по Вашей позиции, работник бюджетных, госструктур Мордовии. С другой позицией, не "мордовской", Вас бы там не держали.
И ещё. Мы Вам лично эрзянскую позицию не навязываем. Ваше право оставаться на позиции "мордвинизатора" Эрзя народа. А на Уралистике мы будем давать информацию действительную для наших друзей. От эрзян и эрзянских общественных институтов и организаций. А не только от "мордовской" политкухни. Из неё частенько весьма дурно пахнет. А Вы этот запашок преподносите им за чистый кислород. Чтобы они имели возможность иметь собственное мнение по эрзянской проблематике. А не только знакомились с "мордовской" политикой в отношении Эрзя народа.
Насчет истории. У эрзян есть и будут свои историки. И они будут в отличие от "мордовских" Ложь называть Ложью. Пример: 500-летие "добровольного вхождения" - Ложь. 1000-летие "вхождения-единения" - Шабаш Великой Лжи. Вот так, "мордовец", дела обстоят.

Карташов Сергей said:
а почему вы так настойчиво мне не русскому вбиваете, что я русский???
и откуда такая уверенность в том, что я не знаю своего второго родного языка???
я прекрасно знаю всю проблему и мокша и эрзя, т.к. неоднократно сталкивался с людьми этих диаспор. мало того моя семья не по наслышке знакома и лично общается и с редактором мокшень правда и эрзянь мастор. каждый день слушая то одно, то другое мнение и имея свое мнение на историю рассуждает иначе. вы же слушаете только собственное мнение, не считаясь с мнением других. вернее вы навязываете свою не подтвержденную теорию о том что эрзя это не финно-угры, а мокша это тюрки. и им не место в финно-уграх, как и вам, потому что мокша и эрзя не относятся к оным, по вашей теории.
хотя все на лицо давно видно.

с чего вы решили, что меня якобы лишили родины, родного языка и мышления???
я знаю и родной язык и спокойно ездию на родину и знаю культуру и вторую родину не хуже мордовии.
а причины того что я живу в мордовии совсем не изгнание якобы гнусных врагов чиновников. вы кстати во всех врагов видите.
вопрос. почему в москве ЮЗАО населен эрзянами и мокшей? причины этого знаете? они поехали сами, ради лучшей жизни туда. их туда никто не гнал. поэтому в мордовию меня никто не гнал.
у каждого человека есть свои интересы и семейные положения и дела. если вам так удобно в этих краях, так и живите тут, и не гоните в чувашию. у мя почти вся родня по отцу родом из мордовии.
а отрыва от корней такого, как вы думаете - нет.
я давно учу и мокша и эрзя языки. дабы литературы хватает.
насчет того что вы якобы требуете чтобы все эрзянское было не только в мордовии, это претензии уже к губернаторам тех областей, чем к меркушкину. скажите, чем так обязан меркушкин нижегородскому губернатору и сам губернатор вам? они должны в нижегородской обл ввести эрзянский язык и перевести все на эрзя язык? глупо. есть регион где установлен эрзя язык и традиции, зачем это распространять за пределы так? это уже нарушение прав жителей тех соседних регионов.
а по поводу рпц я хорошо знаком. я 3 недели провел в монастыре когда писал исследовательскую работу и узнал все каноны и традиции богослужений. никто не имеет права диктовать порядок рпц исповедовать другую религию и говорить ей на другом языке молитвы.

Erush Vezhai said:
Мордовская позиция в отношении положения Эрзя языка, изложенная в Ваших комментариях, известна. Вы русский человек, являетесь проводником политики мордвинизации Эрзя и Мокша народов на Уралистике. Вы никогда не сможете почувствовать ту беду, в которую загоняете Эрзя язык с Вашей политикой мордвинизации. Вы не знаете языка своих предков чувашей. Не знаете эрзянского языка и его проблем. И при этом комментируете все эрзянские темы и посты с "мордовской" аргументацией? Зачем? "Мордвинизировать" участников Уралистики? Серьёзный замах для человека, столь сильно оторвавшегося от родных чувашских корней. При этом Вы говорите, что кто-то у Вас отнимает корни. Вы сами отказались от них, отказавшись от родного языка. Учите язык своих предков. Только тогда Ваша "мордовская" аргументация станет более реальной.
Пару вывесок для обоснования своей "мордовской" аргументации найдете. Я сам их видел. В уралистике, наверное, поверят, что их тысячи. Но эрзяне знают, сколько их в действительности.
Дерзайте, пашите на поле "мордвинизации". Только растёт на этом поле ИДЕМ ТИКШЕ... Поищите в словаре. Полезно будет.
Условия христианству? Лютеране и даже католики проводят богослужения на языках народов. Вы некомпетентны в этих вопросах? Некомпетентны Вы и в эрзянской проблематике. Но лезете в неё с "мордовским" дымом-чадом в обрусевшей голове... Заказ из Вас прёт...

Карташов Сергей said:
сергу!

• эрзянский язык не используется в муниципальном и государственном управлении;
угу. к примеру приехал д.а. медведев в саранск и вот проблема, он не знает эрзянский.... срочно учить эрзянский. а русский тогда на что по вашему??? в мордовии проживает почти 70%русских. они обязаны слушать доклады наших чиновников на эрзянском???
русский он более статусный, чем эрзянский. по этому госструктуры обязаны общаться на главном государственном языке, а не на эрзянском.

Вы лично на Уралистике не представляете ни один из финно-угорских народов. Вы, русский человек, судя по Вашим постам и подаваемым Вами материалам, являетесь здесь представителем мордовского лобби, погрузившегося в маразм мордвинизации Эрзя и Мокша народов.
я не русский. я наполовину чуваш, на 25% поляк. а все остальное включает в себя родство с мордовскими народами. и не надо у меня отнимать мордовские корни. не вы пишите лично историю народа, а народ сам.

эрзянский язык не используется в работе культурных и просветительских учреждений
у вас нет доказательств по этому вопросу.

• нет указателей в населенных пунктах, почтовых марок, торговых вывесок и ценников в предприятиях торговли, официальных документов и сертификатов на эрзянском языке;
насчет этого работы ведутся пока второй год. и есть все это, но не повсеместно, а в отдельных локальных районах. а ценники двуязычные в стране еще ни разу не видел. вы хотите быть первооткрывателем?

обычно не используются имена и названия населенных пунктов и других топонимов на эрзянском языке, а также не даются личные имена и фамилии на эрзянском языке, не даются названия названия культурных и торговых обществ, наименования поселков, улиц и учреждений на эрзянском языке;
это не правда. специально пройдусь и по фотографирую для вас вывески в саранске и по районам проедусь.

•эрзянский язык не используется в при отправлении религиозных потребностей в РПЦ;
а это уже бред. вы хотите диктовать условия христианству? ни один народ так не делает. ради вас никто в рпц не станет учить эрзянский. даже в той же самой украине по барабану на эрзян с их уставом для рпц, по скольку украинская рпц говорит на старославянском. на старослявянском в стране и мире общается только рпц.

доля СМИ на эрзянском языке языках не соответствует численности эрзянского населения населения;
популяризация эрзянской культуры гораздо выше мокшанской раз 10. поэтому проблема всей системы не в доле сми, а в неумении правильно и конструктивно работать, чем вы и создаете проблемы.
в мордовии издается 3 газеты на эрзянском. это гораздо больше, чем на мокшанском. эрзяне круче итак. а вам и этого мало лично.

• правовые и юридические услуги не предоставляются на эрзянском языке;
этот вопрос в стадии разработки в республике.

• эрзянский язык изолируется и дальше в ходе подготовки к созданию вместо него искусственного ЕМЯ.
язык не изолирован настолько сколько вы пишите.

RSS

© 2021   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования