Uralistica

О национальной школе и образовании на родном языке 1

Даракторская школа (Daraktorių mokykla) - тайная подпольная школа, существовавшая в сельских местностей или у частного мелкого землевладельца (фермера) в которой детей литовскому языку учили образование имеющий земляк, называемый дарактором. Это исключительное литовское явление сопротивления русификаторской царской политики Российской империи в 19 веке, особо такие школы стали популярными после восстания 1863 года. (http://lt.wikipedia.org/wiki/Daraktori%C5%B3_mokykla )Явление тайных школ связанное с другим нелегальным тайным явлением называемом если хорошо переведу - книгоношение (Knygnešystė http://lt.wikipedia.org/wiki/Knygne%C5%A1yst%C4%97).

Книгоношение - контрабанда нелегально напечатанных книг на литовском языке, их печатали на другой стороне Немана - в Германской Пруссии; также в Малой Литве и Америке. В 2004 г. UNESCO оценило книгоношение как явление не имеющее аналогов в мире.
Связанно с тем что польско-литовское восстание в 1863-64 было неуспешно и в 1865 г. Рассистский министр внутренних дел Петр Валуев продолжая репрессии нарисовал указ нр 141 запрещающий печатать латинскими буквами тексты на литовском и жемайтском наречиях. Так был оформленный запрет на литовские СМИ 19 века..
Сопротивление запрету организовал католический епископ Motiejus Valančius, который создал первую известную организацию книгоносителей; ибо под запрет также попали и католические книги написанные на латинских буквах. Ведь в эти времена в нерусские земли внедрялось православие. Епископ выслал денег для открытия типографии в Пруссии и так стали печатать литовскую литературу за границей России. Книгоношение также было и прибыльным делом ибо спрос на литературу был велик. В результате в каждом селе была нужная литература и о масштабе дела можно узнать что только в 1900-1902 годах царская власть конфисковала 56 тысяч изданий. А сколько осталось неконфискованно.
Задержанных книгоносителей били, садили на 1-5 лет в тюрму, ссылали в Сибирь.

Возвращяясь к истокам национальной школы можно сказать что литература для тайных школ уже была. http://lt.wikipedia.org/wiki/Daraktorius
Итак Даракторь (Daraktorius) - учитель тайных школ созданных литовскими фермерами. Русские школы не были бесплатными потому родителям какая разница платить денги за русскую школу или отправить ребенка в тайную литовскую школу что наверное и будет дешевле. С 1871 года царская власть наказывала даракторов и и родителей до 300 рублей штрафом или до 3 месяцев ареста. 

Даракторская школа не имела помещений, учитель учил то в одном доме фермера то у других людей. Место меняли каждую неделю. Даракторы учили детей читать, считать, писать, учили литовской истории и географии по литовски, также учили читать по польски и по русски.

После бесславного крушения Российской империи, уже было начало для создания национальных школ уже в независимой Литовской Республики 1918 - 1940 годов. Начало национальных литовских школ - тайные школы Российской империи. Итак созданные национальные школы.

Кратко так описал...

Итак, после вторжения войск СССР в Литву в 1940, в Литве уже были национальные литовские школы - гарант переноса языка от одного поколения к другому. Советские власти не могли закрывать такие школы ибо не было бы и такой власти. С появлением русских в Литве во времена СССР - открывали русские школы, но вместе существовали и литовские школы. Литовцы шли в литовские школы, ну а дети приезжих русских рабочих или дети советских офицеров нелегальной армии шли в русские школы. Такая картина осталась и сегодня.

Я закончил литовскую школу и для меня лично был шок когда узнал что в РФ нет нерусских школ.

По моему национальной школой никак нельзя называть школу где преподают только один предмет национального языка на родном языке а все другие предметы преподают по русски.
Национальная школа - это школа где все предметы преподают на родном фино-угорском языке: и математику, и физику, и химию, и биологию, и астрономию, все.
Национальная школа - школа где директор школы разговаривает свободно с учителями и детьми на родном языке и вся документация ведется на родном языке.
В Национальной школе все дети разговаривают между собой на родном языке.

Но русскую школу никак не можно назвать национальной для нерусского. Может быть для русских - да. Это Федеральная школа, но не национальная.

Обучение детей по русски - прямой путь к смене идентитета у детей, с этим надо боротся.

Директор русской школы прочитав эту статью возмет руками за свою голову ибо увидет в ней угрозу своей работы, также как и многие учителя русской школы.
Но для тех кто закончил филологию финоугорского языка - подумает - ждет много работы в переди.

Почему бы не создать национальную школу?
Закончив такую школу человек не обязан учится в русском университете ибо он может получить высшее образование за пределами РФ если у него цель не идти на государственную службу, значит для университета русская средняя школа не нужна. В РФ итак все по русски потому изучить русский язык для абитуриента такой школы нет проблем.

Итак формула - русские национальных республик идут учится в русские школы а дети коренных народов национальных республик идут учится в школы с обучением на родном языке.

written and translated by me -  Артур :))

----

http://uralistica.com/profiles/blogs/pravo-na-obrazovanie-na-rodnom...


Пункт 6, статьи 6 (Право на образование) проекта федерального закона "Об образовании", внесённого в Госдуму.
6. В Российской Федерации гражданам гарантируется получение
образования на русском языке как государственном языке Российской
Федерации.

Граждане Российской Федерации имеют право на получение
дошкольного, начального общего и основного общего образования на
родном языке (включая прохождение в соответствии с настоящим
Федеральным законом государственной (итоговой) аттестации по
родному языку и родной литературе), изучение родного языка, а также на
выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых
системой образования в порядке, установленном федеральными законами.

Право граждан на получение образования на родном языке из числа
языков народов России обеспечивается созданием необходимого числа
соответствующих образовательных организаций, классов и групп, а также
условий для их функционирования.

------

Реконструкция класса тайной национальной школы 

http://edukacinesprogramos.lt/edukacine-programa/edukacija-slaptoji...

--------------

Фильм Книгоноситель по литовски в youtube - https://www.youtube.com/watch?v=G8byTZ60pjQ

Фильм Книгоноситель (Knygnešys) с английскими субтитрами можно загрузить вот здесь - нажмите там на  >>>  http://filmasknygnesys.lt/Elements/ViewArticle.aspx?TopicID=1&A...

----------

Музей Истории Просвещения Литвы:

Shows how the nineteenth century Tsarist Russia sought to turn the school Lithuanian Lithuanian russification and a promoter of the first National School St. Daukantas M. Digests activities. Particular attention is given to the secret (daraktorinei) school as a manifestation of national revival.
Here are over 60 authentic artifacts: the eighteenth and nineteenth centuries Lithuanian "literature, textbooks, school books, school bell, ink and other school items, demonstrated by the secret school of illustration.



Hall Education in Lithuania in 1904-1940 "displays the twentieth century Ave. National School of documents illustrating the creation period, the photographs of the first educational activities of associations and rarely vadovėliai.1918 Regulations 1940 independent Lithuania was established and operated based on the democratic foundations of the education system. Each of its units - pre-school, primary, secondary and higher education - presents a separate exhibition stands. Visitors interested in the rich and the time you get a collection of teaching aids. An interesting highlight of exposure - an illustration of primary school classes - the layout. Total room screened more than 300 authentic artifacts.

 

http://www.lsim.lt/index.php?option=com_content&view=article&am...

https://www.facebook.com/pages/Lietuvos-%C5%A1vietimo-istorijos-muz...

 ----------------

О национальной школе и образовании на родном языке 2

http://uralistica.com/profiles/blogs/2?xg_source=activity

 

------------

О национальной школе и образовании на родном языке 3

http://uralistica.com/profiles/blogs/o-nacionalnoj-shkole-3  - Скопируйте весь этот интернет адрес и положите в интернет ''copy'' - ''paste'' и ссылка откроется :)

--------------

О национальной школе и образовании на родном языке 4 

http://uralistica.com/profiles/blogs/nacionalnaja-shkola-i-obrazova...

О национальной школе и образовании на родном языке 5

http://uralistica.com/profiles/blogs/5

О национальной школе и образовании на родном языке 6

http://uralistica.com/profiles/blogs/6

О национальной школе и образовании на родном языке 7 http://uralistica.com/profiles/blogs/7

Памятник книгоношу в Каунасе: 

Просмотров: 3406

Комментарий

Вы должны быть участником Uralistica, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Uralistica

Комментарий от: Артур, Сентябрь 8, 2012 в 4:57pm

Музей Истории Просвещения Литвы:

Shows how the nineteenth century Tsarist Russia sought to turn the school Lithuanian Lithuanian russification and a promoter of the first National School St. Daukantas M. Digests activities. Particular attention is given to the secret (daraktorinei) school as a manifestation of national revival.
Here are over 60 authentic artifacts: the eighteenth and nineteenth centuries Lithuanian "literature, textbooks, school books, school bell, ink and other school items, demonstrated by the secret school of illustration.

Hall Education in Lithuania in 1904-1940 "displays the twentieth century Ave. National School of doc**ents illustrating the creation period, the photographs of the first educational activities of associations and rarely vadovėliai.1918 Regulations 1940 independent Lithuania was established and operated based on the democratic foundations of the education system. Each of its units - pre-school, primary, secondary and higher education - presents a separate exhibition stands. Visitors interested in the rich and the time you get a collection of teaching aids. An interesting highlight of exposure - an illustration of primary school cla**** - the layout. Total room screened more than 300 authentic artifacts.

 

http://www.lsim.lt/index.php?option=com_content&view=article&am...

https://www.facebook.com/pages/Lietuvos-%C5%A1vietimo-istorijos-muz...

 

Комментарий от: Артур, Сентябрь 8, 2012 в 12:24pm

Статья значит написанная с акцентом, но если лучше без акцента то конечно можно подправить, стиль поменять, но в языках есть акценты, шотланский английский немножко отличается от лондонского акцента, но слышал что в русском языке мало акцентов и язык унифицирован очень и московский акцент не слишком отличается от владивостокского, ну если написал, значит абитурент закончивший например удмуртоязычную школу также и лучше пишет статьи в России.

В статье нашел то что надо написать немножко иначе:
Есть:
Книгоношение - контрабанда нелегально напечатанных книг на литовском языке
Должно быть:
Книгоношение - контрабанда легально напечатанных литовских книг в Пруссии, но нелегально распространяемых в России.

Также:
Рассистский министр внутренних дел Петр Валуев продолжая репрессии нарисовал
Должно быть:
Российский министр внутренних дел .....

Стилистику канечно можно поправить....

Но не такой уж и чужой тот русский язык.. тут с поднятами эмоциями всякое можно сказать, например если мокшанин стал мордвином и он знает что он мордвин и он не говорит уже по мокшански, но говорит по русски, - будет ли русский для него чужим или нет, хм....
я просто русским не владею в совершенстве но мне это не мешает на писать или разговаривать так как умею.

------------------------------------------------------------------------------

haans, Вы согласны отпустить фино-угорских республик на свободу?

"она не востребована постсоветскими людьми"- культуры умирают не тогда когда это кому-то нужно или нет,а тогда когда их время заканчивается и не более . Я писал о том что должна родиться новая русская культура но преемственная старой потому что нельзя жить ностальгией вечно)))

- А если новоя русская культура не родится? неужели закончилось русская время русской культуры?
-----------------

Артур собственно поднял тему компенсации 20 млрд. за постой сов военных в Литве.

Да, Вы правы что возможное индивидуальное обращение пострадавших за депортации, тут нарушалась Венская конвенция, которая запрещает депортировать людей, в этом я как понял Вы согласны.
Я также поднял тему ответственность государства к другому государству за моногое - вот тут Вы не согласны, но я привел пример других прецедентов.

Англия отличается от России тем что Англия никогда не проигрывает своих войн. Но Вы же сами знаете что Литва как такога всегда сама является прецедентом, не смотря на то что прецедент уже есть.

''Англичане никому не собираются платить репараций или их аналогов за своё имперское прошлое . И никому не платят! ''

Англия платит платит если не деньгами то иными делами. Вы сами подумаете, почему Ганди не потребоавл независимости Индии во время когда Англия втянулась во 2 мировую войну в 1939 году? Англичане в эти годы уже не контролировали Индию. Итак Ганди пошел на независимость после окончания войны. Почему? :) Может есть какие то отличия английского от русского:)? Хаанс, ну серьзно неужели русскую империю хотите сравнить с английской, это не сравнимые вещи. С Германии можете сравниватся.
-----------------------------------------------


Члены уралистики сами полны комплексов в отношении "орков"

Где же мои комплексы:)? Подскажите:)? То есть у Вас как участника Уралистике тоже есть комплексы:)? Какие:)?

--------------


Пока я вижу одно - "войны" хотите Вы(!) за то что Вас давит правительство,а отыгрываетесь на русских.

В Уралистике мне доказали что балтийский путь не возможен... Вы хаанс серьезно думаете что возможен?

---


Модель Дании и Норвегии наверняка можно взять если русские будут жить отдельно от мусульманских республик и финоугорских. Вы этого хотите? А какже нефь ханты-мансийская и газ ненецкий? как русские будут жить в таком русском государстве без халявных денег?

Хаанс, пишете что угодно, все равно будете не правы, так есть в Уралистике:)
:)

Комментарий от: Maxim Ryabchikov, Сентябрь 8, 2012 в 11:02am

"Я например хотел бы чтобы РФ была устроена иначе ближе к Норвежским или Датским стандартам,но ..боюсь Вы хотите совсем другого"

Конечно, модель Норвегии или Дании для нас неприемлима, в России она означает смерть 199 народов. Я понимаю, что вы хотите сделать из России мононациональное государство и всеми силами этого добиваетесь. Но это невозможно в принципе. Это вызовет море конфликтов и уже вызывает.
Это тотальная руссификация на протяжении уже столетий, это вечная конфликтность, а в потенциале даже экстремизм.
Но Вы не хотите видеть, что все это вызывает государственный русский национализм имперского толка.

Комментарий от: Василий, Сентябрь 7, 2012 в 8:04pm

Молодец Артур! Статья отличная. Еще полтора года назад я исследовал материалы по руссификации в СССР и читал информации и книгоношах  и подпольных литовских школах. Собирался опубликовать в газете. И видимо рано или поздно это сделаю.

Комментарий от: Maxim Ryabchikov, Сентябрь 7, 2012 в 7:19pm

"Англия платит, еще как платит." И где тут о деньгах?!)))))) Платить можно только деньгами?!
Это у Вас плохо с русским языком, а не у Артура.

" Собственно не сомневаюсь что ДАМ и ВВП это проговорили(ЮТЮБ),ну и что..."
Как что?! И ВВП и ДАМ русские националисты, вы это слышали сами и не можете не признавать. Какие Вам еще нужны доказательства того, что власть защищает прежде всего русские интересы? Это сказано прямо и однозначно.
"этот Путинский национализм..((( Он как бы Вам сказать - выхолощенный..."
Мне совершенно все равно считаете Вы Путина правильным русским националистом или неправильным. В любом случае он русский националист. Мне этого достаточно.
Вам недостаточно государственного русского национализма в многонациональном государстве?
Его вообще не должно быть на государственном уровне.
Президент должен быть президентом всех народов, а не только русских.
Неужели даже это нужно доказывать? Вы бы хоть конституцию почитали.


"Собственно ни на что кроме дешёвых цветочков он не способен и то после опасности полной потери авторитета власти."
Он способен на очень многое. Хочу Вам напомнить, что вторая чеченская началась при его активном участии. Более того, то воодушевление, которое вызвала эта война у русских позволила стать ему популярным и занять пост президента в первый раз. У него была огромная поддержка именно народа. Он отлично сыграл на имперском национализме.

" в верхах номенклатура россиянская (Вы правы) неплохо прибархляется! "
Я Вам объяснял, что для меня слова "русский" и "российский" идентичны. Мы уже спорили на эту тему, я приводил в пример Ломоносова.
Поэтому я эту фразу читаю так - в верхах номенклатура русская неплохо прибарахляется!

"Вам не хватает названия кратера на Луне именем кокого-нибудь этнического эрзянина или марийца?"
Вы прекрасно понимаете, что речь не об этом. Речь о национальных школах, своем телевидении, своей истории, своей религии, своей политике без вмешательства чужих. А кратеры оставьте себе.

"Он не вернул русским право на достоинство после развала 90х и это сознательно !"
Кто у вас отнимал право на достоинство? Откуда такое самоуничижение? Что вы все голову пеплом посыпаете? И после этого Вы упрекаете меня, что я говорю о жалости к русским?
Вы сами на нее напрашиваетесь в каждом посте.
Теперь оказывается вас, бедных, достоинства лишили?
Это как? Это где? Это кто? Вас 116 млн! Вас 80% населения!

Кто может лишить достоинства целый народ в стране названной его именем, в стране с абсолютным доминированием русского языка? Это бред! Вы сами в это верите?
Нельзя отнять достоинство, от него можно только отказаться.

Я не скрываю, что я обижен. Я вам объяснял почему. В Вашем сочувствии я не нуждаюсь.
Я был бы рад, если бы Вы попытались меня понять, но похоже вы безнадежно застряли в XIX веке.
Увы не Вы один.

Комментарий от: Maxim Ryabchikov, Сентябрь 7, 2012 в 3:40pm

"А ведь вопрос был именно о деньгах и не о чём ином - зачем же Вы изменяете подход? "

Цитату из меня в студию, где ясно и недвусмысленно видно, что речь идет именно о деньгах.
Нет, я имел ввиду весь комплекс последствий для имперского этноса - материальных, моральных, демографических, репутационных и прочих.

Комментарий от: Maxim Ryabchikov, Сентябрь 7, 2012 в 3:04pm

Опять Вы немного неправильно расставляете акценты, haans.
Путин сам заявил, что он русский националист, дословно его фраза звучала так - "Дмитрий Анатольевич Медведев - не меньший (в хорошем смысле слова) русский националист, чем я".

http://www.youtube.com/watch?v=Cxu7oK0cG-I

И у меня нет оснований ему не верить. По его политике это прекрасно видно. Только я не понимаю, как можно в многонациональной стране делать подобные заявления.
Фактически он заявил, что ставит интересы русских выше интересов других народов.
Потому что националист, по определению ставит интересы своего народа выше других интересов. В этом смысл национализма.

Что касается "азиатчины". Все эти негативные качества, которые подразумеваются под "азиатчиной", присущи совсем не только азиатским культурам. И навешивание такого ярлыка, вполне сознательное понижение статуса целого ряда культур.
Подобные практики подробно описывал Эдвард Вади Саид в книге "Ориентализм". Европа часто наделяла восточные культуры негативными оценками, которые плохо соотносились с реальностью, но позволяли относиться к азиатским культурам и народам, как к объекту исследований, политических манипуляций и в каком то смысле оправдывали военные вторжения, колонизацию. Эти мифы отказывали целым народам в субъектности, программировали подвластность, подчиненное положение.

В Российской империи подобные практики тоже существовали, но сама Европа относилась к России, как к Востоку, со всеми теми же мифами и навешиванием ярлыков.
Складывалась парадоксальная ситуация. Россия мнила себя Европой в отношениях с Центральной Азией, Китаем, Кавказом, а сама Европа считала Россию такой же загадочной, азиатской страной.


Это все великодержавные комплексы, которые на Вашем примере видны, как на ладони. Поймите уже, XIX век уже давно позади. Гонгконг, Сингапур, Япония давно доказали, что эти ярлыки давно устарели. Их везде давно сдали в архив, и только в России они в ходу.

Комментарий от: Артур, Сентябрь 5, 2012 в 4:40pm

Мы с haans-ом вчера так хорошо поговорили:) Наверняка о чем то он задумался:) haans приглашаем продолжать дискусию:) поделитесь что задумали:) С Вами можно дискутировать. Если я там что то Вам сказал - то так просто чтобы понервировать, вчера мне в этом повезло:) 

Значит по Мединскому и Уралистика находится в Русском мире:) своебразно правота есть ибо народы РФ между собой общаются по русски а не по английски. У фино-угров окончания фамилий русские и иногда все название фамилии звучит по русски, фино-угры учатся в русских школах.

Вот мне также интересное мнение - может кто нибудь ответить - является ли Фино-угорский мир частью Русского мира или нет?

Но такое сказать при президентах Венгрии, Финляндии и Эстонии - странновато, вот может он имелл ввиду Российских фино-угров.

Комментарий от: Maxim Ryabchikov, Сентябрь 5, 2012 в 4:24pm

Вот пожалуйста, свежий пример:

"Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский в своём выступлении на открытии 6-го Всемирного конгресса финно-угорских народов заявил, что финно-угорский мир – “это не какой-то отдельный мир, а неотъемлемая часть русского мира”. Матиаса Кастрена, Шёгрена и Х. Паасонена он назвал “русскими учеными финского и шведского происхождения”."

Матиаса Кастрена, Шёгрена и Х. Паасонена он назвал “русскими ученым...

Это совсем не оговорка и не случайность, это прямой отказ людям самим определять свою национальную принадлежность. Это попытка присвоить плоды другой культуры и другого народа русскими на вполне государственном уровне. Мединский выступал на конгрессе не как частное лицо, а как государственный чиновник, выражающий государственные интересы.
Вот такие государственные интересы у современной России. И спрашивается в чьх интересах произошла попытка присвоения?
Как говорили римляне - Quo prodest? Кому выгодно?
Понятно, что русским.
А почему Российская Федерация так явно выделяет только один народ? Почему работает только в его интересах?
Где тут "слово русский почти запрещено"?
Я вижу ровно противоположное. Все, что ни поподя русское.
Как вы думаете, такие заявления способствуют улучшению межнациональных отношений?

Комментарий от: Maxim Ryabchikov, Сентябрь 5, 2012 в 8:25am

Почему речь сразу о деньгах... Англия платит, еще как платит. Англия давно перестала быть самой крупной военно-морской державой, Англия перестала быть финансовым центром мира, Англия приняла огромное количество индусов, арабов, африканцев, даже при том, что у них очень жесткие правила въезда. Англия вынуждена вмешиваться во всевозможные споры и войны, а это опять деньги и жизни солдат.
А главное Англия, вернее англичане давно живут в условиях постимперского синдрома:

Британский историк, профессор Лондонского университета Джеффри Хоскинг считает постимперский синдром серьезной проблемой и для России, и для Британии.

- Народы очень медленно привыкают к новым ситуациям в мире. В Великобритании, например, после 1940-х годов мы долго не могли привыкнуть к тому, что наша империя мало-помалу распадается, и мы продолжаем до сих пор считать себя крупной державой, хотя наше производство, наше население не оправдывает такое положение.

- Какие изменения вызвал развал Британской империи в сознании англичан?
- В сознании британцев. Не только англичане, но шотландцы, уэльсцы и ирландцы играли очень существенную роль в нашей империи. Можно сказать, что Британская империя - это общее предприятие этих четырех наций, и в какой-то мере она скрепляла их вместе. Ведь недаром сейчас Соединенное Королевство начинает распадаться.

- А можно ли провести параллель с ностальгическими имперскими комплексами российского народа?
- Да. Но есть все-таки существенная разница. Британия имела империю, Россия была империей. Россия как политическая реальность существует только 15 лет - раньше был Советский Союз, была Российская империя, а это не совсем то же самое, что Россия. Русские всегда считали, даже не раздумывая, что Россия - это разные народы, разные территории, и это все вместе. А вдруг они должны примириться с тем, что Россия - это Российская Федерация, и что граничат с Россией бывшие части империи, отчасти враждебно относящиеся к ней.

- А можно ли говорить о чувстве униженности, комплексе неполноценности, которые вызывает этот синдром?
- Можно. В случае Великобритании это чувство было, но менее выраженное, потому что все-таки наша империя распадалась медленно, почти все части империи были далеко от нас, это заморские владения. Единственная часть нашей империи, которую можно сравнить с Россией, это Ирландия. И недаром самый длительный и опасный кризис в распаде Британской империи касается Ирландии. Бывший Советский Союз - это сплошные Ирландии, то есть это все территории, которые прямо граничат с Россией, там живет много россиян до сих пор, чувствуют себя униженными гражданами государств.

© 2021   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования