Uralistica

 

Сбросить цепи!

Раскол мордовского народа противоречит праву эрзи и мокши на самоопределение.

 

В статье 5 Конституции равноправие и самоопределение народов признается правовой основой федеративного устройства Российской Федерации. Создав 32 ее субъекта (21 республика, 10 автономных округов и 1 автономная область) народы России реализовали только внешнюю сторону права на самоопределение. Однако, не меньшее значение для национального развития имеет и его внутренняя сторона. В политическом плане это означает право на усовершенствование органов власти своих республик и других национально-территориальных субъектов федерации.

Особую актуальность реформа органов государственной власти имеет для финно-угорских народов России. Как констатировалось в Декларации Всероссийского съезда финно-угорских народов (май 1992 год, г. Ижевск) «...в результате проведения имперской политики все эти народы оказались в пределах своих национальных государств в численном меньшинстве...это негативно отражается на участии этих народов в высших органах законодательной и исполнительной власти. Принятие решений, отвечающих их интересам, становится, практически, невозможным».

Стремясь исправить ущербность государственного механизма Мордовии и создать полноценную государственность в составе России, Съезд мордовского народа (март 1992 г.) призвал реформировать республиканский парламент и дополнить его палатой мордовского народа с правом вето. С такими же предложениями выступили Всероссийский съезд финно-угорских народов, а также их Ⅰ, Ⅱ и Всемирные конгрессы.

Однако, усовершенствование и построение эффективной мордовской государственности невозможно без национального движения. Именно национальные движения всегда и во всем мире являлись могучими движущими силами социально-политических преобразований.

К сожалению, мордовское национальное движение так и не дозрело до вступительного экзамена в большую политическую жизнь. Его идеология и практические действия уже целое десятилетие (с 1992 года) скованы цепями правого и левого оппортунизма. Сущность обеих его форм заключается в фактическом отказе от провозглашенного финно-угорскими съездами внутриполитического самоопределения, что способствует сохранению системы политической зависимости коренных народов в своих республиках.

Правый оппортунизм толкает национальное движение к соглашательству и старается приспособиться к устоявшейся системе политической зависимости, не покушаясь на ее основы. Предлагая разумные и прогрессивные цели культурно-языкового характера, это течение не в состоянии их реализовать, ибо все упирается в несовершенство государственного механизма. В итоге, законы, призванные обеспечить развитие мордовского (эрзя, мокша) языка и культуры, или годами не принимаются, или выхолащиваются до полной не пригодности.

Организационной формой правого оппортунизма в мордовском движении в прошлом являлся Совет съезда мордовского народа, а ныне его правопреемник Межрегиональный Совет общественного движения мордовского народа и примыкающие к нему национально-культурные автономии.

Левый оппортунизм, напротив, крайне радикален и толкает национальное движение в пропасть авантюризма. Согласно словарю, авантюра — это дело, предпринимаемое без учета реальных возможностей и обреченное на провал. Только так можно квалифицировать заведомо бесперспективную форму самоопределения (Эрзянский автономный округ на территории Мордовии) наносящую сокрушительный удар будущему развитию мордовских субъэтносов. А потому левый оппортунизм более опасен. Его стержнем является раскольническое, трайбалистское, идейно-политическое течение, организационно оформленное в Общественном Фонде спасения эрзянского языка, имеющего свой рупор-газету.

Вместо агитации за сплочение эрзи и мокши в реализации решений съездов мордовского и других финно-угорских народов, активистами левооппортунистических структур пропагандируется нечто прямо противоположное. А именно — разделение мордовского народа и признание эрзи и мокши двумя народами. В свою очередь это рассматривается ими всего лишь в качестве предварительного условия для самоопределения эрзи в форме Эрзянского округа.

Данная политическая форма делает совершенно бесперспективным дальнейшее национально-государственное, экономическое и культурное развитие эрзи и мокши. Оба субъэтноса, став «самостоятельными» народами, полностью лишаются всех своих территориальных, экономических и людских ресурсов.

В результате, вместо мордовского государства эрзя и мокша получаютс в свое распоряжение две крохотные, нищие, экономически беспомощные административные единицы, подобно наркоманам, сидящих на 100%-х дотациях федерального центра России. В таких условиях говорить о самостоятельной культурно-языковой политике резерваций можно будет только Евгению Петросяну в телепередаче «Смехопанорама».

Не случайно, национальная интеллигенция так резко и единодушно отвергла предложенный проект.

Вот как оценил его И.А.Калинкин, будучи Председателем Союза писателей Мордовии: «Улить ломанть, конат евтнить, витьстэ меремс, прявстэ лисезень мельть: Мордовия Республиканть теемс Саранской областекс...Нет кортыцятнень ютксо улить натой эрзяткак. Лисни, сыньгак весе мельсэст арсить эрзянь ды мокшонь вейсэнь масторост, республикасть калавтомадо» ( «Эрзянь правда», Саранск ош, 30 июня 1994 ие).

И идея разделения мордовского народа, и прочно связанная с нею идея расчленения Мордовии, могут оказаться последними гвоздями в крышке гроба эрзи и мокши. Не зря И.А.Калинкин (уроженец села Челдаево Инзенского района Ульяновской области) предупреждал: «Бути эрзятнень ды мокшотнень кедьстэ нельгемс неень государственной вейсэндявксост, сынь теевить пайстомо урекс (сирота), эсест модавтомо-таркавтомо пиштевтицякс (обездоленные).

И, тем не менее, идея такого тупикового самоопределения продолжает туманить головы некоторых активистов до сего дня. К этому неодолимо подталкивает логика борьбы против единства мордовских субъэтносов.

Выбор невелик. Либо борьба за сплочение мордовского народа и усовершенствование его государственности, либо продолжать раскалывать мордовский народ, дестабилизируя мордовскую государственность.

Только сбросив цепи правого и левого оппортунизма, национальное движение получит шанс выполнить свою историческую миссию.

В.Н.Бокин

Впервые опубликовано в газете «Ялгат», № 3 (17), 27 марта 2003 год

Просмотров: 4790

Комментарий

Вы должны быть участником Uralistica, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Uralistica

Комментарий от: Василий, Июнь 19, 2013 в 2:46pm
Комментарий от: Boljaenj Syresj, Июнь 18, 2013 в 8:27pm

А в это время!!!          http://www.youtube.com/watch?v=ZzCsRs2H51Q

Комментарий от: Кувакань Азор, Июнь 16, 2013 в 10:33pm

Сюкпря, Василий. А я вам желаю выиграть ваше дело и продолжать бороться за национальное образование. Все-таки, находятся люди, которые за вас заступаются, я о правозащитниках. Ульть шумбра ды кирдть, Василий. Улить паро ломанть масторлангсо.

Комментарий от: Василий, Июнь 16, 2013 в 12:27pm

Иван, поздравляю тебя с Днем рождения! Арсян тонеть паро шумбрачи, вий, уцяска, ды ансяк ветес тонавтнеманть!!! 

Комментарий от: Василий, Июнь 16, 2013 в 12:02pm

Василий, вы меня насмешили моими "истинными целями" - у вашего страха слишком глаза велики)))  

Я единственную цель поставила перед собой - сделать поэтический перевод на русский язык эпоса "Масторава", чтобы донести до соотечественников мудрость и красоту эрзянской культуры.

 Смех это хорошое явление. Рад что доставил вам удовольствие!

Что касается вашего утверждение о" единственной цели"  то вы опять впадаете в противоречие. Ниже в ваших комментариях и я и Лухта и Иван обнаружили и другие ваши цели. Собственно вокруг этих других целей и идет здесь полемика и вы в ней активно участвуете. А сейчас вы вдруг стали утверждать что у вас одна единственная цель "сделать поэтический перевод". Не думал что для перевода необходмо сперва провести дискуссию о статусе финно-угорского сообщества и отождествить мордву (эрзю, мокшу )с русскими. Ну да ладно, у каждого свои творческие извилины. Главное что вы выступаете за единство мордовского народа.

А костюмное разноцветье размещеное здесь способно украсить любой сайт. Неужели Иван с Лухтой вас не убедили? И все таки , Татьяна, вам нужно учиться мыслить логически и последовательно. Иначе будете попадать в смешные ситуации.

Комментарий от: Luhta, Июнь 16, 2013 в 12:46am

Традиционный дом в финской сельской местности:

И традиционный дом в шведской сельской местности:

Похоже, не так ли? Но Финляндия и Швеция все-таки два разные страны, айайай. И финны не считают себя частью шведов, так же как и шведы себя не считают частью финнов (хотя есть спорная группа Финляндских шведов).

Эрзянам надо брать это во внимание.

Комментарий от: Кувакань Азор, Июнь 16, 2013 в 12:32am

Надо мне, наверное, костюмы казаков кубанских еще показать и черкесов, чеченцев, наверное, они все то же русские, костюмы то не отличить почти.

Комментарий от: Luhta, Июнь 16, 2013 в 12:24am

С таким же успехом я могу показать парралели эстонской и латышской культур. Только не забудьте, что латыши и эстонцы все-таки выбрали жить в разных странах, когда им была представлена возможность быть независимыми.

Латышские народные костюмы:

Эстонские:

Простите за офф-топик, но надо же как-то охолодить горячие мысли Тануши. Она, бедняжка, наверное, не знает, что близость культур еще не означает единого народа.

Комментарий от: Кувакань Азор, Июнь 16, 2013 в 12:18am

Правильно, рязанских русских костюмы. Так там жили рязано-окские племена, считающиеся предками эрзян. Логика убийственная просто у некоторых. Вы бы еще русского Есенина сравнили, который похож очень на эрзю, да знать не знал о своих истинных корнях. Он русский по мышлению, по воспитанию. А тест генетический он не делал. Но это все суждение по одной местности, а русские не в одной Рязани живут, как и эрзяне не в одной Мордовии.

Комментарий от: Tanush, Июнь 16, 2013 в 12:00am

Василий, вы меня насмешили моими "истинными целями" - у вашего страха слишком глаза велики)))  

Я единственную цель поставила перед собой - сделать поэтический перевод на русский язык эпоса "Масторава", чтобы донести до соотечественников мудрость и красоту эрзянской культуры. 

И вся моя деятельность предельно открыта - как на страницах инета, так и в реале. 

Пусъёс

© 2020   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования