«В эти же три дня Рождества носят по игрищам «чучелу». Чучела делается так. Берут бревно вершков пять в диаметре и три аршина длиной и вырубают из него подобие человека, как показано на рисунке 71, но без рук (руки делаются потом из одежды), ступни же вырубаются отдельно и вдалбливаются в ноги. Лицо раскрашивается красками, причем ему придается по возможности страшное выражение. На ноги надевают катанки, на тело сарафан, а на шею кофту. Из рукавов кофты делают руки. На затылок чучелы приколачивают распущенный лошадиный хвост (хвост этот заранее еще летом отрезывают у какой-нибудь чужой забеглой лошади, выбирая такой, который подлиннее и покрасивее), на голову надевается бабья морхатка, состоящая из околышка, завязываемого назади ленточками и пришитого к краям его колпачка, выдающегося впереди пузырем и спускающегося постепенно к затылку, под лентами же привешивают колокольчик с веревочкой у языка; в этот колокольчик потом и звонят. Внеся чучелу в избу, ее ставят в передний угол на пол. Девки до того боятся чучелы, что убегают из избы. Чучелу сберегают до следующего года, иногда и дольше. Летом, когда на заливные луга собираются из окрестных деревень девки для сбора дикого чесноку (они зовутся «чесноковками»), кладут ее на телегу и везут на луг. Девки, увидав ее, разбегаются» (Иваницкий Н. Сольвычегодский крестьянин, его обстановка, жизнь и деятельность // Живая старина. 1898. Вып. 1. С. 65).
Комментарий
а вот про коня. это разные культы. мне показалось что изготовление чучел само по себе характерно
Жертвоприношение коня практиковали и финно-угорские народы. Итальянский путешественник XV в. Иосиф Барбаро описал обычай мордвы в дни общенародных календарных празднеств расстреливать привязанную к жертвенному столбу лошадь. Затем мясо животного поедали, а из шкуры с головой делали чучело, поднимали его на вершину украшенного лентами священного дерева и поклонялись этому чучелу. Швед Ф. Штраленберг, побывавший в Поволжье в начале XVIII в., сообщил, что черемисы и чуваши вешают на деревья шкуры принесенных в жертву лошадей [349, стр. 354—356].
Тот же обряд у мордвы в конце XVII в. зафиксировал путешественник Ноорт Витзен [357, стр. 628-632].
Этот обряд был очень устойчив, и еще в XIX в. мордва, как и тюрки, чуваши, приносили жеребенка в жертву божеству Керемети, изображавшемуся на белом коне [101]. На Урале манси и вогулы развешивали шкуры коней на деревьях [42, стр. 92—93]. Подробная сводка всех этнографических данных о жертвоприношении коня у мордвы и черемис составлена И. Н. Смирновым [162; 161], им приведены и случаи захоронения коня вместе с убитым воином. Конь фигурировал и в культе и погребальном обряде черемис (марийцев) [77], зырян (коми) [127] 27.
http://www.kitabhona.org.ua/index.php?option=com_content&view=a...
Максим прав. См. ниже
Прологом к отдельным частям романа “В лесах” дана реконструкция сказания про доброго солнечного бога Ярилу, про его любовь к Матери Сырой Земле. Это не фантазия писателя, а “интересный опыт поэтического синтеза важнейших данных о мифе” [Виноградов, 1936, с. 27-28].
Они собраны из различных русских и славянских источников и объяснены известным русским ученым-мифологом А. Н. Афанасьевым. Мельников, используя передовую для 60-х годов научную концепцию Афанасьева, дополнил ее топонимическими и этнографическими данными существования культа Ярилы в Поволжье, включил описания весенних и летних празднеств (ночь на Ивана Купала, похороны Костромы и др.), придав повествованию историческую достоверность.
(например чучелом лошади с деревянными ногами, изготавливаемым у мокши на айгор озкс - моление лошадям по старым описаниям - Мельников-Печерский и т.д.)
пришлёте картинку\вставку из текста?
© 2021 Created by Ortem.
При поддержке
Вы должны быть участником Uralistica, чтобы добавлять комментарии!
Вступить в Uralistica