Uralistica

Футболка от Никиты INwoo

Одной из удивительных особенностей Ижевска является то, что в его истории не
зафиксировано ни одного (!) межнационального конфликта. Хотя ее начало
было весьма далеким от идиллии.

Москвин считал удмуртов малоспособными к заводским работам. Зато А.Ф.
Дерябин, напротив, буквально продавил высочайшее решение о приписке к
заводу окрестных удмуртских деревень: «Изъяснив способность вотяков к
отправлению заводских работ, и показав, что самые ближайшие к Камским
заводам селения состоят из оных, …просил, чтоб позволено было
предварительно зачислить к Камским заводам все ближайшие вотякские
экономических крестьян и другие в подушном окладе состоящие казенные
селения…».


Это мнение Дерябина было доложено императору, который повелел «вотяков из сего распоряжения не исключать, когда они ближе селениями
отстоят от заводов, нежели другие жители».


Подчинение коренного населения ритму заводской жизни было постепенным и в основном органичным. О чем, в частности, свидетельствует Рапорт
протоиерея Александро-Невского собора и благочинного Ижевского завода
Захария Лятушевича в Сарапульское духовное правление от 10 февраля 1828
г.: «как непременных заводских работников, так и платящих
государственную подать вотяков, проживающих в деревнях и принадлежащих
приходом к здешнему собору, находится обоего пола 2089 душ, а имеющие
оседливость в самом заводе вотяки, черемисы и чуваши из новобранцев как в
конторских заводских списках, так и в разрядских, равно и в наших
духовных росписях не считаются уже новокрещёными, а просто мастеровыми:
потому более, что они ничем не разнятся в исповедании христианской веры,
в принятии святых таинств и треб церковных от русских христиан, и
говорят по-русски хорошо все, живя между русскими, а потому наравне с
ними и пользуются христианским учением как во храме Господнем, так и в
домах своих. Живущие же новокрещёны вотяки в деревнях, принадлежащих
приходом к здешнему собору, при беспрестаннном обращении своем с
заводскими жителями и заводских с ними так же хорошо знают русский язык и
ничем не разнятся от них в вероисповедании христианском, и так же
наравне с ними пользуются пастырскими наставлениями, кроме новобрачных
жен, которые плохо разумеют русское наречие, поступая сюда в замужество
из приходов отдаленных от завода сел, как-то: Нылгинского, Вавожского,
Зятци-Узинского и Чутырского, но и они в продолжение времени навыкают
русскому языку от своего семейства…».


Очень скоро из непременных работников-удмуртов вырастали непосредственно заводские мастеровые, часть из которых была награждена высшей производственной наградой того времени – знаменитым царским кафтаном.


Удмуртским селениям вокруг Ижевска сотрудничество с заводами было крайне выгодно. Недаром многие удмурты выступили с оружием в руках против Красной Армии. В до сих пор неопубликованных воспоминаниях о событиях, связанных с Ижевским рабочим восстанием, один из участников тех событий, некто Дурманихин, воевавший на стороне красных, вспоминал:
«…сопротивление ижевцев было сильное, удмурты были очень воинственно настроены против нас… как на вертушке с вилами сопротивлялись».


Довольно распространенный до недавнего времени миф о том, что удмурты не приняли Ижевский завод, считали его инородным телом и источником зла, по всей видимости, опирается не на реальность, а на какие-то сиюминутные идеологические построения.


Просмотров: 181

Комментарий

Вы должны быть участником Uralistica, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Uralistica

Комментарий от: Карташов Сергей, Август 22, 2010 в 11:51pm
возможно журналисты не так сказали, а мы их не так поняли? а то получится как в глухом телефоне.
Комментарий от: Ortem, Август 22, 2010 в 10:00pm
речь не о том, что написано в книге, а почему она проходит по статье "профилактика экстремизма"
Комментарий от: Карташов Сергей, Август 22, 2010 в 3:14am
прочитав ее мы можем понять что в ней такого. а то может не то поняли и не так излагаем. про экстремизм в пензе никто не говорит, тем более о мокшанах и эрзянах, даже в литературе и не сравнивают их ни с чем либо
Комментарий от: Ortem, Август 22, 2010 в 1:33am
причем здесь перечитать книгу?
Комментарий от: Карташов Сергей, Август 22, 2010 в 1:12am
проще найти эту книгу перечитать и сказать свое мнение, о чем она.
Комментарий от: Ortem, Август 21, 2010 в 11:32pm
в пензенской области мокшан и эрзян не воспринимают экстремистами
не воспринимают, но издание книг по их части регистрируется как профилактика экстремизма

сейчас соотношение обратное, и многие считают, что нацмены к себе излишнего внимания требуют
Комментарий от: Карташов Сергей, Август 21, 2010 в 11:23pm
поэтому коренной народ не может восприниматься как враг
Комментарий от: Карташов Сергей, Август 21, 2010 в 11:22pm
в пензенской области мокшан и эрзян не воспринимают экстремистами. вообще если вникать в историю, это регион с их культурой, а не русской.
Комментарий от: Ortem, Август 21, 2010 в 2:23pm
тезис об отсутствии межнациоальных конфликтов в вводке к статье сидит не на своем месте, он отражает текущую тендецию глав межнациональных и прочих ведомств отчитываться о преоделаной работе в подотчетном им регионе, и смешно, когда термины типа "межнацинальые конфликты", которые используют для характеристики, например, кавказской ситуации переносят в Поволжье и уже пензеские чиновники относят работу с культурами мордовских народов ... (то ест, судя по всему, мокша и эрзя там воспринимаются как потенциальные этноэкстремисты)
то же самое здесь

здесь е о межнационалных конфликтах надо говорить, а тихой ассимиляции, а конфликты уже и сил не осталось
Комментарий от: Ortem, Август 21, 2010 в 2:00pm
мне кажется, что надо не удмуртов с точки зрения завода оценивать, а завод с точки зрения удмуртов. ну и сакрализировать его тоже не надо

© 2020   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования