Uralistica

заметки по лекции Елены Данилко "Старообрядчество среди финно-угорских народов Урало-Поволжья"

Сегодня прошло второе занятие в рамках Финно-угорского лектория, с лекцией по старообрядчеству среди финно-угров Урало-Поволжья выступила Елена Данилко, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.
Пока запись лекции ещё не расшифрована, соберу свои выписки и заметки.

Урало –Поволжье - территория проживания множества этноконфессиональных групп.
Есть весьма интересные группы, образовавшиеся в результате перехода некоторой группы представителей этноса в другую религию и приобретение вследствие этого особого отличного конфессионального самосознания, самосознания относительно "материнского" этноса, обретение новых черт обрядности и образа жизни - например, чуваши-мусульмане.

Перепись 1897 г выявила, что есть старообрядцы-мордва и старообрядцы-коми-пермяки (Вятская губ. – 622 чел, Пермская – 1974 чел.)
Старообрядчество оказалось полиэтничным явлением.
Старообрядцы тяготели к внутренней замкнутости, культурная интенция замыкания присутствует и по сей день.
Синтез культур в ф-у старообрядчестве
Принятие старообрядчества среди ф-у народов – 18-19 вв.

Миграц процессы – массовое движение мордвы-эрзи в Заволжье, шли в менее заселенные уезды совр Самарской/Оренбургской обл-тей
Новообразовавшиеся эрзянские села оказывались в плотном русском окружении
Проникновение С в морд среду
Впосл-ии в 20 в часть эрзян переехала из Оренбуржья в Башкирское Зауралье.
Исследованияя Е.С.Данилко – в 2 компактн группах мордвы разн толков
1)Оренбургская группа 2) Башкирская группа
В Ульяновской области образовались совместные чувашско-мордовско-русские поселения.
Оренб.группа – поповское сословие. Их главный церковный приход – в г. Бугуруслане. Они поддерживали связи с крупн старообрядческими центрами.
Легенда о Боловодье стимулировала миграционные процессы среди старообрядцев.
В этой мест-ти было распростр-но сочинение, в к-ром описывался маршрут путешествия в Беловодье
Аркадий Беловодский был очень популярен среди мордвы-старообрядцев.

Башкирская мордва – беспоповцы (отказ от таинств, совершаемых свящ-ком)
Связи с русским старообрядчеством ослабленные и почти не поддерживаются.
Переселялись сюда после реформы 1861 г из Нижегородской губернии.

Старообрядческий эсхатологизм не исключал активной жизненной позиции старообрядцев.
Мордва, принимавшая С., приобр такие же кач-ва – соц мобильность
Мордва-С. Скупали по дешевке пустующие земли вокруг Стерлитамака – обр-ли поселение – открыли кожевенное дело и мелкие ремесл произв-ва
Близость С. Монастырей к местам рассел-я мордвы
С. Довольно прочно вошло в морд среду
Гонения, к-рым подвергались С., исключали приход в эту среду случайных людей
Возможный переход инородцев в С. Очень беспокоило правосл духовенство
Переход в старообрядчество часто был св с миграц процессами – это облегчало совм хоз дела на новых территориях между русскими и коми-пермяками.
Старообр принимали именно те коми-пермяки, к-рые переселялись на нов земли
Коми-язьвинцы и коми-зюздинцы – у них до сих пор сохр-ся старообрядческие приходы
Находились в том числе в геогр изоляции от др групп коми-пермяков
Юрлинская волость
Там было очень интенсивным взаимод-е русских с коми-пермяками
Афанасьевский р-н Кировской обл
Старообр-во в среду зюздинских коми-пермяков проникало ч/з заводы и ч/з Глазовский уезд.

Омутнинский з-д – горно-пром произв-во – крестьяне-коми-пермяки продавали хлеб на горных заводах
Горные заводы – старообр центры – дешевая раб.сила, добросовестная, не склон к алкоголизму
На горн заводах было много старообр
В Глаз уезде были С тайные монастыри
Отс-е гос контроя за этими земельн угодьями - выселково-починковый тип хозяйствования
Язьвинские коми-пермяки
Эту мест-ть часто наз островом – гористая мест-ть, + особая э/культ ситуация – сформ своя трад культура, особый говор
Лыткин писал, что в 1579 году здесь уже сущ 3 насел пункта вдоль реки Язьвы
Множ-во мелких починков
Насел пункты были малолюдн – число дворов редко превышало 10
С принятием С. Началось передвиж-е коми-язьвинцев в необжитые участки
Граница между офиц правосл и С проходит по деревням
Сочинение «Раскол в Пермском крае»
«многие коми-язьвинцы обратились в раскол»
Старообр скит – неск-ко раз был разорён властями
Муж, затем появ жен монастырь на р.Пудве
Появ Талицкая пустынь
Пудьвинская лавра – сохранялся до недавнего вр. – в сов.период что-то там функционир
В д.Ваньково и в советское время сохр-лась старообрядческая церковь
Самосозн-е язьвинских к-п выражено ярче, чем у др групп – это связ в т.ч. с распростр-ем С помимо их геогр изолир-ти – живой к-п язык там сохранился
Церковнослав язык оставался у них языком молитв общения
В быту – коми-язьв язык
Мы не русские, мы не коми-пермяки, мы – старообрядцы – характерна и такая самоидентификация.
«язьвинцы», «язьвинские» - внешняя идентификация, появ в сер 90-х гг 20 в
Символом возрожд-я коми-язьв. к-ры явл нац.праздник Сарчик, праздн-е к-рого инициировано Г. Чагиным
Школьный краеведческий музей
Написали Букварь коми-язьвинского языка
Выраженное стремление к призн-ю отдельного статуса коми-язьвинцев
Чагин счит к-я отд народом
Фильм «Легенда о забытом народе»
Зюздинская группа коми-пермяков
В 2000-е стало считаться, что группа почти полностью ассимилировалась.

Молодёжь предпочит исп-ть русский язык в общении
К-перм яз счит-ся непрестижным, тупиковым
Аккультурация
Гос нац политика совет периода
Ассимиляция
Эта группа пермяков оказалась на периферии обществ жизни
Явной взаимосвязи с религ принадлежностью не прослеживается – быстро ассимилир и правосл, и старообр
Религ фактор не стал таким важным фактором самоопреджеления, как у язьвинских коми-пермяков
Чресполосное рассел-е – распространение старообрядчества в среде поволжских народов
в Ульяновской обл было развито отходничество
социокультурн фактор – знание мордвой и коми-пермяками рус языка –
обращаемые в старообрядчество были к этому внутренне готовы – это вытекало из мировоззр кризиса язычества – его несоответствия реалиям изменившегося мира
старообр проповедники всегда готовые объяснять, не взимавшие платы, рисковавшие собств безопасностью выглядели более привлекательно, чем офиц правосл проповедники
за офиц православиеем был образ давления государства
также как и инородцы, раскольники находились в полож-ии аутсайдеров
в офиц дискурсе было предст-е, что С популярно среди неграмотного населения
крестьяне уходят в раскол, т..к офиц свящ-ки к ним редко доезжают – не удовл их духовн нужды
«От церкви отпадают самые усердные» - из миссионер отчётов
Особый тип религиозного синкретизма – коми-пермяки переходили в С, минуя офиц православие, из своей трад языч религии – наслоение религиозных пластов
Эсхатологизм, развитая книжность, культура переписывания книг, осозн-е нек-рых культурн м-тов как отчётливо старообрядческих
У зюздинских к-п распростр-ны легенды о чуди – она накладывается и срастается с легендой о предках-старообрядцах
Множ-во идеологических легенд
Неоднозначное влияние – консервация этнических черт/размывание этнических черт.
Старообрядческая традиция способствовала тому, что у С.мордвы эл-ты похоронной обрядности не сохранились, т.к. тракт-ся как языческие
Единичные случаи старообрядчества среди удмуртов.
Экспедиция в поисках Беловодья – в Турции, в Китае – возвращались ч-з Дальний восток
Старообрядцы не приняли картофель
История земля имманентность
Утопический мотив оказался менее функциональным в объяснении повседн явл-й
Пересказы сюжетов, отн-ся к 13 веку, бытуют и сейчас
Ф-у старообрядцы/русские старообрядцы?
Язык/культура – свои или русская?
У эрзян-старообрядцев Оренбург области сохр-ся эрзянский язык
Поддерживали контакты с мордвой-нестарообр. – женились на них
Иерархия брачных предпочтений: - 1.старообр-цы независимо от этнич происх-я, 2. Мордва, 3…
Русские Старообр-цы, живущие вблизи с татарами, - легенда о конце света – первыми будут старообр-цы, потом татары, потом русские – татары перед русскими, т.к. им импонирует татарская ревностность в вере
Чуваши-старообрядцы – беспоповцы, читают молитвы на чувашском языке – используя чувашскоязычные книги офиц православия (т.к. не осталось людей, знающих ц\с язык) –
Язьвинцы – беглопоповские
Зюздинские – белокриницкие

Мордва-молокане – 19 в – Оренбуржская область, Башкирия
Мордва сперва прошла через офиц православие - потом вошла в старообр-во
Чуваши, коми-пермяки – сразу из язычества в старообрядчество


... Скоро полноценный текст

Просмотров: 650

Комментарий

Вы должны быть участником Uralistica, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Uralistica

Комментарий от: Daniil Zaitsev, Июль 30, 2014 в 2:31am

  если кому-то удастся сделать дерусифицированное удмуртское православие, я с интересом на это посмотрю, пока всё оборачивается аккультурацией, к сожалению.

Ortem Вот в этом вся и суть, при чем центральным словом в вашей реплике следует признать слово "кому-то". Вот этих кого-то и нет.

С одной стороны мы имеем чистого теоретика Григория (Лурье), крупнейшего специалиста по истории православной церкви в РФ, с европейским образований, и одного из не многих православных ученых с мировым именем. Ну тут и загвоздка, он представитель ИПЦ (Истинно Православной Церкви), а не официальной Московсковской Патриархии, следовательно он враг РУсской Православной Церкви, и далее российской государственности и с помощью небольших махинаций можно объявить его и врагом Русского народа.

С другой стороны это практики - Михаил Атаманов, и сюда же можно можно причислить менее известного более молодого менее степенитого, епископа Ардатовского Веньямина (Кирилова), убежденного сторонника эрзанизации православия. Но проблема в том что они оба являются не просто клириками МП РПЦ, а по сути дела ее плодами, не знакомыми с другими православными традициями, и не мыслящими себя вне традиций впитанного ими русского православия частью которого они являются. поэтому их деятельность ограничивается чисто формальными переводами с церковно славянского (к оригинальным текстам на греческом или древне еврейском и арамейском они никогда не обращаются). Да как вы правильно заметили поют то вроде по-удмуртски а суть то все равно русская.

Хотя учитывая богатство православной традиции можно сделать удмуртское богослужение лишь отдаленно сходным с официальным славянским, употребляемым РПЦ, взять не литургию Хризостома, а литургию апостола Иаков Не иерусалимский устав а Эвергетидский (корнями вообще восходящей к армянам. Да и даже приведенный пример миней, взять не по Димитрию ростовскому (XVIII в), под редакцией профессоров МДА Клучевского и Успенского, а по Симеону Метафрасту, которых, кстати, по русски не существует.

но тут и дилемма, теоретики не могут это это осуществить на практике не заинтересованным. Вот и получается. что этих "кого-то" просто нет! 

Комментарий от: Ortem, Июль 29, 2014 в 5:52pm

По этому вопросу сложился своего рода даже уже комплекс. Хотя какой нибудь епископ Григорий (Лурье) вам скажет что делать из православия русскую веру это гнусная ересь. 

если кому-то удастся сделать дерусифицированное удмуртское православие, я с интересом на это посмотрю, пока всё оборачивается аккультурацией, к сожалению.

Четьи-Минеи удмурт кылын - бон кызьы со луыны быгатэ?

Комментарий от: Ortem, Июль 29, 2014 в 5:51pm

Но конечно  как в вашей ссылке так грубо парафинить людей не красиво, многие действительно убеждены что Христос это общеудмуртский бог.

Христос не видел ни леса, ни болот, каким удмуртским богом он может быть?

Комментарий от: Ortem, Июль 29, 2014 в 5:50pm

А вот кстати нашел замечательный образец- удмурт теология: "Кылдысин — «кыл» — слово, «дысен, дысин» — одетое, в одежде, воплощенное. А в Библии Иисус Христос называется воплощенным словом, словом в одежде. Дак вот Кылдысин — это своеобразная интерпретация этого слова, перенесение христианского смысла в родной удмуртский контекст".

это народная этимология

Комментарий от: Daniil Zaitsev, Июль 29, 2014 в 5:44pm

Ӟуч инмар это конечно интересно, я не учел исторический аспект, что православие за столетия уже твердо зарекомендовало себя как русская вера, и изменить это восприятия будет довольно сложно. По этому вопросу сложился своего рода даже уже комплекс. Хотя какой нибудь епископ Григорий (Лурье) вам скажет что делать из православия русскую веру это гнусная ересь. Помню как то приходилось общаться с эрзянами лютеранами, у них антитеза простая простая православие - это русская вера - это плохо, лютеранство - финская это хорошо.  

Но конечно  как в вашей ссылке так грубо парафинить людей не красиво, многие действительно убеждены что Христос это общеудмуртский бог. А вот кстати нашел замечательный образец- удмурт теология: "Кылдысин — «кыл» — слово, «дысен, дысин» — одетое, в одежде, воплощенное. А в Библии Иисус Христос называется воплощенным словом, словом в одежде. Дак вот Кылдысин — это своеобразная интерпретация этого слова, перенесение христианского смысла в родной удмуртский контекст".

Комментарий от: Ortem, Июль 29, 2014 в 1:14pm

Поэтому никаких вероучительных препятствий для воплощения жизнь идей Атаманова, о создание самобытного удмуртского православия и удмуртской церкви нет, препятствия политические и номенклатурные.

как вам сказать. православная обрядность она вся такая неудмуртская - и когда в церкви поют по-удмуртски, всё равно всё как-то не то. общая православная церковь - общая культурная платформа с русскими, стоя на которой легко потерять собственные уникальные черты.

Недаром же Христа удмурты называли "зуч инмар"

Комментарий от: Daniil Zaitsev, Июль 29, 2014 в 1:08pm

 "у С.мордвы эл-ты похоронной обрядности не сохранились, т.к. тракт-ся как языческие". Какая разница, если генетически они оказались, более чистокровными, если на культурном и бытовом уровне, они стали более русскими, чем сами русские официальной церкви. Старообрядцы даже под пальмами Боливии, создают бытовую среду не допускающую в себя ничего не русского.

Любая ненациональная религия - национальное отступление.

Жесткий тезис. Но одно из преимуществ традиционного православия, заключается в том что объявляя себя на догматическом уровне вселенским, оно относительно легко трансформируется в национальную религию любого народа. Поэтому можно говорить о грузинском православии, о сербском православии, наконец о русском, при этом само православие не привязано строго к определенному народу, в отличие от старообрядчества, которое может быть только русским. Поэтому никаких вероучительных препятствий для воплощения жизнь идей Атаманова, о создание самобытного удмуртского православия и удмуртской церкви нет, препятствия политические и номенклатурные.

Комментарий от: Ortem, Июль 29, 2014 в 1:57am

Daniil, молокане упоминаются попутно, но лекция была целиком только о старообрядчестве.

Любая ненациональная религия - национальное отступление. Думаю, что в некоторых ситуациях ф-у-старообрядцы за счёт своего старообрядства не смешивались с новообрядным русским большинством

Комментарий от: Daniil Zaitsev, Июль 29, 2014 в 1:48am

На протяжение, всего чтения, меня обуревали сомнения, что здесь смешиваются старообрядчество, и русское сектанство, последнее совершенно разношорстно по своему происхождению. Упоминание молокан в конце лишь убедило в этом. Молокане это протестанстантская секта, собственно возникшая на фоне Revail внутри меннонитской по этническому составу немецкой церкви немецких поселенцев. Собственно протестантизм всегда был миссионерски настроен, и один из упреков которые молокане выдвинули официальной меннонитской церкви - отказ от проповеди в угоду царскому правительству. Они действительно сразу ринулись проповедовать среди мордвы и частично чувашей, в которых увидели народы обделенные благой вестью, в том числе и со стороны  официальной РПЦ.

Но вот что касается классических старообрядцев, это явление маргинальное, о чем говорят сами приведенные здесь цифры. И эти группы как правильно отмечено теряли свою этническую идентификацию в пользу религиозной.

Вообще старообрядчество это более мощный инструмент русификации, чем даже официальная православная церковь, даже на бытовом уровне.Старообрядчество возводило русский быт XVII в. в непреложную догматическую истину которой все должны придерживаться, возвело церковно славянский язык в статус единственного священного, на котором только и можно молится, всегда апеллировало к авторитету русских святых. Собственно тот упрек который они кидали еще Никону - русских чудотворцев не чтит, а они двумя перстами крестились, а Никон хочет сделать все как у отступников греков. Представить в такой парадигме мечту Михаила Атаманова об Удмурт черк в принципе не возможно. Для старообрядца это просто страшное богохульство. В официальной РПЦ это вполне реально хотя бы в виде эксперимента и мечты.

Комментарий от: Ortem, Ноябрь 18, 2009 в 1:53am
есть масса малоизученных локальных/региональных/краеведческих сюжетов, которые, к сожалению, остаются не включенными в широкий культурный оборот.
Когда в российской науке возобладает локалистский подход? история уездов, общин не менее важна и эвристична,чем бесконечные историософские злоключения о путях русской истории

Пусъёс

© 2019   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования