Uralistica


Наряду с болгарами и аварами – этот каганат – важная часть и общей истории России.

В державе полиэтничных гуннов была немало тюрков, основными продолжателями которых признаются – по языку и традициям власти – раннесредневековые болгары.
Сын Аттилы Эрнак воевал в округе Кавказа. Под именем Херан (Эрен) был союзником армян в их борьбе против Сасанидского царя Йездигерда II и помог им в 451 г. разбить войска иранского шаха. В 460 г. гунны Херана уже были на стороне шаха Пероза и против албанского царя Ваче, поднявшего восстание против Сасанидов.
Из царского рода гуннов известен Амбазук. По сведениям Прокопия, в 498—518 гг. он владел Каспийскими воротами, по другим — Дарьяльским проходом. При нем гунны умело «торговали с Византией, и Ираном», Амбазук состоял в дружбе с византийским императором Анастасием, противником которого выступал Виталиан.
http://proza.ru/2009/05/22/158, http://proza.ru/2009/05/23/194 и др.

Приближаясь к смерти, Амбазук предлагал Анастасию купить у него крепость, но тот отказался, не видя возможности там содержать византийский гарнизон. Когда Амбазук умер, крепость захватил персидский шах Кавад, изгнав оттуда детей Амбазука.
Затем следуют такие правители околокавказской и поволжской Гуннии как Валах (Волох, по русским летописям - угнетатель славян), его жена Боя-рикс (Резиденцией царицы — по одной из версий — был город Варачан, где ныне Уллу-Бойнак (Уллубийаул; Дагестан), Зилигд (Зилгивин , Зилгиби и т.п.; вероятный сын Амбазука; союзник Византии, погиб в войне с Кавадом), Горда, Муагер, Глон, Стиракс… Но основные силы тюрков формировали свой каганат все же значительно восточнее..
http://ru.wikipedia.org/wiki/Гунны

Существование единого Тю;ркского кагана;та относят к 552—603 гг. Это полиэтничное государство у южных рубежей нынешней России было создано тюрками (тюркютами) во главе с правителями из рода Ашина. В период наибольшего расширения (конец VI века) контролировало территории Северо-Восточного Китая (Маньчжурии), Монголии, Алтая, Средней Азии, Северного Кавказа. Захватывало Крым.

После падения могущества усуней ( союзники гуннов – рыжие, голубоглазые) Семиречье (южнее Балхаша, контроль шелкового пути) превратилось в постоянную арену войн. Появившиеся здесь в V веке отряды жужаней ( допускают – предков аваров) вынудили усуней перенести свои кочевья из степной части на Тянь-Шань. На освободившихся землях пытались обосноваться остатки юечжи ( китайский или монгольский этнос) , но после войн с жужанями в 418—419 годах они были вынуждены уйти в Среднюю Азию, где столкнулись с персами и эфталитами (« белые гунны») . Верховья рек Чу и Талас были захвачены кангарами, которые остановили движение жужаней на запад. Семиречье и Восточный Казахстан были окраинами государства жужаней, поэтому им уделялось мало внимания, однако именно здесь, на Алтае, начинает формироваться сила, способная противостоять жужаням.
http://abuss.narod.ru/Biblio/Maps/map167.gif
http://abuss.narod.ru/Biblio/maps1.htm/ полезны здесь и другие карты.


Многочисленные племена народа теле, расселявшегося в северо-восточном Семиречье, долине Иртыша и Джунгарии, восстали против жужаней и в 482 году создали собственное государство. Оно просуществовало недолго, и в 516 году теле вновь попали в зависимость от жужаней. Одно из алтайских племен Ашина поставляло для жужанской империи железо. Этому племени суждено было сыграть особую роль в истории Евразии. Именно подданные Ашина стали впоследствии называться тюрками.

Само слово «тюрк» значит «крепкий», «сильный». Согласно А. Кононову, первоначально это был политический термин, означавший членов семьи степной аристократии, составлявшей господствующий род племен Ашина, и лишь затем стал названием всех племен, подчиненных тюркскому кагану.

Вместе с тем надо помнить, что тюркские языки выделялись из алтайской прасемьи до 7 тыс. лет назад
http://ru.wikipedia.org/wiki/Алтайские_языки
http://character.webzone.ru/map/lang_sl.gif Язык тюрков времен Аттилы продолжали – допускают – болгары.

Тюркские народы на территории России активно развивали с античных времен негреческую письменность, которая доминировала в Приазовье
http://proza.ru/2009/05/28/693, http://proza.ru/2009/05/28/611

Просмотров: 862

Комментарий

Вы должны быть участником Uralistica, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Uralistica

Комментарий от: Карташов Сергей, Август 13, 2010 в 1:13am
В 545 году телесские племена вновь восстали против жужаней и во главе нового государства встал правитель тюрок-ашина Бумын. В 551 году он заключил союз с китайским царством Западная Вэй и, разгромив жужаней, принял титул «ильхан» («правитель народов»). После смерти Бумына в 552 г. на престол вступил его сын, принявший титул Кара Иссык каган, который нанес полное поражение жужаням. После победы каган погибает при загадочных обстоятельствах, и государство возглавляет его брат Мукан-каган. В 553 г. жужани были вновь разбиты, и тюрки стали хозяевами всей степи к востоку от Алтая. В следующем году начался поход тюрков на запад, возглавленный младшим братом Бумына Истеми-каганом. Усуни, ослабленные набегами жужаней, не оказали сопротивления, и уже в 555 году войска Истеми достигли Аральского моря. Однако племена уар и эфталитов, живших к северу от Арала, оказали яростное сопротивление и были покорены только к 558 г. Тюрки вышли к Волге, но не стали её переходить. Так, за короткий срок была создана огромная кочевая империя, охватывающая территорию от Волги до Хинганских гор.

В 561—563 годах тюрки заключили с Ираном союз против эфталитов. В 564 г. войска шаха Хосрова Ануширвана заняли стратегически важную область — Тохаристан. В 565 году в битве у Нефеса тюрки одержали победу, и Согд был присоединен к каганату. Основные силы эфталитов были разбиты тюрками в 587 г. под Бухарой. После завоевания Средней Азии, каганат стал контролировать значительную часть Великого Шёлкового пути. К этому времени обычно и относят ранние тюркские надписи, хотя есть версии и о более раннем их появлении http://forumka.az/lofiversion/index.php?t14144.html

Хронологию этой поры можно представить так.
552 — Тюркский каган Бумын поднял мятеж против жужаней. Гибель государства жужаней. Образование Тюркского каганата на Алтае. Смерть Бумына. На престол сел Кара Иссык Хан.
553 — Смерть Кара Иссык Хана. На престол сел Мукан-каган.
554 — Поход Истеми-кагана на запад.
566 — Средняя Азия в составе Тюркского каганата.
между 567 и 571 — Покорение Тюркским каганатом хазар и булгар.
569 — Началось война с Персией.
569 — мир с Персией.
572 — Смерть Мукан-кагана. На престоле — Тобо Хан.
576 — Смерть Истеми-кагана.
576 — Смерть Тобо Хана.
581 — Начало кризиса в Каганате.
590 — Подчинение Гаочана Каганатом.
593 — Кризис в Каганате закончился.
603 — Распад Тюркского каганата на Западный и Восточный. Территория Казахстана и Средней Азии вошло в состав Западно-Тюркского каганата.

Каганы тюркского каганата из рода Ашина
Бумын - каган 552-553
Кара Иссык Хан - каган 553-554
Мукан-каган - каган 554-572
Тобо Хан - каган 572-581
Амрак - каган 581
Бага-Ышбара хан - каган 581-587
Чоллыг-Джагбу-Бага хан - каган 587-588
Юн-Улуг - каган 588-599
Кара-Чурин-Тюрк - каган 599-603

http://ru.wikipedia.org/wiki/Тюркский_каганат


Тюрки и согдийцы, находившиеся под властью каганата, были заинтересованы в прямых торговых связях с Византией. Иран этому препятствовал. В связи с этим в 568 году Истеми-каган направил посольство во главе с согдийским купцом Маниахом в Константинополь. По итогам переговоров с византийским императором Юстином II были подписаны торговое соглашение и военный договор против Ирана. После заключения византийско-тюркского союза Иран обязался выплачивать каганату дань в размере 40 тысяч золотых динаров ежегодно и не препятствовать торговле. Путь дипломатов отчасти проходил по землям нынешней России.

А в 575 году Иран и Византия объединились против тюрков. В ответ на это в 576 г. тюркские войска разгромили вассала Византии — Боспор Киммерийский, предприняли победоносные походы в Крым и Западный Кавказ. Благодаря этим завоеваниям каганат стал контролировать все важные участки Великого Шёлкого пути, что обеспечивало тюркской знати огромные прибыли от караванной торговли.

Могущество тюркской державы вскоре пошатнулось. После смерти Тобо-хана (581) произошло ослабление Тюркского каганата, основными причинами которого стали усиление междоусобных войн, обострение социальных противоречий, наступление Китая на границы каганата, войны с соседними странами. В 603 году Тюркский каганат распался на Западно-тюркский каганат и Восточно-тюркский каганат.

Западно-тю;ркский кагана;т определяется как «Кочевая империя». От Азовского моря и Дона до восточных отрогов Тянь-Шаня и сев.-вост. Индии. Ядром был кочевой район Джунгарии, населённый племенем дулу, и Западный Тянь-Шань с племенами нушиби, которые вели ожесточённую междоусобную войну в 630 году по 651 год. Управлялся ханами династии Ашина. Опорой Западно-тюркского каганата на севере были кыпчаки.
В западный каганат вошли Казахстан, Средняя Азия, Северный Кавказ, Крым и Поволжье. Этнополитическим ядром каганата стали «десять племен» (он ок будун), занимавшие древние усунские земли от гор Каратау до Джунгарии. К востоку от реки Чу выделились пять племен дулу, а к западу от нее — пять племен нушиби.

Столицей стал город Суяб (около города Токмак в Киргизии), а летней резиденцией Минг-Булаг (близ города Туркестана).

Вершины своего могущества каганат достиг во время правления Джегуй-кагана (610—618 годах) и его младшего брата Токджабгу-кагана (618—630 годах). Новые походы в Тохаристан и Афганистан раздвинули границы государства до северо-западной Индии.

При каганах Шегуе (610—618 годах) и Тон-ябгу (618—630 годах) восстановил границы на Алтае, в бассейне реки Тарим и по Амударье. Ставкой западных тюркских каганов стал Суяб. Начавшаяся в 630 году борьба за престол переросла в затяжную войну.

Каганат представлял единую систему преимущественно кочевого и полукочевого способа ведения кочевого хозяйства и оседло-земледельческого типа хозяйствования. Население и тюркское и согдийское занималось торговлей, ремеслами, землепашеством и скотоводством. Одной из целей набегов тюрков на соседние племена и народы был захват рабов. На завоеванных землях в основном сохранилось их социальное, экономическое и государственное устройство, но наместники кагана трудны, контролировали сбор податей и посылку дани в Каганскую ставку. В Западнотюркском каганате шел процесс образования классов и сравнительно быстрого формирования раннефеодальных общественных отношений. Военно-политические ресурсы центральной власти Западно-тюркского каганата оказались недостаточны для удержания народов и племен в повиновении. В каганате происходили непрерывные междоусобицы, частые смены правителей, сопровождавшиеся неизбежным усилением центробежных сил.

Шестнадцатилетняя межплеменная война и династийная междоусобица (640—657 годах) привели к вторжению в Семиречье войск Танской империи. Танские губернаторы пытались управлять западно-тюркскими племенами, опираясь на своих ставленников из Каганского рода. Однако не прекращавшаяся борьба тюрков против танской экспансии и их ставленников привела к возвышению тюргешей и установлению в 704 году политической гегемонии в Семиречье. В VII веке Восточно-тюркский каганат со многочисленными войсками напал на Западно-тюркский каганат и на непродолжительное время подчинил его себе. Развитие феодальных отношений в Западно-тюркском каганате породило междоусобицы у феодалов. В середине VIII века Западно-тюркский каганат как государство распался.

Войны в каганате в основном вели друг с другом два главных племенных союза — Дулу и Нушиби. Не смогла прекратить войну и административная реформа Ышбара Хилаш-кагана 634—639 годах, разделившего страну на десять «стрел» — племенных территорий. В 658—659 годах основные земли Западно-тюркского каганата были оккупированы китайскими войсками. В 704 году Западно-тюркский каганат освободился от китайской зависимости, однако нападения агрессивных соседей с севера и внутренние противоречия привели каганат к гибели в 740 году. Западно-тюркский каганат сыграл важную роль в консолидации тюркоязычного населения Евразии и способствовал дальнейшему развитию этнических групп, составивших впоследствии основу современных тюркоязычных народов.

Этническим ядром Западно-тюркского каганата стали «10 племён», к востоку от Чу выделялись 5 племён — дулу, а к западу от неё 5 племён — нушиби. В исторических источниках Западно-тюркский каганат по другому называют «Он ок будун» (Страна десяти стрел). Это были преимущественно тюркские народы. уйсуни, канглы — Семиречье, район Сырдарьи; тюргеши — район Балхаша, Заилийского Алатау;
карлуки — Восточный Казахстан; чигили — побережье Ыссык-куля;
ягма — Восточный Туркестан

Известны и основные правители. Например, западной части Тюркского каганата
Истеми хан — джабгу (правитель) западной части Тюркского каганата 554—576
Кара-Чурин-Тюрк — джабгу (правитель) западной части Тюркского каганата 576—599
Нили-хан — джабгу (правитель) западной части Тюркского каганата 599—603

Затем каганы западно-тюркского каганата
Нили-хан — каган 603—604
Басыл-тегин — каган 604
Таман хан — каган 604—612
Шегуй хан — каган 612—618
Тун-Джагбу хан — каган 618—630
Кюлюг-Сибир хан — каган 630—631
Сы-Джагбу хан — каган 631—633
Нишу Дулу хан — каган 633—634
Ышбара-Толис-шад хан — каган 634—639
Халлыг Ышбара-Джагбу хан — каган 653—657
Ашина Дучжи хан — каган 676—679
Ашина Хушэло-шад — каган 693—704

Каганы западно-тюркского каганата из нушиби
Иль-Кюлюг-шад Ирбис-хан — каган из нушиби 639—640
Ирбис-Ышбара-Джагбу хан — каган из нушиби 640—641
Ирбис-Шегуй хан — каган из нушиби 642—650
Халлыг Ышбара-Джагбу хан — каган из нушиби 650—657
Ашина Бучжень-шад — каган из нушиби 657—667
Ашина Хушэло-шад — каган из нушиби 679—704

Каганы западно-тюркского каганата из дулу
Юкук Ирбис-Дулу хан — каган из дулу 638—653
Халлыг Ышбара-Джагбу хан — каган из дулу 653—657
Ашина Мише-шад — каган из дулу 657—662
Ашина Юанькин-шад — каган из дулу 679—693
Ашина Хушэло-шад — каган из дулу 693—704

Гумилёв Л. Н. Древние тюрки. — СПб.: СЗКЭО, Издательский Дом «Кристалл», 2002. — ISBN 5-9503-0031-9
Кусаинова М. А. История Казахстана. — Шы; Кітап, 2006. — С. 354. — ISBN 9965-9784-
Кыпчакское ханство
http://ru.wikipedia.org/wiki/Западно-тюркский_каганат

Считается, что род Дуло основали (или после рода Аттилы возродили) приазовские болгары. Если это так, то это важный факт для истории России и ее южных соседей.
По хронологии, в 631 г. Кубрат основывает на Кубани новое суверенное государство и начинает династию болгарских ханов Дуло (Ду-лу). Это произошло после того, как его дядя Органа-Моходу разгромил нушибийцев и хазар и этим помог Кубрату. Династия так названа, вероятно, потому, что его отец не принадлежал к роду тюркютских каганов Ашина, а происходил из того тюркютского подразделения Дулу, которое поддерживало Моходу.
В «Именнике болгарских царей» Авитохол (Аттила) и Ирник тоже отнесены к роду Дуло, что указывает на тенденцию связывать болгарских ханов 7 века с прославленными гуннскими вождями в 5 веке.
Некоторые источники относят к роду Дуло вождя кутригур Безмера, отложившегося от авар, но попавшего в зависимость от Кубрата. Безмер, действительно, правил 3 года после Кубрата «по ту сторону Дуная» (по Именнику). Хотя, вряд ли он был сыном Кубрата, и, потому не мог происходить из рода Дуло, как считает Артамонов М. И.. Междуусобица внутри Западнотюркютского каганата между племенными союзами Дулу и Нушиби позволила Кубрату сохранить, созданное им в это время Болгарское ханство, возглавляемое династией Дуло. В Херсоне была найдена свинцовая печать с надписью: «Георгию Цуло, царскому протоспафарию и стратигу Херсона». Георгий Цуло был хазарским правителем и стратигом Херсона одновременнно в 1016 г. Он происходил, как полагает Артамонов М. И., из аристократического хазарского, а скорее всего болгарского рода, видимо из династии Дуло, из тогда уже христианзированных хазар и болгар (чёрных, согласно Якобсону А. Я.) в Крыму, что объясняет его христианское имя и находился на службе Византии.
http://forum.chuvash.org/cgi-bin/ikonboard.cgi?act=ST;f=4;t=1599


В Западно-Тюркском каганате собственно тюрки составляли меньшинство населения и силу правители черпали у степных племен Семиречья, т.е. потомков усуней.
Из них сложилось два племенных союза: дулу - в Жетысу и Джунгарии и оншадпыт (нушиби) - на Тянь-Шане. Каждый из этих союзов объединял по пять племен, вследствие чего весь народ получил название «народа десяти стрел».
http://forum.chuvash.org/cgi-bin/ikonboard.cgi?act=ST;f=4;t=1599

Здесь стоит обратить внимания на созвучия, связанные с родом Дуло.
Комментарий от: Карташов Сергей, Август 13, 2010 в 1:13am
Прежде всего, любопытны славяне-дулебы. http://derzava.com/art_desc.php?aid=155
Всем образованным россиянам памятна фраза «Повести временных лет» :
Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были поселенцами на земле славян. Затем пришли белые угры и заселили землю Славянскую. Угры эти появились при царе Ираклии, и они воевали с Хосровом, персидским царем. В те времена существовали и обры, воевали они против царя Ираклия и чуть было его не захватили. Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов - также славян, и творили насилие женам дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его - обрина, - и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: "Погибли, как обры", - их же нет ни племени, ни потомства. После обров пришли печенеги, а затем прошли черные угры мимо Киева, но было это после - уже при Олеге. http://bookz.ru/authors/avtor-neizvesten/povest/1-povest.html

Так как аварины и омброны упоминаются Птолемеем ближе к Карпатам во 2 веке, а на время Диоклетиана около 300 г. есть сведения о славянах-аварах у Дуная и еще ряд данных http://proza.ru/2009/05/22/544 , http://proza.ru/2009/05/31/646 позволяют относить сведения об аварах-обрах ко временам чуть позже Аттилы.
Есть разные версии этимологии этнонима Дулебы ( и подобного слова).

Ближайшая этимология: "болван, простофиля, дурак, мужлан", курск., орловск., жиздр. (РФВ 49, 331), сарат. (Труды Сар. Арх. Ком. 24, 7 и сл.), каширск. (ИОРЯС 3, 852 и сл.), дулебый "косоглазый", ряз. (ЖСт., 1898, вып. 2, стр. 211). Восходит к др.-русск. дулkби мн. -- др.-русск. племя на Волыни, араб. Dula^be (Масуди). Отсюда, вероятно, коми dul'epa "сопляк"; см. Фасмер (ZfslPh 4, 263) против Якобсона (Nachtr. d. GЈtt. Ges. d. Wiss. 1918, 300 и сл.). Ср. др.-чеш. Dudlebi - зап.-слав. племя в районе БудееЁвиц (Козьма Пражск. 1, 27), чеш. Doudleby -- местн. н., словен. Dudlebi; см. Первольф, AfslPh 8, 9 и сл.; Маркварт, Streifzµge 125.

Дальнейшая этимология: Этот этноним происходит, вероятно, от зап.-герм. Deudo- и laifs, ср. Dietleip, Detlef; см. Розвадовский, RS 6, 55, 70. Бранное слово распространилось в результате русск. колонизации. Следует отвергнуть объяснение Брюкнера ("Slavia" 3, 211) из дудаґ + соответствие лит. lai~bas "стройный, тонкий, как дудка". Польск. duleb "болван" (Брюкнер, KZ 46, 214). Заимств. из русск.

Комментарии Трубачева: [См. еще ЛерСплавинский, SSS, 1958, стр. 76. Нахтигал ("Slavisti‰na Revija", 4, 1956, стр. 95 и сл.) объясняет это название из герм. Dudl-eiba "страна волынок" -- перевод слав. Volynь. -- Т.]
http://vasmer.narod.ru/p182.htm

Среди спектра версий возможно, что дулебы – союзники рода Дуло или подчиненные (принадлежащие) ему.

Отношения авар с этими славянами ярко охарактеризованы – как помним, - Фредегаром: «Авары каждый год шли к славянам, чтобы зимовать у них; тогда они брали женщин и детей славян и пользовались ими. В завершение насилия славяне обязаны были платить аварам дань» (Fredegarius). «Повесть временных лет» сохранила воспоминания о тяжком иге, наложенном аварами (обрами) на славянское племя дулебов, и о тех издевательствах, которым подвергалось при этом беззащитное население: «Эти обры, — говорится в летописи, — воевали и против славян и примучили дулебов — также славян, и творили насилие женам дулебским: если поедет куда обрин, то не позволял запречь коня или вола, но приказывал впречь в телегу три, четыре или пять жен и везти его - обрина. И так мучили дулебов».

Как помним, бефульки восстали против насилия авар и создали с 623 г. государство Само. Затем «скифы кои суть русские» заметны в событиях 626 г. А вскоре в Тюркском каганате появляется род, подразделение, «династия Дуло».


Вот обычные данные на этот счет.
Дуло. Род Дуло. Династия Дуло. Тюркютское подразделение Дулу. Цуло. Правящая болгарская династия в Великой Болгарии. В 631 г. Кубрат основывает на Кубани новое суверенное государство и начинает династию болгарских ханов Дуло (Дулу). Это произошло после того, как его дядя Органа-Моходу разгромил нушибийцев и хазар и этим помог Кубрату. Династия так названа, вероятно, потому, что его отец не принадлежал к роду тюркютских каганов Ашина, а происходил из того тюркютского подразделения Дулу, которое поддерживало Моходу. В "Именнике" Авитохол (Аттила) и Ирник тоже отнесены к роду Дуло, что указывает на тенденцию связывать болгарских ханов 7 века с прославленными гуннскими вождями в 5 веке. Некоторые источники относят к роду Дуло вождя кутригур Безмера, отложившегося от авар, но попавшего в зависимость от Кубрата. Безмер, действительно, правил 3 года после Кубрата "по ту сторону Дуная" (по Именнику). Хотя, вряд ли он был сыном Кубрата, и, потому не мог происходить из рода Дуло, как считает М.И. Артамонов. Междоусобица внутри Западнотюркютского каганата между племенными союзами Дулу и Нушиби позволила Кубрату сохранить, созданное им в это время Болгарское ханство, возглавляемое династией Дуло. В Херсоне была найдена свинцовая печать с надписью: "Георгию Цуло, царскому протоспафарию и стратигу Херсона". Георгий Цуло был хазарским правителем и стратигом Херсона одновременнно в 1016 г. Он происходил, по всей вероятности, из аристократического хазарского, а скорее всего болгарского рода, видимо из династии Дуло, происходил из уже христианзированных хазар и болгар (чёрных, согласно Якобсону А.Я.) в Крыму, что объясняет его христианское имя и находился на службе Византии. Согласно Википедии ханская династия Дуло в Болгарии пала в 739 г., при этом источник информации не назван.

Дулу. Обитали в Семиречье. Надо полагать, что племена чуйской группы, обитавшие по среднему течению р. Или, дулу Семиречья и нушиби западного Тянь-Шаня не оказали большого сопротивления этнически близким к ним тюркютам. Тан-шу сообщает, что эти племена одних обычаев с тюркютами и мало отличны но языку. Западные ханы, со своими немногочисленными дружинами, оказались изолированными от основной массы своего народа и были принуждены заискивать у бегов подчиненных племен. Основой их силы стал кочевой район Джунгарии, населенный племенами союза дулу, и Западный Тянь-Шань, населенный племенами союза нушиби. Обе эти конфедерации постоянно сталкивались друг с другом. Сильные ханы из рода Ашина с трудом лавировали в зтой ситуации, а слабые становились игрушками а руках, племенных вождей. «Возмущений» в Западнотюркютском каганате в 630 г. произошло два.: Ашина Шони, племянник Хели-хана, овладел городом Каганступа (Бишбалык близ Гучена), и восстали карлуки, обитавшие на берегах Черного Иртыша. Моходу (Мохэду) был дядя Тун-тех у хана. Он возглавил восстание племен союза дулу против Тун-шеху, ставленника племен союза нушиби. Джебу каган, т. е. Мохо, был брат и сторонник Тун-шеху, и при возникновении беспорядков устремился ему на помощь, но, как следует из армянского источника, был разбит племенами дулу. Действительно, в дальнейшей истории он не фигурирует; надо полагать, что он погиб. Совет его сыну: истребить народ, находящийся при нем, пока не распространилась весть о перевороте, никак нельзя относить к албанам, так как они были столь терроризированы, что не их восстания надо было бояться. По-видимому, тут подразумеваются тюрки дулу, находившиеся в войсках Були-шада. Неизвестно, исполнил ли Були-шад этот совет, но он уцелел, и в тридцатых годах VII в. принимал деятельное участие в распрях на стороне нушиби (Л. Гумилёв). Органа-Моходу поднял восстание дулу и подвластных ему болгар. Разгромив ничего не подозревавших нушибийцев и хазар, он бросился в Джунгарию на великого хана, убил его но в дальнейшей борьбе и сам погиб в 631 г. Его племянник по женской линии Кубрат основывает на Кубани новое суверенное «государство и начинает (династию Дуло (Дулу). Совпадение имён племенного союза и династии в этих условиях не может быть случайным. Если признать отождествление гуннского князя, римского патрикия, вождя унногундур Органы и вождя мятежных дулу Моходу, то становится ясно, кого испугался в 630 г. Мохо-шад, наместник Тун-шеху хана, и от кого бежал Були-шад. Племянник Моходу хеу, вождь нушибий-цев на Кавказском театре войны, Кубрат, закрепился с остатками непримиримых врагов н нушиби в Приазовье около 631 г., а распри, возникшие между нушибийцами, позволили ему окончательно изолироваться от каганата. Надо полагать, не без участия Органы-Моходу Кубрат основал династию болгарских ханов Дуло, названную так, вероятно, потому, что его отец не принадлежал к роду тюркютских каганов Ашина, а происходил из того тюркского подразделения Дулу, которое поддерживало Моходу (Именник). Мать Кубрата в таком случае можно считать сестрою Моходу. История Западнотюркютского каганата с 630 по 651 г. была сплошной гражданской войной между конфедерациями Дулу и Нушиби. Перевес имели Нушиби, так как они опирались на богатые города Средней Азии и на союз с Китаем, но воинственные кочевники Дулу пригласили на помощь восточнотюркютского царевича Юйту-шада с закаленной в боях дружиной, и это уравновесило силы. Война была настолько ожесточенной, что ни та, ни другая сторона не имела возможности заниматься покорением отпавших окраин Тюркютского каганата. Это обстоятельство и позволило Кубрату сберечь независимость новорожденного Болгарского ханства. После крушения Западнотюркютского государства в 657 г. наиболее значительным образованием кочевников в Семиречье было тюргешское. Раньше тюргеши входили в состав союза Дулу, а около 700 г. создали свое государство. Именно они выступили против арабов и сдерживали их в Средней Азии, подобно тому, как это делали хазары на Кавказе.

Дулу. Племенной тюркютский союз. Тюрки Дулу. Около 630 г. Органа-Моходу поднял восстание племенного союза дулу и подвластных ему болгар, разгромил хазар и нушибийцев, убил в Джунгарии великого хана. Но впоследствии сам погиб. Затем в 631 г. его племянник по женской линии Кубрат основывает на Кубани новое государство и начинает династию Дуло (Дулу) одноимённую с тюркютским союзом дулу. История Западнотюркютского каганата с 630 по 651 г. была сплошной гражданской войной между конфидерациями Дулу и Нушиби. Перевес имели Нушиби, опиравшиеся на богатые города Средней Азии и на союз с Китаем. Но воинственные кочевники Дулу пригласилим на помощь восточнотюркютского царевича Юйгу-шада с закалённой в боях дружиной, и это уравновесило силы. Война была настолько ожесточённой, что ни та, ни другая сторона не имела возможности заниматься покорением отпавших областей Тюркютского каганата. Это обстоятельство позволило Кубрату сберечь независимость Болгарского ханства. Болгары, возглавляемые династией Дуло, оставались сторонниками тюрок Дулу, а хазары сохранили верность Нушиби и до 651 г. не имели никаких поводов для разрыва с каганатом. Но в 651 году нушиби, возмущённые попустительством своего хана Ибн-Шегуя, проводившим прокитайскую политику, был низвергнут, а власть захватил вождь племён Дулу Хэлу Шаболо-хан. С этого момерна каганат стал принадлежать дулусцам.

Дулуй (По китайским летописям). Янг-су-тегин в Пайкенде у Л. Гумилёва. В 589 г., когда Византии удалось собрать обширную коалицию против Ирана, с востока против Ирана выступили тюркюты, находившиеся под властью одного из удельных ханов Шаба. С Севера Византия натравила на Азербайджан и Армению, находившиеся под властью Ирана вторглись хазаоы, а с юга арабские шейхи. По исследованию Л.Н. Гумилёва Шаба был владетелем Пайкенда Янг-су-тегин или Дулуй (по китайским летописям).

Дулусцы. В то время как болгары, возглавляемые династией Дуло, оставались сторонниками тюрок Дулу, хазары сохраняли верность Нушиби и до 651 г. не имели никаких поводов для разрыва с каганатом. В соответствии с этим хазары не могли не быть противниками своих западных соседей — болгар. Но за это время империя Тан настолько усилилась, что оккупировала восточные владения каганата. Это вызвало такое возмущение среди самих Нушиби, что хан Иби-Шегуй, проводивший прокитайскую политику, оказался низвергнутым, а власть захватил вождь племен Дулу Хэлу Шаболо-хан. Дальнейшая судьба Иби-Шегуй-хана неизвестна. Куда же бежали его сторонники? Каганат принадлежал дулусцам, в Тохаристане сидел отступивший туда Юйгу-шад, враг Иби-Шегуя, Иран был закрыт наступавшими арабами. Может быть он укрылся у оставшихся верными Нушиби хазар, где и положил начало независимой хазарской династии каганов из рода Ашина?

Дулу-хан, Кьяна (по Тан-шу), Гяня (по Бичурину), Нишу. Княжеский титул Нишу. Кьяна-шад, согласно Тан-шу, есть княжеский титул Нишу до вступления на престол (У Бичурина Гяня-шад). После признания китайцами прав Нишу на престол своего отца Мохо-шада около 626 года, назывался Дулу-хан.
http://hussarir.ru/content/view/642/64/1/9/
Комментарий от: Карташов Сергей, Август 13, 2010 в 1:12am
Включали ли бефульки часть дулебов, однозначно сказать трудно. Но появление в Тюркском каганате рода Дуло (после образования государства Само и событий 626 г.) по инициативе болгар Приазовья как-то возвращает и возвращает внимание к дулебам. В целом дальнейшая судьба самого рода неизвестна, хотя ряд правителей Болгарии и значатся по происхождению из него. http://bg.wikipedia.org/wiki/Дуло
Последним из Дуло правителем признается Севар. Правил с 738 по 753 год. Хотя краткое изложение "Имевника болгарских князей" дает менее определенную картину:
Авитохолъ жытъ л;тъ 300, родъ емоу Дуло, а л;тъ ем(у) диломъ твиремъ.
Ирник житъ л;тъ 100 и 8 л;ть, род ему Дуло, а л;ть ему диломъ твиремъ.
Гостунъ нам;стникъ сый 2 л;т(а), родъ ему Ерми, а л;тъ ему дохсъ твиремъ.
Куртъ 60 л;ть, дръжа, родъ ему Дуло, а л;тъ ему шегоръ в;чемъ.
Безм;ръ 3 л;т(а), а родъ сему Дуло, а л;тъ ему шегоръ в;чемъ.
Сии 5 кънязь дръжаше княжение обону страну Дуная л;тъ 500 и 15 остриженами главами.
И потомъ приде на страну Дуная Исперих князь, тожде я досел;.
Есперерихъ князь 60 и одино л;то, родъ ему Дуло, а л;тъ ему верени алемъ.
Тервель 20 и 1 л;т(о), родъ ему Дуло, а л;тъ ему текучитемь.
Твиремъ 20 и 8 Л;тъ, родъ ему Дуло, а л;тъ ему дваншехтемь.
Севар 15 л;тъ, родъ ему Дуло, а л;тъ ему тахалтомъ.
Кормисошь 17 л;тъ, родъ ему Вокиль, а л;тъ ему шегоръ твиримь.
Сии же князь измени родъ Дулов, рекше Вихтунь.
Винехъ 7 л;тъ, а родъ ему Укиль, а л;тъ ему имяше горалемь.
Телецъ 3 л;т (а), родъ ему Угаинъ, а л;тъ ему соморъ алтемь. И сий иного рода.
Умор 40 дний, родъ ему Укиль, а ему диломъ тутомъ.
http://hbar.phys.msu.ru/gorm/chrono/karasik.htm

Волей неволей надо признать, что если Авитохолъ – Аттила (в эпосе он может жытъ л;тъ 300, библейские герои живут и по 900) и «родъ емоу Дуло», то Кубрату быть основателем рода не светит. Тем более и сын Аттилы - Ирник житъ л;тъ 100 и 8 л;ть, род ему Дуло.
Некоторые преувеличения в возрасте опять простим.

Главное в другом. Выходцы из Приазовья явно принимали активное участие в формировании и развитии Тюркского каганата, а затем и его частей. И вот этого политизированная всемирная история не очень любит.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Великая_Булгария

http://community.livejournal.com/tatar_history/11347.html

Развивались ближе к низовьям Дона и будущие Волжские Болгары, хотя часть из них могла быть «волгарями» уже во времена Аттилы. Никто особо не мешал.
По языку они – по доминирующим версиям, - были близки к аварам, представляя одно из ответвлений тюркской языковой семьи. Ведущим и в этом союзе признается род или объединение ДУЛО.
Допускают, что это потомки родов ДУБО или ДУГЛО, живших в IV-VI вв. в степном Алтае, предгорьях Рудного Алтая и в Минусинской впадине, ушедшие на запад в одно время с аварами. Около VII в. болгарские племена, размножившись, разделились на четыре группы, из которых две группы под названием Черных Болгар остались кочевать в Приазовье, третья группа под названием Серебряных Болгар откочевала в Среднее Поволжье, где, подчинив себе ряд племен, образовала государство Волжских Болгар со столицей в г. Булгар (южнее устья Камы). В начале Х в. булгары приняли ислам. Четвертая группа болгарского союза в конце VII в. под водительством своего хана Аспаруха направилась на Дунай, переправившись через который заключила военный союз со славянскими племенами. Результатом союза было создание Болгарского царства. В период правления хана Крума (802-815 гг.) в состав Болгарии входили территории современной Болгарии, Румынии, восточной части Венгрии (по реке Тиссе). При царе Борисе (852-888 гг.) болгары приняли христианство в православной его форме. Сами же болгары, вступившие в союз со славянами в 679 г. и будучи в незначительном меньшинстве, подверглись ассимиляции, усвоив славянский язык, обычаи и культуру славян, оставив, однако, свое имя в названии страны.
http://kalmyki.narod.ru/projects/kalmykia2005/html/feoktistov/f4.html


Восточно-тюркский каганат тоже ведет историю с момента распада в 603 году единого Тюркского каганата. Каганат имел общие протяжённые границы с Китаем и вёл зденсь частые войны . Не раз отстаивал свою самостоятельность в крупных сражениях со своим южным соседом. Несколько крупных сражений, в которых каганат одержал победы, произошли в конце VII века и в первой половине VIII века. После поражения в 745 году в битве с уйгурами под предводительством хана Моюн-Чура, на землях Восточного каганата возник Уйгурский каганат, просуществовавший с 745 по 840 годы.

Некоторые оттенки проблемы.
http://www.iriston.com/forum/viewtopic.php?t=637&view=next&...

И картографические портреты Тюркского каганата


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2e/Тюркский_каганат.png
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2e/Тюркский_каганат.png

Гунны
http://ru.wikipedia.org/wiki/Тюрки

http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Тюрки.png Современное распределение тюрков



http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Батыс_Т;рік_;а;анаты.png
http://ru.wikipedia.org/wiki/Восточно-тюркский_каганат

http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Gokturkut.png

http://www.oko-planet.net/?open&h=1&p=18_2&type=viewmes...
7 век Тюрки

Тюрки 6 – 7 века
http://www.astrohoroscope.info/BULlGARI_I_TURKI_files/image031.jpg

6 – 7 вв. Тюрский каганат
http://www.tataroved.ru/obrazovanie/textbooks/2/5

http://k.foto.radikal.ru/0702/4a3071d503bb.jpg

http://www.albertmaximov.ru/tainy.files/image017.jpg

http://www.east.cyxa.net/map/tyurk2.gif

http://farm1.static.flickr.com/105/281457160_3872fdd053.jpg?v=0

http://nauka.relis.ru/14/0407/Kont-6a.jpg
Карта демонстрирует эпоху Тюркских каганатов: 1 - Западно-Тюркский каганат; 2 - Восточно-Тюркский каганат; 3 - Аварский каганат.: а - оседло-земледельческая экономика; б - вторая стадия кочевания; в - переход ко второй стадии кочевания; г - границу леса. http://nauka.relis.ru/14/0407/14407048.htm
Комментарий от: Карташов Сергей, Август 13, 2010 в 1:12am
Тюрки ныне http://www.tataroved.ru/images/docs/book/atlas/c63k.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ab/Кёк-тюрка.jpg
http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?pat...

И чего каганату такое внимание ?!
Так ведь это связи с множеством важных исторических реалий.

• Андроновская культура
• Саки VIII—III
• Кангюй III—I
• Усуни III—I
• Гунны I—453
• Жужани 402—452
• Эфталиты ?—465
• Тюргешский каганат 704—756
• Карлукский каганат 756—940
• Кангарский союз 659—750
• Хазарский каганат 650—969
• Кимакский каганат 750—1035
• Огузское государство 756—1055
• Карлукское ханство 960—1222
• Караханидское государство 942—1210
• Государство каракитаев 1128—1213
• Кыпчакское ханство 1030—1219
• Империя Хорезмшахов 1097—1220
Монгольская империя 1205—1227
• Улус Джучи 1224—1242
• Чагатайский улус 1221—1227
• Улус Угэдея 1221—1260
Золотая Орда 1242—1481
• Улус Орда-Ежена 1227—1309
• Улус Шибана 1227—1280
• Белая Орда 1309—1446
• Синяя Орда 1227—1280
• Ханство Абу-л-хайра 1428—1468
• Ногайская Орда 1440—1634
• Мангыстауское ханство 1362—1375
• Сыгнакское ханство 1340—1446
• Могулистан 1346—1514
• Ташкентское ханство 1501—1627
Казахское ханство 1465—1847
• Старший жуз 1715-1848
• Средний жуз 1715—1822
• Младший жуз 1715—1824
• Букеевская Орда 1801—1872
Казахстан в составе Российской империи 1731—1917
Алаш-Орда 1917—1920

Или вот народы.
Печенеги
Половцы
Гунны
Булгары
Хазары
Тюрки-огузы
Карлуки

И , наконец, современные тюркские народы

Расселение на начало XXI века.
ЗАПАДНЫЕ ТЮРКИ
Булгарская подгруппа
Чуваши
Кыпчакская (северо-западная) подгруппа
Кыпчакско-булгарские народы
Татары
Башкиры
Кыпчакско-половецкие народы
Крымские татары (крымцы)
Кумыки
Балкарцы
Карачаевцы
Караимы[4]
Крымчаки[5]
Кыпчакско-ногайские народы
Ногайцы
Казахи
Каракалпаки
Карлукская (юго-восточная) подгруппа
Узбеки
Уйгуры
Илийские уйгуры
Огузская (юго-западная) подгруппа
Огузо-булгарские народы
Гагаузы
Балканские тюрки
Огузо-сельджукские народы
Азербайджанцы
Турки
Турки-киприоты
Иракские тюрки (Туркоманы)
Сирийские турки
Кашкайцы
Халаджи
Урумы[6]
Крымские татары (крымцы)[3]
Огузо-туркменские народы
Туркмены
Трухмены
Хорасанские тюрки (каджары, теймурташи, гудари и др.)
Афшары
Хамзе (?)
Карапапахи
Салары
ВОСТОЧНЫЕ ТЮРКИ
Киргизо-кыпчакская подгруппа
Киргизы
Алтайцы[7]
Уйгурская подгруппа
Жёлтые уйгуры (сарыг-уйгуры)
Алтайцы[7]
Тофалары
Тувинцы
Дува (тоджинцы)
Хакасы
Шорцы
Якуты (саха)
Долганы

Классификация является весьма условной, предложен ряд альтернативных классификаций. Проблема в том, что между тюркскими народами различных ветвей нередко наблюдалась языковая конвергенция в процессе их сосуществования на соседних территориях. В частности, казахский и киргизский языки, отнесённые в данной классификации к различным ветвям, в настоящее время весьма близки лексически и грамматически. Якутский грамматически является близким к огузким языкам, а относится к уйгурской группе.

Современные независимые тюркские государства
Азербайджан
Казахстан
Киргизия
Туркмения
Турция
Узбекистан

Современные регионы и автономии с преобладанием тюркского этноса
Республика Чувашия
Республика Башкортостан
Республика Татарстан
Карачаево-Черкесская Республика
Кабардино-Балкарская Республика
Республика Саха (Якутия)
Республика Алтай
Республика Тыва (Тува)
Гагаузия
Синьцзян-Уйгурский автономный район (Китай)

А многое в единой для всех этих народов и стран истории восходит к раннесредневековым тюркам, что в составе полиэтноса гуннов шли под знаменами Аттилы http://proza.ru/2009/05/22/499

Где у них раннесредневековая философия ?! Да, изучена она еще не очень.
Но вот многочисленные письменные источники 5 – 8 вв. для этого изучения есть.

Взять надпись в честь Бильге-кагана
Памятник-эпитафия к середине 8 века сооружен в честь одного из правителей Второго тюркского каганата - Могиляна, известного под тронным именем Бильге-кагана. В памятнике упоминается и младший брат кагана - принц Кюль-тегин, один из выдающихся военачальников своей эпохи, и эпитафия поставлена именно на его могиле. Поэтому, памятник иногда называют надписью в честь Кюль-тегина. Эпитафия была обнаружена Н.М. Ядринцевым в 1889 году, в Кошо-цайдамской долине, на берегу реки Орхон в Монголии. Расшифровка этого памятника и открыла для мира древнетюркскую рунику, и весьма сложно переоценить значение этого памятника в вопросе изучения государственности, мироустройства и культуры раннесредневековы тюрков.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Могилян, сын основателя Второго тюркского каганата Кутлуга-Эльтериша, был посажен на престол в 716 году, после смерти своего дяди Капаган-кагана (Мочжо-каган, о порядке наследования каганской власти, так называемой удельно-лествичной системе у Гумилева Л.Н. - Древние тюрки.). Воцарение Бильге-кагана произошло исключительно благодаря решительным действиям Кюль-тегина, так как престол, вопреки тюркскому мироуложению "Торё", был завещан Капаган-каганом своему сыну Бёгу, которого, по всей видимости, поддержали представители второго по значению рода древних тюрков - Ашидэ (так называемая материнская фратрия по отношению к правящему роду Ашина.), а также племя Сир (Кыпчаки).
То есть это письмена противников Ашина, которым и был «род Дуло».
Был отравлен в 734 году одним из придворных вельмож, что интересно, бывшим ранее послом в Китае. Отравитель и весь его род были казнены по приказу умирающего кагана.
Кюль-тегин, также сын Кутлуг-Эльтериш-кагана. Участник множества походов в Среднюю Азию, Джунгарию, в Минусинскую котловину. В 716 году предотвратил переворот, и посадил на тюркский трон своего брата Могиляна. Умер в 731 году.
http://www.kermen.ru/MuseumGov/img/images/SANY8581.jpg
http://kronk.narod.ru/img/klashtorny-savinov-2005-23.jpg
Комментарий от: Карташов Сергей, Август 13, 2010 в 1:11am
А философский смысл надписи 8 века во многом очевиден (все уточнения – в Интернете).
Малая надпись
(1)
"Неподобный, неборожденный (собств. "на небе" или "из неба
возникший") тюркский каган", я нынче сел (на царство). Речь мою
полностью выслушайте (вы), идущие за мною мои младшие родичи
и молодежь (вы), союзные мои племена и народы; (вы, стоящие)
справа начальники шад и апа,(вы, стоящие) слева начальник:
тарханы и приказные, (вы) тридцать...
(2)
(вы) начальники и народ "девяти огузов", эту речь мою хорошенько
слушайте и крепко (ей) внимайте! Впереди, к солнечному восходу,
справа, (в стране) полуденной, назади, к солнечному закату, слева
(в стране) полночной, - (повсюду) там (т.е. в этих пределах) живущие
(букв. Находящиеся внутри) народы - все мне подвластны; столь много
народов я
(3)
всех устроил. Если в Отюкэнской черни сидит (на престоле) тот тюркский
каган, у которого нет теперешней порчи, то (естественно, что)
в племенном союзе (тюрков) нет (т.е. не ощущается) (ни в чем)
стеснения. Вперед (т.е. на восток) я прошел с войском вплоть до
Шантунгской равнины, немного не дошел до моря; направо (т.е. на юг)
я прошел с войском вплоть до "девяти эрсенов", немного не дошел
до Тибета; назад (т.е. на запад), переправясь через реку Йенчу (Жемчужную), я прошел с войском вплоть до
(4)
Темир-капыга (Железных ворот), налево (т.е. на север) я прошел
с войском вплоть до страны Йир-Байырку, - вплоть до столь (многих)
стран я водил (свои войска). (Во время этих походов) в Отюкэнской
черни не было хорошего (т.е. настоящего) владыки, но Отюкэнская чернь
была (именно) страною, в которой (можно было) созидать
племенной союз. В этой (то) стране, засев (т.е. основавшись),
я связал свою жизнь (и жизнь народа) с народом табгач.
(5)
У народа табгач, дающего (нам теперь) без ограничения столько
золота,серебра, спирта (или: зерна) и шелка, (всегда) была речь
сладкая, а драгоценности (мягкие" (т.е. роскошные, изнеживающие;)
прельщая сладкой речью и роскошными драгоценностями, они столь
(т.е. весьма) сильно привлекали к себе далеко (жившие) народы.
(Те же) поселясь вплотную, затем усваивали себе там дурное
мудрование.
(6)
Хороших и мудрых людей, благородных героев народ табгач и их
сторонники не (могли) сдвинуть (с истинного пути). Но если (отдельные лица)
из тюрков (и соблазнялись), то целые роды (даже) до свойственников
(до брачного родства) не отклонялись. Дав себя прельстить их сладкой речью
и роскошными драгоценностями, ты, о тюркский народ, погиб в большом количестве.
Тюркский народ, когда часть твоя говорила: я желаю селиться не только
справа (т.е. на юге) в Чугайской черни,
(7)
Но и в Тюнской (?) равнине, то тогда там злобные люди так научали
часть тюркского народа, говоря: "Кто живет далеко, (тому табгач)
дают плохие дары, кто живет близко, (тому) дают хорошие дары",
этими словами он так (сильно) научал тебя. И (вот) вы, люди,
не обладавшие (истинной) мудростью, послушавшись речи и подойдя
вплотную, погибли (там) в большом количестве.
(8)
(Итак), о тюркский народ, когда ты идешь в ту страну, ты становишься
на краю гибели; когда же ты, находясь в Отюкэнской стране, (лишь) посылаешь
караваны (за подарками, т.е. за данью), у тебя совсем нет горя, когда ты остаешься
в Отюкэнской черни, ты можешь жить, созидая свой вечный племенной союз, и ты,
тюркский народ, сыт, когда же ты тощ и голоден (но тем не менее) ты не понимаешь
(состояния) сытости (т.е.истинных причин сытости) и, раз насытившись,
ты не понимаешь (состояния) голода. Вследствие того, что ты
таков (т.е. нерасчетлив, недальновиден),
(9)
ты, не принимая (т.е. не слушаясь) поднявшего (тебя) ни твоего хана,
ни слова его, (стал) бродить по всем странам и там совершенно
изнемог и изнурился (т.е. большая часть твоя погибла); вы же,
оставшиеся тогда (живыми), по всем странам скитались в совершенно
жалком положении (букв.. то живя, то умирая). По милости неба
и потому что у меня самого было счастье, я сел (на царство) каганом.
Став каганом,
(10)
я вполне поднял (собрал?) погибший, неимущий народ, неимущий
народ сделал богатым, немногочисленный народ сделал многочисленным.
Разве есть какая-либо неправда (фальшь) в этой моей речи?!
О тюркские начальники и народ, слушайте это! Я вырезал здесь
(т.е. на этом камне), как вы (о начальники и народ), собрав
тюркский народ, созидали (свой) племенной союз, как вы, погрешая,
делились, я все
(11)
здесь вырезал. Все, что я (имел) сказать, я вырезал на вечном камне
(т.е. памятнике). Смотря на него, знайте (т.е. учитесь) вы, тюркские
теперешние начальники и народ! Покорные престолу начальники
(букв. смотрящие на престол), вы, ведь, склонны впадать в ошибку?!
(т.е. изменять, не слушаться и т.п.). Я вечный камень...
от императора народа табгач привел мастеров и поручил
(им) выполнить резьбу. Они не изломали (т.е. не исказили) моей
речи, (ибо)
(12)
Табгач прислал мне "внутренних" мастеров своего императора. Им
я поручил устроить особое (специальное) здание, внутри и снаружи
я велел покрыть (стены) особой (специальной) резьбою и воздвигнуть
камень; сердечную речь мою... вы до сыновей "десяти стрел"
и до припущенников (татов) включительно (все вы) знайте, смотря
на него (т.е. на памятник). Памятник
(13)
я поставил... если до настоящего времени он есть в месте дорожной
остановки, то на (этом) месте дорожной остановки (именно) я и воздвиг
(этот памятник), (знайте) сделал (на нем) надпись! Смотря на него,
так знайте: тот камень я... Эту надпись писавший (есть) внук его
Йолыг-Т(егин)...
Большая надпись (мировоззренческая) http://www.kyrgyz.ru/?page=114
(1)
Когда было сотворено (или возникло) вверху голубое небо (и) внизу
темная (букв.: буря) земля, между (ними) обоими были сотворены
(или: возникли) сыны человеческие (т.е. люди). Над сынами человеческими
воссели мои предки Бумын-каган и Истеми-каган.
Сев (на царство), они поддерживали и устраивали племенной союз
и установления тюркского народа.
(2)
Четыре угла (т.е. народы, жившие вокруг по всем четырем странам
света) все были (им) врагами; выступая с войском, они покорили все народы,
жившие по четырем углам, и принудили их всех к миру.
Имеющих головы они заставили склонить (головы), имеющих колени
они заставили преклонить колени. Вперед (т.е. на восток) вплоть
до Кадырканской черни, назад (т.е. на запад) вплоть до Темир-капыга
(до "Железных ворот") они расселили (свой народ). Между
(этими) двумя (границами) они так
(3)
обитали (восседали), устраивая "голубых" тюрков, которые были
(тогда) без господина и без родовых представителей. Они были
мудрые каганы, они были мужественные каганы, и их "приказные"
были мудры, были мужественны, и их правители и народ были прямы
(т.е. верны кагану). Поэтому-то они столь (долго) держали
(в своей власти) племенной союз и, держа его (в своей власти),
творили суд. (Затем)
(4)
они скончались. (В качестве) плачущих и стонущих
(т.е. для выражения соболезнования) (пришли) спереди, из (страны)
солнечного восхода, народ степи Бёклийской, (а также) табгач, тибетцы,
авары и Пу-Рум, киргизы, уч-курыканы, отуз-татары, кытай и татабыйцы,
столько народов придя, стонали и плакали: столь знаменитые каганы
были они. После них стали каганами
(5)
младшие братья, а потом и их сыновья стали каганами. После
того, как младшие братья не были подобны в поступках старшим,
а сыновья не были подобны отцам, то сели (на царство), надо думать,
неразумные каганы, надо думать, сели (на царство) трусливые каганы,
и их "приказные" были также неразумны, были трусливы.
(6)
Вследствие "непрямоты" (т.е. неверности кагану)правителей и народа,
вследствие подстрекания и обмана обманывающих со стороны
народа табгач и вследствие его прельщающих (?) (а также)
вследствие того, что они (табгач) ссорили младших братьев
со старшими и вооружали друг против друга народ и правителей,
- тюркский народ привел в расстройство свой (до того времени)
существовавший племенной союз
(7)
И навлек гибель на царствовавшего над ним (до того времени) кагана;
народу табгач стали они (тюрки) рабами своим крепким мужским
потомством и рабынями своими чистым женским потомством.
Тюркские правители сложили (с себя) свои тюркские имена
(т.е. звания и титулы) и, приняв титулы правителей народа
табгач подчинились кагану народа табгач.
(8)
Пятьдесят лет отдавали они (ему свои) труды и силы. Вперед, (в страну)
солнечного восхода, они ходили войною вплоть до Бёкли-кагана,
назад (т.е. на запад) они ходили войною вплоть до Темир-капыга
и отдали кагану народа табгач свой племенной союз и власть (над
собою). (Но затем) вся масса тюркского
(9)
Народа сказала так: "Я была народом, составлявшим племенной союз,
где теперь мой племенной союз? Для кого я добываю (т.е. завоевываю)
(другие) племенные союзы?" - (так) они говорили. "Я была
народом, имевшим (своего собственного) кагана, где мой каган?
Какому кагану отдаю я (мои) труды и силы?" - (так) они говорили, и,
так говоря, стали врагом кагана народа табгач.
(10)
Став врагом и не будучи в состоянии (что-либо) сделать для себя
и создать, он (тюркский народ) опять подчинился государству Табгач.
При этих обстоятельствах, не думая отдавать государству Табгач
свои труды и силы, тюркский народ говорил: лучше погубим (сами себя)
и искореним. И они начали итти к гибели. (Но) вверху Небо
тюрков и священная Земля и
(11)
Вода тюрков (т.е. Родина) так сказали: "да не погибнет, говоря,
народ тюркский, народом пусть будет", - так говорили. Небо, руководя
со своих (небесных) высот отцом моим Ильтеришем-каганом
и матерью моей Ильбильгя-катун, возвысило их (над народом).
Мой отец-каган выступил (сначала) с семнадцатью мужами.
(12)
Услышав весть о том, что он бродит вне (т.е. за пределами
тогдашнего местожительства тюрков), жители городов поднялись
в горы, а жители гор спустились, и, собравшись, составили (отряд
в) семьдесят мужей. Так как Небо даровало (им) силу, то войско моего
отца-кагана было подобно волку, а враги его были подобны овцам.
Вперед (т.е. на восток), назад (т.е. на запад) двигаясь с войском,
он собирал и поднимал (т.е. снабжал средствами восставших),
так что всех их
(13)
Стало (уже) семьсот мужей. Когда (их) стало семьсот мужей, то он
привел в порядок и обучил народ, утративший свой "эль" (т.е. свое
независимое государственное устройство) и своего кагана, народ,
сделавший рабынями и сделавшийся рабами (у табгачей), упразднивший
(свои) тюркские установления, (этот-то народ) он привел
в порядок и наставил по установлениям моих предков, тогда же он
дал устройство народам тёлис и тардуш
(14)
И назначил тогда ябгу и шада. Справа (т.е. на юге) народ табгач
был (ему) врагом, слева (т.е. на севере) народ токуз-огузов
(под начальством) Баз-кагана был (ему) врагом, киргизы, курыканы,
"тридцать татар", кытай и татабы все были (ему) врагами; мой
отец-каган столько...
(15)
Сорок семь раз ходил с войском (в поход) и дал двадцать сражений.
По милости Неба он отнял племенные союзы у имевших
племенные союзы (т.е. у враждебных ему ханов) и отнял каганов
у имевших (своих) каганов (т.е. у враждебных ему народов, элей),
врагов он принудил к миру, имевших колени он заставил преклонить
колени, а имевших головы заставил склонить (головы). Мой
отец-каган...
(16)
Власть (свою) приобретя, улетел (т.е. умер). В честь моего
отца-кагана во главе (вереницы могильных камней) поставили "балбалом"
(изображение)Баз-кагана, а на то (т.е. Ильтеришево) царство
(букв. Над тою властью) сел мой дядя-каган. Мой дядя-каган
сев (на царство), опять устроил и поднял тюркский народ
(т.е. поднял его благосостояние, значение), неимущих он сделал
богатыми, немногочисленных он сдела многочисленными.
(17)
Когда сидел на престоле мой дядя-каган, я сам был шадом над
народом тардуш. С моим дядею-каганом мы ходили войною
вперед (т.е. на восток) вплоть до Шантунгской равнины, (орошаемой)
Яшиль-угюзом, назад (т.е. на запад) мы ходили войною
вплоть до Темир-капыга, перейдя через Кёгменскую (чернь), мы
ходили войною вплоть до страны ки(ргизов).
(18)
Всего мы ходили в поход двадцать пять раз, дали тринадцать
сражений, отняли племенные союзы у имевших племенные союзы и отняли
каганов у имевших (во главе у себя своих) каганов, имевших колени
заставили преклонить колени, имевших головы заставили склонить
(головы). Тюргешский каган был наш же тюрок, (из) нашего же
народа. Так как он не понимал (своего блага)
(19)
И провинился перед нами, то (сам) каган умер (т.е. был убит), его
"приказные" и правители были также убиты, народ "десяти стрел"
подвергся притеснению. Говоря: пусть не будет без хозяина страна
(букв. Земля и вода), принадлежавшая нашим предкам, мы, устроив
немногочисленный (или азский) народ...
(20)
Был Барс-бег; мы в то время (или: при тех обстоятельствах) даровали
(ему) титул кагана и дали (ему в супружество) мою младшую
сестру - княжну. (Но) сам он провинился, (а потому) каган умер
(т.е. он сам был убит), а народ его стал рабынями и рабами.
Говоря: "пусть не останется без хозяина страна Кёгменская, - мы
завели порядок в немногочисленном (т.е. пришедшем тогда в упадок)
народе киргизов. Мы пришли, сразились и снова
(21)
Дали (страну для управления киргизу?). Вперед (т.е. на восток)
за Кадырканской чернью мы поселили таким образом народ и завели
в нем порядок; назад (т.е. на запад) вплоть до Кенгу Тармана
мы поселили таким образом тюркский народ и завели в нем порядок.
В то время (наши) рабы стали рабовладельцами, а (наши) рабыни
рабовладелицами; младшие братья не знали своих старших,
а сыновья не знали своих отцов.(по дальности кочевий)
(22)
Таков был приобретенный нами племенной союз и такова
проявлявшаяся нами власть! (О вы) тюркские (и ?) огузские беги и народ,
слушайте! Когда Небо вверху не давило (тебя), и Земля внизу
не разверзалась (под тобой) (т.е. между тем как ниоткуда не
угрожала опасность), о тюркский народ, кто мог погубить твое
государство (твой племенной союз и законную власть над тобою?) Тюркский
народ,
(23)
покайся! Ты сам провинился и сделал низость (по отношению) к твоему
кагану, возвысившему тебя ради твоей же преданности, и (по отношению)
к твоему племенному союзу, хорошему по своим качествам
и делам. Откуда пришли вооруженные (люди) и рассеяли тебя?
Откуда пришли копьеносцы и увлекли тебя? Ты (сам), о народ
священной Отюкэнской черни, ушел. То ходил ты вперед(т.е.
на восток), то ты
(24)
ходил назад (т.е. на запад), и в странах, куда ты ходил, вот что было
для тебя хорошего: твоя кровь бежала (там), как вода, твои кости
лежали (т.е. нагромождались там), как горы; твое крепкое мужское
потомство стало рабами, твое чистое женское потомство стало
рабынями. Вследствие (твоего) непонимания (своего блага) и
вследствие твоей низости мой дядя-каган улетел (т.е. умер).
(25)
(В честь моего дяди-кагана) я поставил во главе (вереницы могильных
камней) "балбалом" киргизского кагана. (Тогда) Небо, которое,
чтобы не пропало имя и слава тюркского народа, возвысило моего
отца-кагана и мою мать-катун. Небо, дарующее (ханам) государства,
посадило меня самого, надо думать, каганом, чтобы не пропало имя
и слава тюркского народа.
(26)
Я отнюдь не сел (на царство) над народом богатым (скотом?), я сел
(на царство) над народом, у которого внутри не было пищи,
а снаружи одежды, (над народом) жалким и низким. Мы
переговорили (о делах) с моим младшим братом Кюль-Тегином, и,
чтобы не пропало имя и слава народа, добытого нашим отцом и дядею,
(27)
Я ради тюркского народа не спал ночей и не сидел (без дела) днем.
С моим братом Кюль-Тегином и с двумя шадами я приобрел (т.е.
предпринимал завоевания) до полного изнеможения (букв. Слабея-погибая). Столь много приобретя (т.е. завоевав), я не делал огнем и водой присоединившиеся (к нам) народы (т.е. старался ладить с ними мирно), я... по всем странам
(28)
Бродивший народ, ослабевая и погибая, пеш и наг, пришел (к нам) обратно. Чтобы поднять (свой) народ, (я предпринял) с большими войсками двенадцать (походов) налево (т.е. на север) против народа огузов, вперед (т.е. на восток) против народа кытай и татабы, направо (т.е. на юг) против табгачей... сразился. После
(29)
Того, - да будет (ко мне) Небо благосклонно, - так как на моей стороне было счастье и удача, то я поднял (т.е. призвал) к жизни готовый погибнуть народ, снабдил платьем нагой народ, сделал богатым неимущий народ, сделал многочисленный народ. Там, где верные племенные союзы и верные каганы. Я творил добро (т.е. действовал справедливо и милостливо). Живущие по четырем углам (т.е. странам света)
(30)
народы я все принудил к миру и сделал их не враждебными (себе), все они мне подчинились. Мой младший брат, Кюль-Тегин, много потрудясь и приобретя (для нас) столь большую власть, скончался. По смерти моего отца-кагана мой младший брат Кюль-Тегин остался семи (?) лет (от роду); в десять лет
(31)
для (т.е. на радость) ее величества моей матери-катун, подобной Умай, мой младший брат получил геройское имя Кюль-Тегин, (стал зваться мужем, т.е. богатырем). Шестнадцати лет (от роду) он (уже) вот что сделал для расширения государства и власти моего дяди-кагана: мы пошли войною на шесть чубов и согдийцев и разбили их. (Затем) пришло пятитуменное (т.е. пятидесятитысячное) войско табгачского Онг-Тутука; мы сразились,
(32)
Кюль-Тегин в пешем строю бросился в атаку, схватил Онг-Тутука с вождями вооруженной рукою и с оружием представил (его) кагану. То войско мы там уничтожили. Когда ему был двадцать один год, мы сразились с Чача-Сенгуном. В самом начале (сражения) он (Кюль-Тегин) бросился в атаку, сев на белого коня, (принадлежащего) Тадыкын-Чуре; этот конь там
(33)
пал. Во второй раз (т.е. при второй схватке) он сел верхом на белого коня, (принадлежащего) Ышбара-Ямтару; этот конь там пал; в третий раз он сел на оседланного гнедого коня Йегин-Силиг-бега и произвел атаку; этот конь там пал. В его вооружение и в его плащ более чем ста стрелами попали; но в начальника его авангарда даже и одна (стрела) не попала.
(34)
Его атаки, о тюркские начальники, вы вполне знаете! То войско мы там уничтожили. После этого великий Иркин племени Йэр Байырку стал (нам) врагом; мы их (его?), рассеяв, разбили при озере Тюрги-Яргун. Великий Иркин бежал с немногими только мужами. Когда Кюль-Тегину было (двадцать шесть?)
(35)
лет, мы предприняли поход на киргизов. Проложив дорогу через снег глубиною с копье и поднявшись на Кёгмэнскую чернь, мы разбили киргизский народ, когда он спал; с их каганом мы сразились в черни Сунга. Кюль-Тегин сел на белого жеребца из Байырку,
(36)
Бросился в атаку, одного мужа (т.е. воина) он поразил стрелою, двух мужей заколо (копьем) одного после другого. При этой атаке он погубил белого жеребца из Байырку, сломал ему бедро. Киргизского кагана мы убили и племенной союз его взяли. В том (же) году мы пошли против тюргешей, поднявшись в Алтунскую чернь и
(37)
переправясь через реку Иртыш. Тюргешский народ мы победили во время сна (и обратили в бегство)... Войско тюргешского кагана пришло при Болчу подобно огню и вину. Мы сразились; Кюль-Тегин, сев на серого коня Башгу, произвел атаку. Серый конь Башгу...
(38)
... двух из них он сам попустил взять (т.е. потерял?). затем снова войдя (т.е. ворвавшись в ряды врагов), он схватил собственноручно каганского приказного тюргешей, Тутука азов (!). Их кагана мы там убили, его племенной союз покорили. (Но) масса тюргешского народа вся откочевала в глубь (страны, т.е. подчинились). Тот народ при Табаре (?) мы поселили. Вернувшись
(39)
с целью устроить согдийский народ, мы, перепарвясь через реку Йенчу, прошли с войском вплоть до Темир-капыга. После этого масса тюргешского народа пошла на ставших (ей) врагами кенгересов. Кони нашего войска были тощи, провианта для них не было; плохие люди...
(40)
мужественные люди (воины) на нас напали. В такое время (т.е. при таких обстоятельствах) мы, раскаявшись (в своем предприятии?), отослали Кюль-Тегина в сопровождении немногих мужей. (Как мы после узнали) он дал большое сражение. Сев на белого коня героя Шалчы, он произвел атаку. Убил (многих) из народной массы тюргешей и покорил (оставшихся). Снова (или: назад) двинувшись...
(41)
(1) ... он сразился с Кушу-тутуком, его мужей он всех перебил, его дома и имущество без остатка все доставил (себе). Когда Кюль-Тегину было двадцать семь лет, народ карлуков вследствие свободы и независимости стал (нам) врагом. Мы сразились при священной вершине Тамаг.
(42)
(2) В этом сражении Кюль-Тегин был тридцати лет; сев верхом на своего белого (коня) героя Шалчы, он бросился в атаку, двух мужей он заколол (копьем) одного за другим; мы убили (многих) карлуков и (оставшихся) покорили их. Народ азов стал нам врагом. Мы сразились при Кара-кёле ("Черное озеро"); Кюль-Тегину шел (тогда тридцать первый (или был тридцать один?) год. На своего белого коня героя Шалчы
(43)
(3) сев, он бросился в атаку, схватил Эльтебера азов; народ азов тогда погиб. Когда племенной союз моего дяди-кагана стал мятежным и в народе стали появляться зависть и вражда. Мы сразились с народом изгилей. Кюль-Тегин, сев на своего белого (коня) героя Шалчы,
(44)
(4) бросился в атаку, тот конь там пал. Народ изгилей погиб. Народ токуз-огузов был мой собственный народ; так как небо и земля пришли в смятение (т.е. наступили из ряда вон выходящие смуты), он стал нам врагом. В один год мы сражались пять раз. Самый первый (раз) мы сразились при городе Тогу.
(45)
(5) Кюль-Тегин, сев на белого (коня) Азмана, бросился в атаку, шесть мужей он заколол, в свалке он порубил мечом седьмого. Во второй раз мы сразились с эдизами при Кушлагаке. Кюль-Тегин, сев на своего бурого азского (коня) и бросившись в атаку, заколол одного мужа;
(46)
(6) девять человек он убил при преследовании (?) (или: обернувшись? окружив?); народ эдизов тогда погиб. В третий раз при Бол... мы сразились с огузами. Кюль-Тегин, сев на белого (коня) Азмана, произвел атаку и переколол (нескольких врагов); их войско мы перекололи, их племенной союз покорили. В четвертый раз мы сразились при вершине (горы) Чуш. Тюркский
(47)
(7) народ дал ослабеть (своим) ногм и был готов оробеть. После того как Кюль-Тегин отогнал их (т.е. вражеское войско, пришедшее раньше нас на позицию?), мы убили, преследуя (или окружив?), на похоронах Тонга-Тегина, героев из племени Тонгра, десять человек. В пяты йраз мы сразились с огузами при Эзгенти Кадазе. Кюль-Тегин,
(48)
(8) на бурого азского (коня) сев, произвел атаку, двух мужей он заколол, но на город (?) не пошел(?). То войско тогда погибло. Перезимовав в укреплении Магы (или Амгы) весною, мы вышли с войском против огузов. (Потом) мы отпустили (?) Кюль-Тегина, чтобы он начальствовал (распоряжался) дома. Враждебные (нам) огузы напали на орду (т.е. на наше становище). Кюль-Тегин,
(49)
(9) сев на белого Огсиза ("Безумца"), заколол девять мужей (и) не отдал орды! Моя мать-катун и вы, идущие за нею (по знатности) мои сводные матери (т.е. другие жены отца Бильге хана). Мои тетки (или вообще старшие родственницы?), мои невестки (или вообще младшие родственницы?), мои княжны, сколько (вас) ни было, все вы были в опасности (или), оставшись в живых, попастьв рабство, (или), будучи убитыми, остаться лежать на земле и на дороге!
(50)
(10) Если бы не было Кюль-Тегина, все бы вы погибли. Мой младший брат, Кюль-Тегин, скончался, я же заскорбел; зрячие очи мои словно ослепли, вещий разум мой словно отупел, (а) сам я заскорбел. Время (т.е. судьбы, сроки) распределяет небо (т.е. бог), (но так или иначе) сыны человеческие все рождены с тем, чтобы умереть.
(51)
(11) Так с грустью думал я, в то время как из глаз моих лились слезы, и сильные (?) вопли исходили из (глубины) сердца, я снова и снова скорбел. Я предавался печали, думая: "вот (скоро) испортятся очи и брови обоих шадов и идущих за ними моих младших родичей, моих огланов, моих правителей, моего народа! В качестве плачущих и стонущих (т.е. для выражения соболезнования) пришли кытай и татабыйцы во главе
(52)
(12) с Удар-Сенгуном; от кагана табгачей пришли Исьи и (?) Ликенг и принесли множество (букв. 10000) даров и бесчисленное (количество) золота и серебра; от тибетского кагана пришел бёлён; сзади (т.е. с запада) от народов, живущих в странах солнечного заката; согд, берчекер (персы?) и бухарские (народы), - пришли Нек-Сенгун и Огул-Тархан.
(53)
(13) От народа "десяти стрел" и от сына моего, кагана тюргешского, пришли Макрач, хранитель печати, и хранитель печати Огуз-Бильге; от киргизского хана пришел Чур-Тардуш-Ынанчу. (В качестве) соорудителя здания (т.е. храма?) и камня с надписью, украшенного резьбою, пришли чиновники (камнетесы) кагана табгачей и Чанг-Сенгун.
Кюль-Тегин улетел (т.е. умер) в год овцы, в семнадцатый день; в девятый месяц, в
двадцать седьмой день мы устроили похороны. (Надгробное) здание резные (фигуры?) и камень с надписью (в честь) его - мы все (это) освятили в год Обезьяны, в седьмой месяц, в двадцать седьмой день. Кюль-Тегин умирал сорока семи лет. Камень... столь много резчиков привели тойгуры и эльтеберы (?)
http://www.kyrgyz.ru/?page=114
Обильна литература.

Есть ли подобные рунические памятники германцев или скандинавов 8 века ?!
Ничего подобного ( если не слово-два, то в наибольшем составе писульки в несколько строк). А руны пытаются и пытаются в научной пропаганде представлять сугубо германским произведением. Доколе ?!


© Copyright: Петр Золин, 2009
Свидетельство о публикации №2906020450

© 2022   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования