Uralistica

Финно-угорское возрождение возможно только снизу: Д. Чащин об анархизме, язычестве и финно-уграх

Наш сегодняшний собеседник – Дмитрий Чащин, активист анархо-коммунистического движения, защитник окружающий среды, слушатель московских курсов коми языка и один из авторов сайта «Язычество против фашизма». Дмитрий видит перспективы во взаимодействии финно-угорского движения с анархо-коммунистами и радикальными экологами в критике неоимперского вектора в политике российского государства и нивелировании прав меньшинств. Мы поговорили с Дмитрием о язычестве, анархизме, коми языке и блэк-метале.


- С чем связан ваш интерес к финно-угорским народам? Как он возник?

- Этот интерес у меня с детства. Он родился параллельно с интересом к язычеству и древней истории в целом. Я помню, что однажды, будучи ребёнком, я открыл какую-то детскую книжку по древней истории Руси, на развороте там была карта, а на ней отмечены разные племена и стилизованно изображены их представители. Тогда я стал искать, какое племя, которое проживало на месте моего родного города, Москвы. Нашёл примерно место – и там было отмечено племя меря. Потом я узнал, что племя это было не славянское, а финно-угорское. Примерно с этого момента всё и началось. Я люблю родной край, и для меня очень важны все культурные элементы, которые составляют его наследие. В особенности – древние корни. И здесь, конечно, финно-угорские народы невозможно игнорировать. Кроме того, финно-угорские народы всегда казались мне более архаичными по своей культуре и в большей степени сохранившими близость к природе. Возможно, для кого-то это наоборот означает «отсталость» и «низкий уровень развития», но для меня, напротив, это высшие достоинства.

Затем интерес углублялся. Большим стимулом для меня стало посещение Республики Коми прошлым летом. Представители этого народа и их культура вызвали у меня одновременно и радость и симпатию, и горечь из-за тяжёлого положения, в котором они оказались.

- Вы утверждаете о принципиальной совместимости язычества и анархизма? Почему? В каких точках они совпадают? Что для вас язычество и в чем его отличие от авраамических религий?

- Отвечать на вопрос «что такое язычество» для меня всегда очень сложно, потому что языческое мировоззрение настолько глубоко и всеобъемлюще, настолько затрагивает те стороны души, где словами что-либо выразить уже сложно, что, чтобы я ни сказал, пытаясь определить язычество как явление, мне всегда кажется, что я говорю какие-то поверхностные и несерьёзные слова. Итак, если всё-таки попробовать, то язычество – это исконное мировоззрение всего человечества. Оно основано на восприятии природы как в полной мере  живой (одушевлённой) сущности и при этом родственной человеку. Кроме того, для язычества характерно определённое отношение и к человеческой жизни и к человеческому социуму. Его важнейшими принципами являются свобода и гармония всего, что составляет Вселенную. Если мы посмотрим, как организовывали свою жизнь древнейшие люди, жившие небольшими общинами на принципах свободы, равенства и братства, свято чтившие природу и связывавшие с нею весь свой быт, то тогда станет ясно, почему язычество связано с борьбой за природу и анархизмом. При этом, разумеется, нету какого-то «общечеловеческого язычества», в миропонимании всех народов есть определённые, порой весьма значимые различия, однако есть общие базовые универсальные основы, которые я попытался вкратце описать выше.


- Как вы относитесь к технопаганизму? Может ли, по-Вашему, установки язычества быть совмещены с верой в научно-технологический прогресс?


- Я являюсь противником технического прогресса в его нынешнем виде. Считаю, что первоочередным должен быть принцип святости и незыблемости природы. Человек должен брать у неё лишь то, что необходимо ему для жизни, чтобы жить в тепле и сытости. А все излишки «удобств», которыми пользуются жители современных мегаполисов, допустимы лишь в том случае, если они не влекут за собой такой ущерб природе, который она не сможет быстро восполнить до тех пор, пока человеку понадобится вновь что-либо у неё взять.


- Какими вы видите пути национального возрождения финно-угорских народов?

 
- На мой взгляд, этнические культуры (в том числе, и финно-угорские) могут быть возрождены только, если среди каждого этноса найдётся значительное количество энтузиастов, которые «снизу» будут эти культуры поднимать и развивать, беречь и изучать родной язык, возрождать традиционное мировоззрение своего народа, отстаивать сохранность природы родного края, организовывать массовые мероприятия. Причём эта деятельность возможна лишь на общественных началах. Государственные программы создают лишь фикцию без каких-либо глубоких положительных изменений, но зато государственная политика и сама логика современной социально-экономической системы неумолимо ведут все этносы к своему культурному краху и смерти. Бизнес также едва ли может искренне помочь этническому возрождению, скорее превратить всё это в какую-то торговлю экзотическими «этно»-товарами, как это успешно получилось с австралийскими аборигенами. Поэтому вся надежда на заинтересованных и активных людей в собственно народной среде. Ну и, конечно, необходим интерес к корням со стороны какой-либо значительной части представителей того или иного народа. Но сейчас, кажется, этот интерес поднимается, во всяком случае, по всей Европе. Поэтому есть на что надеяться. Ну и конечно, как бы идеалистично это ни звучало, необходимы коренные перемены в социально-экономическом устройстве всего мира. Коренные изменения в мировоззрении, принципах организации хозяйственной деятельности и общественного устройства. Пока люди остаются послушным скотом в руках власть имущих, для которых этническая культура лишь разменная монета и объект манипуляций с целью крепить своё господство, пока и человек, и природа воспринимаются как сырьё, товар и нечто, из чего можно и нужно извлекать прибыль, до тех пор, пока ситуация такова – всё будет становится только хуже. Урбанизация, строительство «гражданской нации», моральный упадок и многое другое – всё это уничтожает этничность. С каждым годом. По большому счёту: либо этничность, либо современный мир.

 

- Почему именно блэк-метал используется в качестве музыкального стиля антифашистами-язычниками? Ведь, представляется, есть гораздо более левацкие музыкальные стили, в то время как блэк-метал ассоциируется с сатанистскими группами, заигрывающими с нордической и неонацистской тематикой.


- Среда антифашистов-язычников пока достаточно узкая, и в ней нашлись лишь те музыканты, которым по душе данный стиль. Хотя, насколько я знаю, некоторые фолк-музыканты также заявляли о своей антифашистской и левой позиции. В общем-то, и мне блэк-метал по душе, мне кажется, он близок по духу и язычеству, и анархизму. Что для нацистских блэк-металлистов, то это просто кучка фриков, которые вовсе не задают тон всему стилю.

 

Американская группа Wolves in the Throne Room - один из ярких представителей антифашистского блэк-метала, исповедующего ценности энвайронментализма и зелёного анархизма.

Я тысячу раз говорил в интервью, что я ненавижу идеи расизма, фашизма, тоталитаризма и военного государства, я ненавижу все правое крыло в целом. (c) Wolves In The Throne Room

 
- Исповедуемый Вами анархизм - левый или правый? Антикапиталистический или допускающий элементы капитализма?

- Я – антикапиталист. Считаю частную собственность и основанный на ней наёмный труд, а также товарно-денежные отношения несправедливыми и неприемлемыми. Нормальный способ организации производства и распределения (и именно такой был изначально присущ людям!) это по принципу «каждый по способностям – каждому по потребностям», исходя из производственных возможностей.


- Могут ли сегодня антифашистское, анархистское и финно-угорское движение идти одним фронтом?


- Перво-наперво надо сказать, что анархисты являются интернационалистами. Мы выступаем за равенство и дружбу народов, а также за свободное культурное самоопределение каждого человека. В связи с этим анархисты противники «национального самоопределения» и политического, либо культурного сепаратизма. Поскольку создание «национальных государств» подразумевает сохранение социальных иерархий и эксплуатации. На самом деле даже этническая культура «титульных наций» в таких государствах не может нормально существовать, поскольку становится объектом манипуляций «национальных» властей. Поэтому анархисты вряд ли смогут сотрудничать с финно-угорскими националистами. Также у анархистов едва ли найдутся точки соприкосновения с «этническими организациями»,  которые, отрабатывая деньги, выделенные из федерального бюджета, заняты просто какой-то имитацией культурной деятельности. Однако,  я не сомневаюсь, что в финно-угорском движении множество честных людей, для которых важна собственно родная культура и её возрождение, а не властные либо карьерные амбиции. И с такими людьми, я уверен, у анархистов есть широчайшее поле для сотрудничества. Навскидку это экологическая борьба, борьба против государственных проектов, которые нарушают компактное проживание представителей того или иного этноса (как в случае со строительством порта Усть-Луга и выселением представителей народа водь), также противодействие ксенофобии или проявлениям клерикальной нетерпимости… это то, что первое пришло в голову, думаю, есть и ещё многое. Ну, и, кроме того, «низовая» деятельность, связанная с культурным возрождением, на мой взгляд, вполне соответствует анархистскому духу самоорганизации. Меня, в частности, вдохновляет деятельность кружка по изучению коми языка и коми культуры в Москве, в деятельности которого я участвую лично. Это яркий пример подобной самоорганизации. Особенное уважение вызывает наша преподавательница, которая абсолютно бескорыстно занимается тем делом, в важность которого она верит. Вот это настоящая коми-Патриотка с большой буквы!

- Вы – один из слушателей курсов коми языка в Москве. Как давно вы изучаете коми язык и какие у вас успехи?


- На курсы коми языка я хожу с прошлого октября. Они проходят в здание постпредства Коми при президенте, формально они относятся к деятельности землячества коми в Москве, однако по факту это инициатива нескольких людей, только ими и поддерживаемая. Даже с помещением бывали проблемы, когда в постпредстве в урочное для курсов время внезапно проводились какие-то там банкеты для вип-персон и их гостей. Наш преподаватель Ольга Михайловна Лысенко, сама родом из Часово (Республика Коми). Для меня курсы действительно полезные, поскольку даже меньше года обучения позволили мне начать слегка ориентироваться в языке. Собственно говоря, желание изучить коми-язык у меня возникло после посещения республики Коми, Удорского района. До этого я думал, что коми в значительной степени обрусели и говорят по-русски, но в сельской местности я почувствовал как будто приехал в другую страну. С одной стороны было немножко неуютно, и мы с товарищем чувствовали себя чужими, но с другой стороны я был очень рад воочию убедиться в том, что коми язык жив. На Удору мы попали проездом, будучи в этнографической экспедиции в Архангельской области. Если мне удастся благополучно поступить сейчас в аспирантуру, я планирую специализироваться на коми-ижемцах и их духовной культуре.

 

Дмитрий составил небольшой плейлист со своими любимыми треками и прокомментировал его.

 

 

 

Sol Invictus - In Days To Come

 

 - тоже очень сильное и экспрессивное звучание, текст очень тронул меня своим глубинным, таким даже мистическим, оптимизмом. Ещё мне нравится их песня Against the modern world. Правда Тони Вэйкенфорд в прошлом придерживался ультраправых взглядов, и в его текстах это слегка чувствуется. Но тем не менее...

 

 

Kreator - Violent Revolution

 

 

- очень злобненькая такая песня. Я с подросткового возраста слушаю Кreator. Есть в их воинствующем анархо-нигилизме что-то завораживающее для меня.

 

Электрические Партизаны - Звезда и автомат

 

 

- песня посвящена RAF, я не поклонник данной организации, но песня меня в своё время очень взбодрила, да и по большому счёту, она не о минувшем, а о необходимости решительной борьбы сегодня. Вообще творчество этой группы мне очень по душе. на мой взгляд, из всей анархистской сцены в России на сегодняшний день - это лучшая.

Просмотров: 714

Комментарий

Вы должны быть участником Uralistica, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Uralistica

Комментарий от: Dmitriy Chashin, Октябрь 14, 2011 в 1:49pm

Numulunj pilgae, да, я тоже считаю, что всё перечисленное Вами, равно как и капитализм в целом, не имеют этничности, больше того - они этничности враждебны, поэтому, на мой взгляд, очень логично, когда искренний культурный активист, который пытается действительно глубоко понять корни нынешних проблем, осознаёт необходимость борьбы с нынешней системой во всём её объёме, а не только в частностях.

Ortem, люди, отрицающие этничность, в тех случаях, когда это не какие-то совсем клинические идиоты, обычно упирают на то, что этничность ограничивает и детерминирует культурный поиск личности. Вот весьма любопытная статья с этой точки зрения: http://paganantifa.ucoz.ru/publ/1-1-0-12

На мой же взгляд, культурно свободная личность вполне может сделать вполне осознанный выбор в пользу этничности (разумеется, не отвергая другие культуры и не обедняя ни свой индивидуальный "культурны багаж", ни культуру своего этноса, которая может обогатиться и расцвести в результате культурного обмена. Мне например, очень нравится многое из зарубежной музыки, причём это для моей духовной жизни действительно важно, но есть своё родное, оно не лучше другого, оно - родное.

Комментарий от: Numulunj pilgä, Октябрь 6, 2011 в 8:07am

Dmitriy, согласен, но полагаю, что фашизм, олигархия и тоталитаризм - братья и сестры, не имеющие этничности.

немногие народы стали лучше жить, обретя государственных суверенитет, потому что гнёт никуда не делся, он просто переоделся в "национальные" одежды

 

Согласен с Ortem, но думаю в СССР проблема сложнее: на смену этничности пришел homo sovieticus - у зомби нет нац. самосознания. 

Комментарий от: Ortem, Октябрь 6, 2011 в 12:21am
те, кто отрицают этничность, или пытаются приуменьшить её фактическое значение, словно забывают о том, что сами в свою очередь стоят на определенной этнической почве и имеют определённый этнокультурный бэкграунд.
Комментарий от: Dmitriy Chashin, Октябрь 5, 2011 в 9:47am

Numulunj pilgae, если анархия - это "идеальная система", то "восстановление своих прав" - это общая фраза, которую даже представители одного и того же народа могут наполнять совершенно разным содержанием. Например, я слышал от некоторых коми, что они хотят, чтобы "как в Татарстане" бОльшая часть местной прибыли оставалась в республике. При этом совершенно игнорируется вопрос, что у жителей республики Коми, как и у жителей, всей России, нет никаких реальных инструментов для того, чтобы контролировать распределение всех этих доходов, и на деле это будет перераспределение барышей между федеральной бюрократией и местной. То же самое можно сказать про сторонников "независимости" финно-угорских наций, которых можно встретить нынче в интернете. Ведь немногие народы стали лучше жить, обретя государственных суверенитет, потому что гнёт никуда не делся, он просто переоделся в "национальные" одежды. Я пишу всё это к тому, что "восстановление своих прав", чтобы всё это не было фикцией и полумерами, должно опираться на определённые "идеальные" принципы.

 

Sinimustat, к счастью, я могу не согласиться с Вами, не покривив при этом душой. Таких агрессивных космополитов, как эти французские друзья, в мировом (и, в частности, в российском) анархистском движении меньшинство, причём резкое. ВОт например, интересная заметка "Американские анархисты и этничность": http://jewish-left.livejournal.com/103405.html

Ещё есть такие "кельтские анархисты": http://eng.anarchopedia.org/celtic_anarchism

Таких примеров можно найти немало, это только то, что с ходу пришло в голову. Даже среди этих самых французов есть разные мнения по данному вопросу. Был среди них, например, человек, который считал себя "анархистом валлонской культуры" или как-то так, я уже плохо помню... При этом большинство анархистов сегодня не являются ни оголтелыми космополитами, ни носителями осознанной этничности - большинство на данный момент, отстаивая дружбу народов и выступая против фашизму, своё отношение и причастность к этнической культуре ещё не осмыслило. Это вопрос, который движению ещё предстоит решить, и он потихоньку решается. Я убеждён, что сотрудничество со здоровыми этническими движениями пойдёт на пользу и тем, и другим как в плане конкретной социальной борьбы, так и в плане (что не менее важно) взаимного обогащения мировоззрений.

Комментарий от: Numulunj pilgä, Октябрь 1, 2011 в 11:01pm
анархия и любые "идеальные" системы устройства общества - пережиток прошлого. восстановление своих прав - ясная цель.
Комментарий от: PaoL, Сентябрь 29, 2011 в 9:23pm

Согласен с Ortem. 

Мнения, аналогичные мнениям французских анархо-синдикалистов(еле списал))) имеют место быть и здесь.

Комментарий от: Ortem, Сентябрь 29, 2011 в 11:54am
гордость за свой народ, за свою идентичность. которой придерживаюсь я и мои коллеги по движению, не имеет ничего общего с утверждением своего превосходства над остальными народами и идентичностями. пафос нашего посыла - восстановление полноты своей идентичности и выход из резервации, в которой мы оказались в силу целого ряда причин. и освободительное движение преследует, главным образом, восстановление равенства, восстановлением народа в его правах.
Комментарий от: Sinimustat, Сентябрь 29, 2011 в 11:33am

Скажем так, в мире анархистов, которые считают этническую идентичность и народную культуру ценностью очень и очень мало.

Вот мнение французских анархо-синдикалистов  

"Несколько десятилетий назад появились новые типа национализма, объявляющие себя «освободительными» – это различные автономисты: баскские, бретонские, корсиканские и т.д. Но действуют они на основе тех же самых критериев: родина, нация и прочий вздор. Не имею ничего против того, чтобы люди изучали гасконский или каталанский язык, интересовались бретонским фольклором. Беспокоит лишь, когда кое-кто заболевает этой особенной болезнью кризиса идентичности. Они говорят только на местном языке, пытаются навязать его остальному населению. Они отвергают все, что не идет из их региона, как иноземное (и трудящихся-иммигрантов тоже?). Многие из этих регионалистов заявляют о своей приверженности классовой борьбе, интернационализму и т.д. и даже иногда прибегают к силовым методам для достижения своих целей. Когда же они ее достигнут, буржуазия продолжит эксплуатировать народные классы, создаст свою армию, своих шпиков (впрочем, баскская полиция уже существует).

Национализм любой модели неминуемо является отрицанием равенства, человечности, солидарности. Единственная солидарность, которую он провозглашает, – это «национальная солидарность», которая противостоит солидарности классовой, интернациональной. Не бывает никакого хорошего или добродетельного государства, потому что нация всегда требует от индивида приносить себя в жертву «общим» интересам – интересам родины.

Я не доверяю какой бы то ни было борьбе за так называемое «национальное освобождение»: она неминуемо рождает дискриминацию, ненависть, расизм, войны и убийства.

Гордиться местностью, в которой родился, говорить на языке своих дедов только потому что это – «язык предков», защищать свою культуру (которой «угрожает» более крупный национализм) только по той же самой причине... – этот подход для меня является подлинно фашистским, не в обиду регионалистам будь сказано, потому что для них разнообразие культур и традиций кончается ссылкой на прежние границы. В заключение, не понимаю, когда некоторые мнимые либертарии попадаются в ловушку: ничего не значит быть баском, англичанином, окситанцем, французом или корсиканцем, начиная с момента, когда осознаешь, что на Земле есть место для всех. "

http://cnt-ait.info/article.php3?id_article=401

Пусъёс

© 2020   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования